/img/tv1.svg
RU KZ
Олжас Ордабаев: Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?

Олжас Ордабаев: Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев высказал свое мнение относительно решения МОН РК о лишении генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева». По его словам, в рейтинге вузов показатели университета были устойчивыми.

11:13 07 Октябрь 2020 1697

Олжас Ордабаев: Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?

Автор:

Карина Алимова

Веских причин для лишения генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» не было, считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

В рейтинге вузов, проводимом Национальной палатой предпринимателей, показатели данного университета были устойчивыми.

«Судя по публикациям в СМИ, в качестве основания был указан рейтинг НПП «Атамекен». Поэтому считаю нужным дать разъяснение. В академическом «компоненте» показатели КазАТК явно покрепче аналогичных учебных заведений. Рейтинговалась КазАТК у нас по 14 специальностям: шесть из них соответствуют ожиданиям работодателей, семь требуют доработок, одна не соответствует. Для примера, у схожего по профилю университета из 14 образовательных программ: две соответствуют ожиданиям, восемь требуют доработки, четыре не соответствуют», – отметил Олжас Ордабаев.

Представитель Нацпалаты считает, что не было веских причин для отзыва лицензии у данного вуза, который имеет богатую историю и соответствующую учебную базу.

По результатам исследования Нацпалаты, средний уровень трудоустройства выпускников по учебному заведению составляет 75%. Данный показатель варьируется в разрезе специальностей: «Транспортное строительство» – 90,9%, «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» – 87,5%, «Транспорт, транспортная техника и технологии» – 88,1%.

«Возможно, есть процедурные нарушения, но их же можно исправлять. Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?» – написал Олжас Ордабаев на своей странице в сети «Фейсбук».

Напомним, ранее МОН РК сообщал о проводимых в течение года в академии плановых и внеплановых проверок, в рамках которых были выявлены грубые нарушения в учебном процессе. В частности, по данным профильного министерства, учебное заведение не обеспечено соответствующим профессорско-преподавательским составом, базами производственной практики, учебной, учебно-методической и научной литературой в нужном объеме. Образовательные программы не в полной мере соответствуют потребностям работодателей, что повлияло на уровень трудоустройства выпускников.

Карина Алимова​


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«Плагиатить стало легче. Контроль за качеством снизился» – интервью с борцом с плагиатом

07 Октябрь 2020 07:27 9775

О том, как пандемия способствует плагиату, почему уважаемые профессора становятся пишущими духами и что со всем этим делает МОН РК.

О борьбе с плагиатом по-казахстански и о том, как это делают во всем мире, в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор польской компании Plagiat.pl Али Тахмазов.

Али, скажите, какая ситуация сложилась с борьбой с плагиатом во время пандемии и переходом большинства вузов на дистанционное обучение?

От пандемии пострадали все. Она затронула всех без исключения. Но пандемия также создала новые возможности, университеты еще шире открыли свои двери для информационных технологий. Многие страны, в том числе Польша, сняли законодательные ограничения для дистанционного образования. Преподавание буквально ушло в Интернет. Но при этом старые проблемы приобрели просто огромные масштабы. Плагиатить стало легче. Контроль за качеством образования снизился. Понятно, что приоритеты были другие, но способ использования технологий не позволял добиться качественного контроля. К примеру, ранее студенты приносили готовые работы на проверку на кафедру или в деканат. Так как университет был закрыт, организовать проверку работ было очень сложно. Многие университеты по завершении карантина серьезно задумались над приобретением LMS-систем (learning management system), то есть систем управления образованием. Такие технологии помогают организовать документооборот академического процесса. Я уже не говорю про Zoom и подобные системы. Мы были очень рады использованию видеоконференций университетами. Университеты по всему миру очень сильно отстают от бизнес-среды, где видеоконференции уже лет 10 являются нормой. Поэтому нет худа без добра.

В Казахстане как развивается ситуация с плагиатом?

Я думаю, в целом шаги, которые предпринимают министр Аймагамбетов (Асхат Аймагамбетов. – Прим. ред.) и вице-министр Дауленов (Мирас Дауленов. – Прим. ред.), достаточно продуманы. Например, приняты поправки к приказу № 595, где написано, что нарушение академической честности является основанием для исключения из университета. Что вузы должны проверять на плагиат все типы работ. И это нормально. Как еще развить в студенте умение работать с информацией, материалами, правильно цитировать чужой авторский труд, научить своими словами описывать процессы, о которых изложено в какой-либо книге, и наконец отучить от вредного навыка, а именно – навыка «копировать-вставить». 

