Группа депутатов разработала пакет поправок в Закон "О газе и газоснабжении", где одно из ключевых новшеств – отказ от госрегулирования оптовых цен. Как пояснил один из авторов законопроекта, депутат мажилиса Бактыкожа Измухамбетов, к необходимости инициирования законопроекта подтолкнула ситуация на внутреннем рынке сжиженного нефтяного газа.
Потребление такого газа за 2017 год составило 953,4 тысячи тонн, из них автогазозаправочные станции – 570,6 тысячи тонн, бытовые баллоны – 186,5 тысячи тонн, промышленные предприятия – 175,3 тысячи тонн, ГРУ – 21 тысяча тонн. При этом в стране установлена предельная оптовая цена на сжиженный газ в размере 43345 тенге за тонну с учетом НДС. Между тем в соседних странах цена многократно выше: в приграничных областях России – 135709 тенге за тонну, в Таджикистане – 157625 тенге за тонну, в Афганистане – 175500 тенге за тонну.
При этом розничные цены на сжиженный газ в Казахстане значительно выше оптовых и лишь незначительно уступают розничным ценам в соседних странах – порядка 120 тысяч тенге.
Результатом сложившейся ситуации депутаты видят то, что отечественные "заводы работают в убыток, поставляя газ на внутренний рынок".
"Только за текущий год общий убыток казахстанских производителей сжиженного газа составил более 48 миллиардов тенге", – подчеркнул г-н Измухамбетов.
"Но самое важное, что регулируемые государством цены на сжиженный газ ведут к усилению ценового перекоса на рынке энергетических продуктов с последующим искусственным ростом спроса. Политика по регулированию цен на сжиженный нефтяной газ не решает главную задачу по созданию должного социального эффекта в виде низких цен для конечных потребителей. Конечный потребитель всё равно платит за сжиженный газ цену, сопоставимую с розничными ценами в соседних странах, а весь ожидаемый социальный эффект политики регулируемого ценообразования вместо населения достается посредникам – в виде завышенной торговой маржи", – заявил он.
При этом потребление газа в Казахстане растет. За последние четыре года имеет место почти двукратный рост спроса на сжиженный газ. Доля газа, поставляемого на внутренний рынок отечественными производителями (за исключением газа ТШО), выросла с 41% до 72%. "Подобный рост спроса значительно превышает общую тенденцию потребления энергоносителей в стране. Сохранение данной тенденции приведет к дефициту сжиженного газа уже в 2019 году. Это, в свою очередь, приведет к необходимости импортировать сжиженный нефтяной газ по рыночным ценам, что может привести к значительному росту розничных цен", – подчеркнул г-н Измухамбетов.
Решение проблемы депутаты видят в либерализации оптового ценообразования на сжиженный газ через электронные торговые площадки. Внедрять такую систему реализации газа предполагается с 1 января 2019 года. При этом законодательно будет закреплено, что на весь газ, продаваемый через электронные площадки, не будет распространяться утверждаемая министерством энергетики предельная цена.
"На первом этапе предлагается реализовывать через электронные торговые площадки 20% сжиженного газа, поставляемого на внутренний рынок в рамках плана поставки, с последующим поэтапным повышением указанной доли. Кроме того, предполагается, что покупателями газа на электронной торговой площадке на первом этапе могут быть только газосетевые организации, а впоследствии также промышленные предприятия, владельцы сетей автогазозаправочных станций и газонаполнительных пунктов (поэтапно со второго полугодия 2020 года)", – объяснил предлагаемую схему депутат.
В результате предлагаемых поправок ко второму полугодию 2021 года государственное регулирование оптовых цен сохранится только на сжиженный газ, реализуемый населению через групповые резервуарные установки, а также для предприятий нефтехимии, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Инициативу поддерживает и министерство энергетики. Как пояснил вице-министр Магзум Мирзагалиев, в ведомстве не ждут ни негативных социальных последствий, ни резкого роста цен.
"На сегодняшний день та оптовая цена, которая у нас есть, она должного социального эффекта для населения не несет. Возьмем пример: у нас сегодня сжиженный газ используется автолюбителями. Если мы посмотрим розничную цену, например, в Астане – 73 тенге за литр, если мы переводим в тоннаж, это получается 120-130 тысяч тенге за тонну. При оптовой цене 38 тысяч тенге. Благодаря данному законопроекту, мы полагаем, что заводы будут продавать газ по аукционной цене, автозаправочные станции и вообще любые желающие, когда мы перейдем к этому этапу, будут напрямую заходить и покупать газ с завода. Поэтому мы считаем, что негативного влияния на цену здесь ожидать не стоит. Возможны краткосрочные повышения, но при этом рынок будет сбалансирован благодаря спросу и предложению", – объяснил г-н Мирзагалиев.
Ирина Севостьянова