– По данным аналитиков ЕАБР, Казахстан больше других стран в ЕАЭС потратил средств на поддержку экономики по отношению к ВВП – 8,7%, Россия – 4,5%, Беларусь – 1,4%. Как Вы считаете, достаточны или эти меры?
– В целом наша страна выделила больше, чем многие развивающиеся страны, но это столько, сколько смогли. В идеале достаточно – это 15-20% от ВВП, но это смогли себе позволить в основном развитые страны.
– В кризис государство поддержало строительную отрасль, кроме существующих госпрограмм по строительству социального жилья, стало возможным использование пенсионных накоплений. Оказало ли это какое-либо влияние на рост ВВП?
– Да, дало эффект на 1,5-2% от ВВП
– По Вашему мнению, как кризис сказался на населении? Можно ли говорить о том, что пик кризиса пройден?
– Да, пик пройден. Самыми тяжелыми оказались март-июль прошлого года, потом ситуация начала улучшаться. Конечно, мы еще не восстановились полностью, плюс мешает новая волна коронавируса и вводимые из-за нее ограничения. Ну и плюс есть эффект в виде роста невозвратов по кредитам, по ним тоже надо будет думать, как быть. Это сильно ухудшает в моменте настроения и возможности людей.
– По данным центра "Стратегия", в Казахстане увеличилось количество людей, которым хватает денег только на еду. Речь идет о той категории населения, которым раньше хватало на еду и одежду, теперь только на еду. Как Вы считаете, каково реальное число бедных людей в Казахстане?
– Я с ними согласен. Точную оценку трудно сказать, но в целом от пандемии в материальном плане пострадало около 4 млн. человек, и, скорее всего, около 1 млн человек все еще не могут выйти из тех проблем, которые набрались за время пандемии.
– Пандемия обнажила проблемы в медицине и повлияла на отток кадров из Казахстана. Сколько теряет экономика страны от смерти каждого человека и от каждого уехавшего специалиста?
– Подготовка специалиста обходится в $100-300 тысяч долларов, и это если брать период обучения и первые годы накопления опыта. А в целом если считать эффект от реализации идей и талантов, то эффект может быть намного больше, в десятки и сотни раз больше.
– По Вашему мнению, когда в стране произойдет восстановление экономики?
– Если новых волн не будет, то еще год-два уйдет на полное восстановление.
– Как Вы считаете, можно ли этот кризис назвать самым тяжелым в истории страны или были/будут хуже?
– Думаю, в целом мы вступаем в турбулентное десятилетие, которое может дать кризисы и похуже. Но все зависит от качества госуправления. Кризис дает еще некоторые возможности, нет худа без добра.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!