В июне 2020 года на казахстанском внутреннем рынке было реализовано 2 млн 622,1 тыс литров коньяка. И это абсолютный рекорд, ведь так много этого вида алкоголя в республике еще не продавалось. По сравнению с июнем 2019-го года сбыт (и, соответственно, спрос) вырос в 2,6 раза (с 990,3 тыс. литров), с июнем 2018 года – на 91% (с 1,37 млн литров).
Всего за шесть месяцев 2020 года в Казахстане было реализовано 12 млн литров коньяка. По сравнению с январем-апрелем 2019-го потребление увеличилось на 85%. Другими словами: казахстанцы выпили на 5,5 млн литров больше, чем год назад. Учитывая, что большая часть продаж пришлась на карантинные месяцы, можно предположить, что значительная часть этого алкоголя была выпита на кухнях, а не в ресторанах и кафе. При этом стоит отметить:
- Спрос на коньяк относительно соответствующего месяца предыдущего года растет уже восемь месяцев подряд.
- В июне 2020 года продажи на внутреннем рынке оказались выше, чем за весь II квартал 2017 года (около 2,4 млн литров) и лишь на 18,9% меньше совокупных продаж апреля-июня 2019-го (3,23 млн литров).
- В марте-июне среднее потребление коньяка составляло 2,21 млн литров в месяц. До этого не было ни одного месяца, когда продажи составляли хотя бы 2 млн литров.
Производство не успевает за спросом
Как на рост спроса реагирует производитель? Официальная статистика тут однозначного ответа не дает. По данным комитета по статистике, за семь месяцев в республике было разлито 6,2 млн литров коньяка. А вот сколько было год назад – показатели расходятся:
- По данным из бюллетеня "Основные показатели работы промышленности за январь-июль 2020 года" следует, что годом ранее было произведено 5,93 млн литров, то есть рост объемов составил 4,7%.
- Однако если смотреть данные с того же бюллетеня годичной давности, то окажется, что за семь месяцев 2019 года было произведено 6,53 млн литров. А значит, в 2020 году производство упало на 5%.
Как бы то ни было, пик производства в 2020 году пришелся на апрель – 1,07 млн литров, что на 2% больше показателей апреля 2019-го. Однако в январе, марте, а также мае-июле производство оказывалось ниже уровня аналогичных месяцев предыдущего года.
Неудивительно, что на этом фоне растет импорт. Причем очень сильно – по итогам первого полугодия объем ввезенной продукции вырос в восемь раз! Так, в январе-июне 2019 года общий объем составлял 828,1 тысячи литров. В одном только июне 2020-го было завезено более 1,86 млн литров, а за шесть месяцев – 6,66 млн. Как итог: отечественные производители потеряли значительную долю рынка. Сейчас они контролируют 44,6%, тогда как годом ранее показатель был на уровне 87%.
Водка вновь стала нужной
Коньяк – не единственный напиток, потребление которого растет. С ноября 2018 года по март 2020-го включительно спрос на водку каждый месяц оказывался ниже, чем годом ранее. Но наступил карантин, и продажи вновь выросли:
- В апреле 2020 года на внутреннем рынке было реализовано более 2,8 млн литров, тогда как годом ранее объем сделок составлял менее 2,5 млн литров.
- Майские продажи составили 2,98 млн литров, что на 28,4% больше уровня годичной давности. Это самый большой прирост потребления с осени 2018 года.
- В июне на внутреннем рынке было реализовано 3,7 млн литров – это максимум с декабря 2018 года. То есть даже 2020 год казахстанцы отмечали с меньшим количеством водки, чем окончание карантина.
Всего в первом полугодии на внутреннем рынке было продано 16,13 млн литров водки. Это на 1 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Выросло и производство водки. Правда, непонятно насколько: как и в случае с коньяком, показатели производства не "бьются". За семь месяцев 2020 года в республике разлито 12 млн литров. По данным из 2019 года, за аналогичный период того года объем производства составлял 11,2 млн литров, по обновленным данным из свежего бюллетеня – 9,9 млн литров.
