/img/tv1.svg
RU KZ
Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

15:49 04 Январь 2018 8825

Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Автор:

Артур Мискарян

Министерство энергетики РК и оператор РОП подвели итоги реализации программы по стимулированию сдачи старых транспортных средств. Общее количество принятых на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств на 30 декабря 2017 года составило 47111 единиц, сообщает пресс-служба ТОО «Оператор РОП».

В рамках программы по выкупу старых автомобилей (предусматривающей денежную компенсацию в размере 150 тысяч тенге за автомобиль полной комплектации и 48 тысяч тенге за недокомплект) за период с 21 ноября 2016  года по 30 декабря 2017 года пунктами сбора оператора РОП было принято 39872 ВЭТС. Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

По программе утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) за период с 26 июня по 30 декабря 2017 года оператором РОП было выдано 7239 скидочных сертификатов. Из них 5213 сертификатов уже использованы владельцами для покупки 2851 автомобиля отечественного производства. Путем суммирования двух сертификатов (315000 тенге + 315000 тенге = 630000 тенге, 315000 + 450000 = 765000 тенге) было приобретено 2362 автомобиля.

После запуска 26 июня 2017 года второго этапа программы для утилизации, кроме легковых автомобилей, стали принимать пассажирский и грузовой транспорт. Кроме того, в 2017 году оператором РОП совместно с акиматами ряда регионов был запущен второй этап проекта – мобильный пункт сбора. Передвижной пункт по приему старых автомобилей побывал в Карагандинской, Павлодарской, Костанайской, Акмолинской и Алматинской областях.

Наибольшее количество транспортных средств было сдано в Шымкенте – 1216 единиц. В Костанае за прошлый год в утилизацию сдали 971 автомобиль, в Алматы – 867. Чаще всего в утилизацию сдавали автомобили «ВАЗ», «ГАЗ», «Москвич» и Mazda 626. Самым старым авто, сданным в утиль, стал «Москвич», 1942 года выпуска, в городе Семее. Три самых новых экземпляра автомобилей, сданных в утилизацию, были 2015 года выпуска. В общем средний возраст принятых на утилизацию авто 25-30 лет.

Принятые в утилизацию транспортные средства доставляются на завод по утилизации старых автомобилей. Строительство первого в Казахстане завода по утилизации ВЭТС началось в феврале 2017 года и вводилось в эксплуатацию в два этапа.

В рамках первого этапа была начата эксплуатация шредерной установки для переработки ВЭТС, 6 декабря 2017 года были запущены индукционные печи для плавки измельченного металла с получением разных металлов, а также производство синтеза газа и аналога печного топлива. Производственный процесс завода включает полный цикл утилизации ВЭТС, начиная от приемки/доставки ВЭТС на завод до получения вторичного сырья от утилизации ВЭТС в виде сплавов черных и цветных металлов, синтез газа и аналога «печного топлива».   

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по состоянию на 1 ноября 2017 года в стране количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 3 млн 915,9 тыс. единиц. В общем числе зарегистрированных легковых автомобилей преобладает транспорт с годом выпуска, превышающим 20 лет (35,9%).

Артур Мискарян

848 автомобилей ушло в утиль в Павлодарской области

В переработку поступили автомобили 1948 и 2007 года.

25 Апрель 2017 16:44 5828

«В прошлом году в качестве возмещения мы получали 30 тенге за килограмм переработанных колес автомобилей. Сегодня лоты, предлагаемые оператором РОП, дают 4 тенге за килограмм. Условия невыгодные, но мы будем участвовать в этом, иначе вообще ничего не получим», - сообщила abctv.kz представитель павлодарской компании ТОО «Inter Rubber Recycling» Мария Давыдова. 

«Как пояснили в РОПе, 30 тенге поделили между переработчиками и теми, кто будет доставлять резину, то есть нам – 4 тенге, а за транспортировку – 26 тенге. Так что мы, скорее всего, будем заниматься и доставкой колес на предприятия. Такой вариант мы предусматривали, так как выхода другого нет», - уточняет представитель компании.

По ее словам, по итогам прошлого года павлодарская компания переработала 68 тонн резины при мощности предприятия 2 тыс. тонн. С начала года предприятие простаивает из-за отсутствия сырья. Запускать оборудование из-за нескольких килограммов, по мнению спикера, нецелесообразно. При этом сданные в утиль старые машины идут под пресс вместе с колесами.

К слову, павлодарцы, вложив в проект порядка 500 тыс. долларов, открыли завод по переработке авторезины производительностью 500-600 килограммов старой резины в час, или 2 тыс. тонн в год.

Автохлам
С ноября прошлого года в Павлодарской области в рамках программы по утилизации старых машин было сдано 848 единиц автотранспорта. «Жителям области выплачено более 127 млн тенге из республиканского бюджета. В день принимаем порядка семи машин. Самая старая машина, переданная на утилизацию, это «Москвич» 1948 года выпуска, самая «молодая» датируется 2007 годом», - сообщил региональный менеджер ТОО «Оператор РОП» Алпысбай Мусалин.

Как отмечает региональный менеджер, активность населения достаточно высокая. По данным представителя республиканского РОП Жомарта Рахымжана: «С момента запуска программы в 17 регионах Казахстана было принято 13 535 автомобилей, объем выплаченной компенсации составил более 2 млрд тенге. Среди них только 17 автомобилей были оценены в 48 тыс. тенге, остальные же прошли по первой категории, то есть за 150 тыс. тенге. Министерство энергетики РК планирует продлить программу по выкупу старых авто до конца 2017 года и повысить квоту до 40 тыс. автомобилей». По данным Комитета по статистике министерства национальной экономики Казахстана, на 1 сентября 2016 года в стране количество легковых автомобилей превысило 6,2 млн, причем в эту цифру входят и 2,3 млн машин, снятых с учета.

