В Великобритании продолжается активное обсуждение нового законопроекта, по которому Соединенное королевство может конфисковать всю собственность олигархов из Казахстана и других бывших советских республик. Закон "О криминальных финансах" внесен в британский парламент, он предполагает такое любопытное определение как "богатство необъясненного происхождения", в рамках которого любую собственность или даже сомнительные счета иностранных граждан королевство сможет конфисковывать в свою пользу.
Этим способом английские власти намерены бороться с отмыванием денег, нажитых криминальным путем, чье происхождение может быть связано с уходом от уплаты налогов и криминалом. Как отмечают британские СМИ, этот закон в основном будет направлен против олигархов из России, Казахстана, Азербайджана и стран арабского мира, так как в отношении представителей этих государств чаще всего у властей королевства возникают сомнения относительно прозрачности их доходов. Согласно проекту закона, проверкам могут подвергаться любые объекты недвижимости, стоимость которых превышает 100 тыс. фунтов стерлингов. Таким образом, под проверки будет попадать почти вся недвижимость, купленная иностранцами в Лондоне, так как купить квартиру или дом ниже этой суммы в Англии почти невозможно.
По данным британской полиции огромные средства отмываются через Лондонские банки. Национальное агентство по преступности считает, что до 100 млрд фунтов нелегальных средств может проходить через Великобританию каждый год. Большая часть этих денег "инвестируется" в сферу недвижимости, а также в другие активы, такие как роскошные автомобили, предметы искусства и ювелирные изделия.
По данным международного брокера зарубежной недвижимости, компании Tranio Великобритания -- одна из самых популярных стран для вывода капитала. При этом здесь действуют жесткие законы, направленные на борьбу против сомнительного его происхождения. В стране более 1,5 млн трастов, использующихся для облегчения процедуры наследования и для оптимизации налогообложения. Несмотря на это, по данным Transparency International, почти 37 тыс. объектов недвижимости в Лондоне принадлежат офшорным компаниям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах, Гернси, Джерси, Мэн и в других "налоговых гаванях".
При этом в стране действуют пять законодательных актов, направленных на борьбу против отмывания денег и финансирования терроризма: Terrorism Act 2000, Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001, Proceeds of Crime Act 2002, Serious Organised Crime and Police Act 2005 и Money Laundering Regulations 2007. Согласно Proceeds of Crime Act 2002, отмывание денег наказывается сроком до 14 лет тюрьмы и штрафом, размер которого устанавливает судья. Банковский служащий или сотрудник инвестиционной компании обязан докладывать обо всех подозрительных транзакциях. В противном случае для него предусмотрено наказание в виде штрафа и семи лет заключения.
Если директор компании не организовал процедуру отслеживания сомнительных сделок, то ему могут присудить два года тюрьмы и штраф. В отличие от других юрисдикций, британский список правонарушений, связанных с отмыванием денег, включает не только серьезные преступления. Также в системе Великобритании нет ограничений на размер расследуемых сумм. Финансовые транзакции могут и не иметь типичных для отмывания денег черт, и, тем не менее, британские законы могут рассматривать их как отмывание денег. Кроме того, в Великобритании невозможно открыть банковский счет за один день: банк проверяет нового клиента около недели. Многие российские СМИ сообщают о том, что под влиянием санкций британские банки ужесточили процедуру проверки происхождения российских капиталов. В начале февраля 2015 банки разослали российским клиентам письма с просьбой объяснить, откуда и как были получены средства. Банки, не проверяющие клиентов должным образом, рискуют не только своей репутацией, но и финансами. Например, в августе 2014 года США оштрафовали британский банк Standard Chartered за то, что тот не прекратил проводить "подозрительные транзакции" с иранскими клиентами.
О том, насколько теперь будет осложнена жизнь казахстанских и российских олигархов, желающих скупать недвижимость в Лондоне, abctv.kz поговорил с директором по финансовым сервисам компании Tranio, занимающейся вопросами анализа мирового рынка недвижимости, Кириллом Шмидтом.
- Кирилл, расскажите, пожалуйста, какова вероятность, что сейчас англичане реально начнут изымать счета российских и казахстанских олигархов в связи с законом "О криминальных финансах"?
- Законопроект не направлен конкретно на граждан бывших советских республик. Проверке могут подвергаться любые активы стоимостью более 100 тыс. фунтов стерлингов. Если их владелец не сможет доказать легальное происхождение средств, активы могут быть изъяты. Отвечать за изъятие и проверку будут разные агентства, такие как The Serious Fraud Office, HM Revenueand Customs. "Пострадают" преступники, коррупционеры, причём исключение не будет делаться и для самых влиятельных людей. Тем, кто получил и потратил деньги законно, опасаться законопроекта не следует.
- Как вы считаете, с какой целью принимается этот закон?