Далее Аймагамбетов принял меня в экспертную комиссию при МОН РК, что позволило нам консультировать министерство и делиться опытом стран ЕС в вопросе реформ высшего образования, точнее, части, связанной с академической этикой, борьбой с плагиатом. Также МОН РК не на словах, а на деле реализует политику очищения академической среды, отбирает лицензии у университетов за несоответствие стандартам страны. В Польше, например, очень много частных университетов, в большей части частных вузов уровень образования очень слабый, есть также факты приобретения студентами дипломных работ со стороны мельниц диссертаций. Но поскольку МВОН Польши не может закрыть вузы, у них очень высокая автономия, то реализует другой механизм – лишает аккредитацию образовательных программ. В Казахстане, как я слышал, в некоторых вузах преподаватели пишут дипломные работы для студентов на заказ, открыто действуют мельницы диссертаций. 

Мельница диссертаций прямо при вузе? И как это работает?

Уточню, мельница диссертаций – это термин, который появился совсем недавно, английский вариант – Essay Mill, Contract cheating company. Это компании, которые пишут работы на заказ, то есть за деньги.

Если студент пишет дипломную работу, у него два пути – поработать с материалом, проанализировать, прийти к своему мнению либо пойти по незаконному пути. Скачать работу, скажем, из Интернета и подтасовать текст или заказать работу, чтобы ее кто-то написал. Объявления мельниц диссертаций пестрят в Интернете, иногда даже расклеены перед зданиями университетов. Я видел в Польше объявления в газете в виде «помогу написать дипломную работу». Далее студент выдает работу за свою. Законно продать право владения, но незаконно вместо имени настоящего автора ставить свое. Это уже криминал. 

А что предпринимается в Казахстане?

К большому сожалению, очень мало чего делается для борьбы с мельницами диссертаций не только в Казахстане, но и по всему миру. В казахстанском законе о высшем образовании о плагиате ничего не сказано, не отражена ответственность за плагиат. В Казахстане два документа регулируют вопрос академической этики – это приказ министра МОН РК № 595, который уточняет, что за нарушение академической этики университет обязан исключить студента, и второй документ – это закон об авторских и смежных правах, который регулирует вопрос нарушения интеллектуальной собственности и предполагает привлечение к ответственности вплоть до уголовного наказания.

Как другие страны борются с мельницами диссертаций?

По-разному, начинают, конечно, с регуляционных мер, к примеру, в США и в Новой Зеландии они официально запрещены, а вот в Англии законодательство не позволяет с ними эффективно бороться. К примеру, два штата, Калифорния и Флорида, добавили в свои законы (California Code, Education Code – EDC § 66400) пункты, где сказано, что продажа студенческих работ и диссертаций, а также передача их другому автору с дальнейшим опубликованием от своего имени запрещена, а закон Флориды уточняет ( The 2011 Florida Statutes Section 877.17), что за нарушение полагается 60 дней тюремного заключения.

Кстати, агентство по обеспечению качества образования Великобритании (QAA) решило приравнять продукт и деятельность мельниц диссертаций к плагиату, тем самым расширив закон и ответственность за плагиат на мельницы диссертаций, а также на тех, кто пользуется их сервисом. 

В Польше же продажа студенческих и научных работ, а также подмену автора трактуют как мошенничество. УК предполагает до 10 лет тюрьмы. Кстати, поэтому многие «копирайтеры», их так называют, теперь предлагают в своей немногочисленной рекламе «помогу» написать работу вместо «купить» или «заказать» работу.

В Казахстане копирайтеры пишут рекламные тексты, а не дипломные.

Я помню, как к нам несколько лет назад устраивалась на работу сотрудница во Львовском офисе. У нее в CV было написано «копирайтер», я поинтересовался у нее о значении этого слова. Она объяснила, что пишет студенческие и научные работы на заказ, на продажу и что, мол, у них все легально и законно, продают и выписывают чек. 

