RU KZ
Олжас Бибанов: «Мы не фанаты предоставления чего-то публичного и бесплатного»

Олжас Бибанов: «Мы не фанаты предоставления чего-то публичного и бесплатного»

17:37 19 Сентябрь 2016 2871

Олжас Бибанов: «Мы не фанаты предоставления чего-то публичного и бесплатного»

Автор:

Алина Альбекова

Об увеличении скорости интернета, о публичном Wi-Fi и о снижении тарифов роуминга на территории ЕАЭС abctv.kz поговорил с руководителем службы по связям с общественностью компании "Теле2 Казахстан" Олжасом Бибановым.

Если 2-3 года назад Казахстан ассоциировался со слабым интернетом, то со следующего года Теле 2 и Altel, запустившие совместный проект по покрытию 4G, обещают приятно удивить казахстанцев и интуристов скоростью в 150, а то и 300 Мегабайт в секунду.

- На ЭКСПО в 2017 году ожидается больше 2,5 миллиона гостей, и все они, наверняка, будут пользоваться мобильным интернетом в Казахстане. Это как-то отразится на общей скорости?

- Пропускная способность сети зависит от разных вещей. Например, от скорости связи смартфона с базовой станцией, от связи базовых станций друг с другом, от прогона трафика от базовой станции через трансмиссиию наземным провайдерам, в нашем случае партнеров в лице Казахтелекома. Компании могут увеличивать, закупать трансмиссию, что сразу сказывается на загруженности канала, на скорости передачи и получении информации.

Параллельно мы занимаемся увеличением плотности базовых станций, то есть их строительством. В часы пик, как ЭКСПО или Универсиада, мы можем докупать трансмиссию и прогонять большой объем даты, что не будет сказываться на скорости. Мы не снизили инвестиции в строительство нашей сети даже несмотря на негативные последствия девальвации - 70% годового оборота компании, как и раньше, уходит на эти цели.

- Многие туроператоры жалуются, что не имеют возможности работать с онлайн бронированием, из-за отсутствия интернета. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Курортные зоны – это зоны наивысшего спроса на наши услуги. Поэтому на крупных туристических объектах Казахстана наша связь присутствует с хорошим покрытием и качеством интернета. К сожалению, не могу уверенно говорить про какие-то частные примеры, отдельные базы отдыха. Вполне возможно, что их не покрываем. Но следует понимать, что мы везде исходим из спроса. К нам в колл-центр ежедневно может поступать до 100 тысяч звонков, из которых мы выявляем проблемные места по покрытию. Если видим, что наш клиент страдает из-за плохого покрытия, и жалоба исходит не от одного абонента, а массово, стараемся решить эту проблему. Мы вносим эту местность в стратегию для расширения географического покрытия сети.

Наша задача - быть максимально эффективно используемой сетью. Из этого следует понимать, что мы не ставим вышку, базовую станцию, где-то в степи, где раз в год проезжает один человек, а только в тех местах, где наибольшая загрузка, потребность в интернете. К примеру, сейчас мы лидируем в таких городах, как Астана, Алматы, Шымкент, потому что это три самых густонаселенных мегаполиса Казахстана, население которых уже перевалило за миллион человек.

- Со стороны этих городов нет нареканий к скорости интернета?

Встречаются иногда. Но в пределах 3-4% от всех жалоб, что вполне приемлемо для каждого оператора. Могу уверенно сказать, что мы не делаем крупных ошибок - не меняем биллинговую программу с неприятными сюрпризами для абонента. У клиентов не пропадают услуги, за которые они оплатили, не списываются необоснованно деньги со счетов. Мы честны со своими абонентами.

- Говоря о честности. Что вы можете сказать по ситуации, которая произошла в прошлом году, когда сотни абонентов Altel остались без интернета, потому что произошли изменения тарифов. Насколько это отразилось на вашей клиентской базе?

- Здесь, наверное, правильнее будет говорить о юридической честности. Все наши абоненты были предупреждены о смене тарифов заблаговременно. Мы компания, которая дорожит своей репутацией, поэтому с нашей стороны все условия законодательства были выполнены. Если говорить, оправдали ли мы надежды абонентов, то это другой вопрос. Мы не оправдали надежды клиентов, которые пришли в Altel именно из-за безлимитного интернета. Но если говорить о большинстве клиентов Altel, то, считаю, что изменения пошли в первую очередь на пользу им. С момента внедрения услуги «безлимит» сложилась такая ситуация, что порядка 17% абонентов скачивали свыше 70% всего трафика. Это практически «положило» всю сеть, привело к тому что скорость мобильного интернета 4G снизилась до показателей интернета 3G. Для нас было важнее выполнить данные обещания высокой скорости перед абонентами, пользующимися 4G. Зная заранее, что наше решение будет непопулярным, мы пошли на эти изменения. Мы довели скорость нашего мобильного интернета до показателей 4G, и теперь не получаем нареканий от большинства наших абонентов, которые раньше бесконечно жаловались, что интернет не грузится, фильмы не качаются. А «качальщики» предпочли уйти к фиксированным проводным интернет провайдерам, которые предоставляют «безлимит» на низких скоростях.