- По данным английского Национального агентства по борьбе с преступностью (National Crime Agency), каждый год через Великобританию проходят до 100 млрд фунтов стерлингов сомнительного происхождения. Большая доля этих средств вкладывается в покупку недвижимости, а также предметов роскоши - дорогих автомобилей, предметов искусства и прочего. Проверки могут коснуться в первую очередь владельцев дорогостоящей недвижимости. По данным Transparency International, более 36 тыс. объектов недвижимости в Великобритании оформлены на офшорные компании, источники происхождения средств которых неизвестны. В Англии и Уэльсе за последние 15 лет офшоры приобрели объекты на общую сумму 150 млрд фунтов стерлингов. Если раньше Великобритания позволяла отмывать деньги даже лицам, обвинённым в преступной деятельности на родине, то теперь этому приходит конец. Законопроект о криминальных финансах принят в рамках борьбы с отмыванием коррупционных денег и с финансированием терроризма.
Подобные инициативы вводятся и в других странах. Например, в 2014 году страны ЕС согласовали четвертую директиву против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), цель которой -- создание глобального реестра конечных бенефициаров активов и проверка всех финансовых операций. С 2017 года страны ЕС создадут централизованные реестры, в которых будет содержаться подробная информация о конечных владельцах компаний, трастов и других структур, зарегистрированных в европейских юрисдикциях. Информация о конечных бенефициарах будет доступна компетентным органам, службам финансовой информации, банкам и прочим организациям. Россия тоже не исключение. В РФ действует закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года, согласно которому сотрудники агентства недвижимости, страховой компании или банка обязаны сообщить в Росфинмониторинг о любой операции на сумму свыше 600 тыс. руб. и о каждой сделке с недвижимостью на сумму более 3 млн руб. Помимо этого, страны ОЭСР подписали Соглашение об автоматическом обмене информацией, которое начнёт действовать в 2017–2018 годах, в зависимости от страны. Будут проверяться счета физических лиц с остатком более 1 млн долларов и юридических с остатком более 250 тыс. Россия присоединится к этому соглашению в 2018 году.
- Может ли этот закон ударить по самой Англии, привлекательности инвестиций в нее, не отпугнут ли такие нормы потенциальных инвесторов?
- Закон отпугнёт только тех инвесторов, кто использует сомнительные средства для покупки активов. Инвесторы с "белыми" доходами продолжат вкладывать деньги в Великобританию, как и раньше. Лондон продолжит оставаться востребованным рынком для вложения капитала, так как это одна из мировых финансовых столиц, один из крупнейших рынков недвижимости мира и динамично развивающийся город. Однако с учётом огромного потока нелегальных средств, проходящих через британские банки, экономика страны может пострадать, если в одночасье перестанет получать такие суммы, особенно на фоне Brexit грозящего ослабить экономику.
- Насколько, по вашим прогнозам, российские или казахстанские олигархи готовы отказаться от счетов в английских банках? Возможно ли, что сейчас начнется с их стороны массовое закрытие счетов, перевод денег в юрисдикции других стран, срочная продажа недвижимости?
- Те, кому есть что скрывать, действительно могут начать избавляться от активов в Великобритании, пока закон ещё не вступил в силу. Другое дело, что в мире почти не осталось мест для сокрытия нелегально заработанных средств. Всё больше стран присоединяются к программам деофшоризации и борьбы с отмыванием денег. Что касается счетов в Великобритании, то в последние месяцы они становятся менее популярными по другим причинам. Вкладчики закрывают счета в Великобритании с августа 2016 года, когда Банк Англии снизил базовую процентную ставку до 0,25 %. Счета практически не приносят никакого дохода. С 1 ноября ряд банков значительно сократит ставки по вкладам, например, Santander сократит в два раза до 1,5 %. Более того, по данным Moneyfacts, количество продуктов для вкладчиков с августа сократилось до самого низкого уровня с 2007 года. Тенденция характерна для европейских стран в целом, поскольку базовые ставки в 2015–2016 годах достигли исторических минимумов.
- При этом сейчас фунт упал, и недвижимость в Лондоне стала привлекательнее.
- Колебание валюты - дело временное, а законы проектируются не в одночасье. Причины появления законопроекта о криминальных финансах связаны с решением избавиться от репутации страны, в которую стекаются грязные деньги со всего мира, а также с растущей террористической угрозой и финансированием терактов.
- Вообще, кто, на Ваш взгляд, может лоббировать эти новые правила? Если вдруг Англия перестанет быть такой тихой гаванью для олигархов из бывшего СССР, какая другая страна может ее заменить с точки зрения привлекательности вложения своих возможно сомнительных средств?
- Судя по "Панамским документам", самые популярные налоговые гавани — Британские Виргинские острова, Панама, Багамские и Сейшельские острова. Возможно, те, кто хранил деньги в Великобритании, после принятия закона разместят свои активы там.
Аскар Муминов