При этом зарубежной водки в Казахстане стало меньше. По данным комитета по статистике, в первом полугодии 2019-го в республику было завезено 3,6 млн литров, в январе-июне 2020го – около 2,4 млн. Таким образом, за год импорт снизился на треть.
Спрос на вина снизился
Если спрос на крепкий алкоголь во время карантина вырос, то на вина заметно упал. Например, в июне на каждую проданную бутылку коньяка приходилось 0,8 бутылки вина того же объема. И это крайне редкий случай, ведь обычно ситуация противоположная. Например, в ноябре 2017 года на литр проданного коньяка приходилось 3,7 литра вина.
Всего за шесть месяцев 2020 года на внутреннем рынке было продано 15,3 млн литров вина. Это минимальное значение за три года – по сравнению с январем-июнем 2019-го спрос упал более чем на 200 тысяч литров. Впрочем, это неудивительно: вино – напиток во многом банкетный. Нет банкетов – нет спроса со стороны кафе и ресторанов.
Интересная динамика в продаже шампанского:
- В январе-марте на внутреннем рынке было реализовано 324 тыс. литров.
- В карантинном апреле продажи резко упали до 2,9 тыс. литров – это в 19 раз меньше среднего объема сделок для этого месяца.
- В мае продажи подскачили до 184,9 тыс. литров – показатель, больше характерный для второй половины года.
- В июне объем реализации вновь провалился – до 1,8 тыс. литров, что в 43 раза меньше уровня июня 2019-го
И при всем при этом объем продаж по итогам полугодия оказался на 60% выше уровня января-июня 2019-го! А все потому, что за шесть месяцев предыдущего года казахстанцы выпили 319,6 тыс. литров шампанского, то есть меньше, чем в I квартале текущего года.
Потребление пива оказалось на рекордном уровне
Закрытие кафе (в том числе летних), пабов и прочих подобных мест отдыха, а также трудности с проведением досуга на природе привели к тому, что с началом карантина упал спрос и на пиво:
- В апреле казахстанцы купили 52 млн литров этого напитка – это минимальное значение для этого месяца за последние пять лет.
- За четыре месяца продано 205,4 млн литров пива – это на 7 млн меньше, чем годом ранее (но на 5,6 млн больше, чем в 2018-м).
- Снижение спроса год к году по итогам апреля составило почти 20%. В течение предыдущих 27 месяцев сокращение отмечалось лишь четырежды, а средний рост за это время составил 8,5% - настолько казахстанцы покупали пива больше, чем год назад.
Но ситуация быстро вернулась в норму. Майский спрос превысил 73 млн литров (+6,4% к маю 2019-го), июньский составил около 79,5 млн (+18,9%). Как итог: за полгода казахстанцы выпили на 10 млн литров пива больше, чем годом ранее – 358 млн против 347,9 млн.
Так много пива еще не варилось
По итогам шести месяцев на экспорт было отправлено около 7,3 млн литров пива – это на 31% больше, чем годом ранее. Впрочем, иностранного пива все равно в республику попадает больше – 28,8 млн литров, или +3,9% к январю-июню 2019-го. Что касается производства, то тут ситуация обстоит следующим образом:
- С января по март показатели производства были выше прошлогодних, находясь на максимальном уровне за последние как минимум восемь лет.
- В апреле показатель оказался худшим за три года, одним из худших за пять лет и ниже среднего за 2013-2020 годы. Снижение производства к аналогичному месяцу предыдущего года составило 21,6% – худший показатель с декабря 2016-го. В общем, месяц не задался.
- В мае выпуск вновь стал расти – вновь максимальные темпы за восемь лет.
- В июне был поставлен исторический рекорд производства – более 75 млн литров пива. В июле для его повторения не хватило лишь чуть-чуть (объемы составили 74,7 млн).
Как итог: за семь месяцев объем выпуска пива составил 411,3 млн литров. И это примерно на 12,1 млн больше, чем годом ранее.
Алексей Никоноров
Подпишитесь на наш канал Telegram!