- Возвращаясь к туристическим объектам, скажите, есть ли у вас программы лояльности к этим абонентам – скидки, льготы, специальные пакеты по Wi-Fi?

- У нас есть программы для корпоративных клиентов, причем более выгодней, чем у других операторов. И сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы расширить список таких клиентов. Но каких-то специальных пакетов для туроператоров или зон отдыха, у нас нет. Но если уже сейчас, кто-то из них обратится к нам с просьбой такое предложение проработать, мы открыты к диалогу

- Вы участвуете в каких то таких проектах по предоставлению публичного Wi-Fi?

- Сказать честно, мы не фанаты предоставления чего публичного и бесплатного, потому что в конечно итоге это скажется на падении скорости. Мобильный интернет, это та технология, которая позволяет за достаточно небольшие деньги позволяет получить хороший объем трафика в месяц, который позволяет не бродить по городу в поисках точки бесплатного Wi-Fi. Более того, следует понимать, что публичный интернет - это всегда очень низкая скорость, потому что нагрузка как правило тоже очень большая.

Более того, мы считаем, что идея публичного интернета противоречит самой услуге мобильного интернета. Она не приносит доход. Да, она может использоваться кафе, публичными заведениями для получения лояльности клиентов, но положа руку на сердце, заходя в любое место, где телефон автоматически подключается к Wi-Fi, я его переключаю на 4G, потому что интернет, как правило, очень медленный.

- С прошлого года в Казахстане ввели обязательство по регистрации sim-карт в течение месяца, после чего их просто отключают. Что в этом случае делать иностранцам, которые приезжают сюда не на месяц?

- Если турист покупает sim-карту, и в течении месяца на себя не регистрирует, для него нет никаких правовых последствий. До отключения с абонентом связываются, просят оформить номер на себя, а по истечении месяца номер отключают. Но, возможно, мы выпустим какой-то определенный продукт с ограниченной длительностью, специально для интуристов.

- Не думали ли вы о внедрении международных sim-карт?

- Идей внедрения международных sim-карт была бы актуальна лет 10 назад до появления современных технологий LTE, до появления технологий мобильного интернета. Многие операторы предлагали единый тариф на звонки в 24 странах, и все такое, но все эти идеи просто умирают под натиском VoLTE, и под натиском мессенджеров. Сегодня, если у вас есть Facebook, и вы установили мессенджер, который имеет уникальный аккаунт с условно бесплатными звонками внутри сети, это уже аналог международной sim-карты. Вы можете отключить все ваши голосовые сервисы, и вы не останетесь без связи, потому что можете совершать звонки будучи в мобильном интернете.

- А что касается недавно обсуждаемого снижения тарифов роуминга на территории ЕАЭС. Чем закончились обсуждения?

- Идея замечательная. И мы ее всецело поддерживаем, в силу того, что мы операторы, которые всегда ратуют за снижение цен. Но с практической стороны, пока это неосуществимо. На последнем совещании в Москве, которое состоялось в конце прошлого года и на которое собрали всех представителей крупных операторов, работающих на территории ЕАЭС, нам предложили сесть и договориться между собой, как снизить тарифы. Но не учли, что это трудноосуществимая задача, поскольку в Казахстане есть понятие международный и национальный оператор. Лицензию международного оператора государство дает только крупным национальным компаниям, как, к примеру, Казтранском, Казахтелеком. Соответственно, трафик мы «гоняем» не напрямую, а через посредника в лице международного оператора, который диктует свои тарифы. Договариваться с конечным партнером, где-нибудь в России, Кыргызстане, минуя международного оператора, мы просто не можем. К слову, операторы Кыргызстана и России не связаны по рукам такими условиями, как невозможность получения лицензии международного оператора.

Второе, национальный регулятор, в лице ЕЭК, не решил основной вопрос - все взаиморасчеты между операторами до сих пор производятся в свободно конвертируемой валюте. Российские операторы не принимают оплату в тенге, казахстанские в рублях. Единой валюты у нас пока нет, и в ближайшем будущем, как говорят наши эксперты, даже для взаиморасчетов, не предвидится. Как мы можем согласовать между собой единую цену? В какой валюте? Гарантировать привязку к единому тарифу в рублях или в тенге не представляется разумным. Если произойдет значительная девальвация в одной из этих стран, роуминг будет приносить больше убытков, чем доходов. Ни один оператор не будет работать себе в убыток. Этот вопрос мы озвучили регулятору, сказав, что при условии решения всех этих вопросов, мы будем всецело за снижение тарифов на роуминг и сможем напрямую договариваться.

- Предположим, что эти вопросы все же будут решены. Какие плюсы снижение тарифов на роуминг несет туристам?

Иностранным туристам никаких. Если это туристы из стран ЕАЭС, то на роуминг они тратят меньше денег. Для потребителя, обладающего кнопочным телефоном, не смартфоном, прямая выгода - экономия на звонках. Но таких потребителей очень мало, всего 25-30% всей абонентской базы. В остальном, сейчас у всех операторов снижается голосовой роуминг, потому что их вытесняют мессенджеры, которые несравнимо дешевле, чем голосовой сервис

Алина Альбекова