Почему-то с 2018 года их деятельность пошла на спад – из 300 сотрудников осталось половина. Услышав количество сотрудников, я ощутил шок. Какое количество работ нужно писать, чтобы покрыть зарплату этой армии? От нее я узнал, что у них клиентами были главным образом студенты почти всех университетов страны.

Конечно, есть «копирайтеры», пишущие рекламные тексты, стоит отличать копирайтеров-мошенников от копирайтеров – создателей рекламного контента.

Недавно краковская прокуратура задержала группу лиц, которые писали работы на заказ для студентов. Написали несколько тысяч работ за два года. В результате заработали 2 млн долларов и большую вероятность сесть на 10 лет. На Украине, в России, Азербайджане и странах Центральной Азии ситуация с мельницами диссертаций такая же, как в Казахстане. Сделав небольшой анализ, мы насчитали более 20 мельниц диссертаций в Казахстане и чуть больше на Украине, я думаю, это вершина айсберга.

Почему вершина? 

Потому что многие преподаватели стали теми самыми мельницами, их еще называют ghost writer, то есть пишущий дух. Они пишут работу студентам за деньги, точнее, не пишут, а немного видоизменяют старые работы, так как на одни и те же темы писать запрещено и за этим следят. Складывается печальная картина. 

Какой масштаб имеет проблема написания работ преподавателями?

Трудно сказать. Я думаю, что огромный. Что их толкает на это? Скорее всего, низкая зарплата. В Польше преподаватель университета получает 1500 евро и выше. А сколько в Казахстане? На Украине? Поднимите зарплату, создайте конкуренцию, преподаватели со слабой компетенцией уйдут, на их место придут лучшие. Я считаю, что проблему нужно решить в корне. 

Очень сложно бороться с пишущими духами, только подняв зарплату или увольняя, нужны технические средства, максимально прозрачный и автоматизированный процесс обучения. Особенно сейчас это очень актуально. Академический процесс должен быть удобным, все системы университета совмещены.

В науке Казахстана как обстоят дела с плагиатом?

Если сравнивать с 2015 годом, налицо большой сдвиг. Главная разница – это реакция общественности на плагиат. Я помню, как в одном из алматинских вузов преподаватели атаковали нас, мол, мы мешаем им работать. Сейчас же при проведении вебинаров мы слышим очень конструктивные вопросы, связанные с методологией оценки, что говорит о том, что проделанная за столько лет работа наконец дала результаты. Экс-вице-министр Жакыпова, сама не осознавая, ускорила процессы и помогла обратить внимание широкой общественности на эту проблему, мобилизовать честных, ответственных ученых, профессоров, активистов и политиков, принять новые правила игры. 

На Украине депутат Инна Совсун предложила законопроект, запрещающий плагиаторам руководить государственными учреждениями. Казахстану нужно обязательно взять на вооружение этот опыт и также принять соответствующий закон. Я уверен, казахстанские депутаты его примут, уверен, что они желают добра своим родным, которые могут попасть на лечение к докторам, за которых диплом писали так называемые пишущие духи, дом которых могут строить такие же псевдоинженеры.  

Еще одна серьезная проблема – это научные проекты, на которые государство выделяет средства. Активисты утверждают, что многие из этих проектов не актуальны, не должны быть профинансированы, попадаются также проекты, которые копировались из года в год. Их обязательно нужно проверять на наличие плагиата.

Но этих научных проектов ведь нет в открытом доступе?

По полученной информации – нет. Думаю, публикация всего проекта или его части снизит желание протаскивать сплагиатированные проекты. Также диссертации, которые публикуются, должны быть в читаемом формате, чтобы активисты могли проверить их с помощью автоматизированных систем нахождения плагиата и тем самым помочь университетам снизить репутационные риски. Будет хуже, если плагиат найдут после получения научной степени.

Сергей Миронович Квит в 2015 году, будучи министром образования и науки Украины издал приказ о необходимой публикации диссертаций перед сдачей, что привело к снижению количества защищенных диссертаций в следующие пару лет на 30%. Плагиаторы боятся открытости, публичности. Кстати, на недавней встрече с руководством ККСОН РК мы озвучили эти идеи, я думаю, они могут быть интересны всем странам региона.

В начале 2020 года между нами и МОН РК начались консультации по вопросу создания Центрального репозитария при НЦГНТЭ (Национальный центр государственной научно-технической экспертизы). Я выходил с этим предложением к МОН еще в 2016 году. Правда, тогда, вероятно, было не до такого масштабного проекта. Мы написали проект и передали его г-ну Аймагамбетову. На последней встрече в МОН РК в Нур-Султане в феврале нам заявили, что проект очень заинтересовал министерство и что соответствующий правовой фундамент скоро будет заложен. Позже мне сообщили, что теперь студенческие работы и диссертации необходимо отправлять в НЦГНТЭ. Правда, базы еще нет, механизма тоже. Моя идея заключается в отправке в Центральный репозитарий только проверенных на плагиат работ, а не всех подряд. 

Зачем нужен репозитарий?

Для разных целей, например для поиска информации со стороны соискателей. Все документы, проверяемые в антиплагиатных системах, находятся в облачных хранилищах систем. Большинство вузов документы не держат на серверах, а если и держат, то не все их организуют в формате, возможном для поиска данных, либо держат в закрытом виде, что также естественно. А так, Казахстан бы получил мощный инструмент сбора научного потенциала страны…

Венера Смаилова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

МОН РК лишил КазАТК генеральной лицензии

06 Октябрь 2020 12:49 1497

Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК принято решение о лишении генеральной лицензии Казахской академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (г. Алматы).

Решение вступит в законную силу через 10 рабочих дней, и вуз будет обязан прекратить образовательную деятельность.

В течение года в академии проводились плановые и внеплановые проверки, в ходе которых выявлены грубые нарушения законодательства в сфере образования. В частности, учебный процесс не был обеспечен качественным профессорско-преподавательским составом, базами производственной практики, необходимой учебной, учебно-методической и научной литературой. Образовательные программы не полностью соответствуют ожиданиям работодателей, что сказывается на трудоустройстве выпускников. Так, по данным рейтинга НПП РК «Атамекен», почти 60% образовательных программ академии не соответствуют ожиданиям работодателей.

Ранее в министерство образования и науки обратились иностранные студенты, которые произвели оплату, но фактически не обучались в академии. Материалы были переданы в соответствующие правоохранительные органы.

«Мы понимаем, что со стороны собственников академии, возможно, будет сопротивление. Вуз имеет право обжаловать решение комитета в судебном порядке. Мы должны реализовать задачи, поставленные президентом страны по закрытию вузов, не обеспечивающих качественное образование. В первую очередь мы защищаем интересы и права студентов на получение качественных услуг. У студентов причин для беспокойства нет. Их перевод в другие вузы будет обеспечен с учетом сохранения гранта за студентом, без повышения стоимости обучения для тех, кто учился на платной основе, и по месту нахождения этого вуза. Для перевода им не нужно дожидаться окончания семестра, мы разрешили осуществление перевода уже сейчас. К тому же результаты их предыдущего обучения будут зачтены в вузе, куда они переведутся. Хочу отметить, что у нас уже был опыт, когда 35 тыс. студентов были переведены в другие вузы после закрытия регионального университета. По трудоустройству ППС тоже будет проведена работа», – подчеркнула председатель комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова.

В настоящее время в Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева обучаются более 5 тыс. человек. Стоимость обучения в академии в зависимости от образовательной программы в среднем составляет от 427 тыс. до 1,5 млн тенге.

«К сожалению, в течение года жалобы на КазАТК не прекращались. Несмотря на то, что академия имеет богатую историю еще с 1930-х годов, руководство вуза допустило то, что мы имеем сейчас. В свое время именно этот вуз обеспечивал железнодорожную отрасль качественными кадрами. Но сейчас там имеются проблемы как с кадрами, так и с подготовкой будущих специалистов на должном уровне. Это недопустимо для такой стратегически важной сферы экономики и обороноспособности страны. Возможно, нужно объединить усилия вузов, имеющих схожие направления», – сказал президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман Алшанов, отмечая важность сохранения подготовки кадров для данной отрасли.

Отметим, что лицензии по восьми направлениям бакалавриата, шести направлениям магистратуры, четырем направлениям докторантуры академии действуют в других 30 вузах города Алматы.

«Учитывая наличие имеющейся материально-технической инфраструктуры и вклад инвестиций на осуществление образовательного процесса, возможно рассмотрение предложения о создании на базе КазАТК школы или колледжа. Они также могут объединиться с другими похожими по профилю вузами города», – подытожила председатель комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!