С марта по городам ездит специальный передвижной пресс для утилизации автомобилей. Он приезжает по мере накопления в пункте приема транспортных средств, превращая списанные машины в брикеты. Планируется, что спрессованный автохлам будут отправлять в Караганду на переработку. В начале года планировали, что старт переработке дадут в мае. Однако срок перенесли на июнь. К слову, региональный менеджер сообщил, что на будущем заводе полученный автохлам будет подлежать доразбору.

Да будет свет!
Кроме того, наконец, в Казахстане вводится механизм компенсирования сбора и переработки некоторых видов твердых бытовых отходов. Экибастузскому предпринимателю Владимиру Колесникову потребовался не один год, чтобы его идея утилизации ртутьсодержащих ламп освещения получила государственную поддержку. Год назад ему пришлось отказаться от контейнеров для сбора у населения ртутьсодержащих ламп в Павлодаре и Экибастузе из-за отсутствия бюджетного финансирования. Теперь же работа ТОО «ЭлектроТрансРеелто» может стать востребованной. 

«РОП закупает контейнеры, передает их недропользователю, те – жилищно-коммунальному хозяйству, и уже последнее будет отдавать их на дальнейшее обслуживание и утилизацию отходов. В мае планируем ставить эти контейнеры. Сегодня мы работаем с Костанайской и Уральской областями. Никто финансировать этот проект не хотел, так что РОП подоспел вовремя. Если с лампами все понятно, то с батарейками вопрос мы буквально на днях поднимали, о необходимости поставить добавочно установку по утилизации батареек. Сейчас мы ищем такую возможность, ведем переговоры с учеными, что они нам могут предложить. В Казахстане на сегодня этот вид переработки отсутствует, как и цифра, сколько их накопилось. Что касается ламп, то в этом году в Павлодарской области планируем утилизировать 40 тыс. штук, год назад их было 20 тыс. Но реально должно дойти до 400 тыс. штук – такое количество закупают только госучреждения. Если взять население и другие предприятия, то по области эта цифра должна составлять до 1 млн штук в год. Наша установка рассчитана именно на такой объем утилизации в год. Сегодня с учетом других областей мы перерабатываем всего 400 тыс. штук», - рассказал abctv.kz директор предприятия.

Из 200 контейнеров, которые планируется закупить для области, 160 будет установлено в Павлодаре, остальные – в Аксу и Экибастузе. Причем, если потребуется, их количество может быть увеличено.  

«Не простой вопрос сохранности контейнеров от вандалов, постараемся размещать там, где есть камеры наблюдения. Я понимаю, что вандализм первое время будет присутствовать. В Уральске у нас стоят контейнеры, мы их периодически поправляем. А вот в Кокшетау год стоят переполненные лампами контейнеры, и никто их не утилизирует. Мы будем выходить на природоохранную прокуратуру, чтобы навели порядок. Там их купили, поставили, и они просто стоят, никакого договора на утилизацию никто не заключал», - говорит Владимир Колесников.

По информации исполняющего обязанности заместителя управления недропользования Даулета Есмаганбетова, в области накоплено 6,5 млн тонн твердых бытовых отходов на 345 свалках, из которых 288 официально оформлены.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан, действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − (РОП).

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в Перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. С учетом предложений бизнес сообщества и в интересах населения (потребителей) предусмотрено поэтапное внедрение принципа РОП. 

Марина Попова, Павлодар

Автопром поддержат через утилизацию

Сертификат на один старый автомобиль могут оценить в 315 тыс. тенге.

22 Февраль 2017 18:59 11420

В текущем году ТОО «Оператор РОП» планирует увеличить прием на утилизацию старых автомобилей. В 2016 году министерством энергетики РК была выделена квота на выкуп у физических и юридических лиц 10 тыс. старых автомобилей. По итогам года было собрано 5665 автомобилей, а освоение оставшихся средств на выкуп 4335 автомобилей продолжается с 16 января 2017 года.

Квоты на выплату денежной компенсации за сдачу старого автомобиля уже освоены в Костанае, Актобе и Уральске. Прием автомобилей в данных регионах начнется после согласования министерством энергетики РК квот на выкуп старых автомобилей в 2017 год. При этом для удобства и упрощения процедуры сдачи старого автомобиля на утилизацию в программу по выкупу старых автомобилей с 11 января 2017 года была внедрена электронная очередь. Встать в очередь возможно двумя способами: Call-center «Оператора РОП» - 8 800 080 08 65, а также самостоятельно, заполнив специальную форму на сайте auto.recycle.kz.

В 2017 году предлагается новый инструмент – сертификат. Его денежный эквивалент предлагают сделать выше (ранее максимально за старый автомобиль можно было получить 150 тыс. тенге) – 315 тыс. тенге, но это предложение должно быть утверждено министерством энергетики и министерством по инвестициям и развитию. Всего посредством сертификатов планируется утилизировать 20 тыс. автомобилей. Сертификаты можно будет использовать как первоначальный взнос при покупке новых отечественных автомобилей в автосалонах. Таким образом, только программа сертификатов может стимулировать продажу 20 тыс. казахстанских автомобилей и, соответственно, их производство. Ранее вице-министр по инвестициям Альберт Рау сообщил abctv.kz, что производство автомобилей в Казахстане в 2017 году может возрасти на 30%, с 10 тыс. машин по итогам 2016 года.

20 тыс. автомобилей предлагается утилизировать традиционной выплатой денег за сдаваемую в утиль машину. Как сообщил abctv.kz управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбек, сертификаты будут интереснее для городских жителей.

«Городские жители, понимая, что мы ранее заявляли, что будут сертификаты, придерживали эти машины и ждали именно возможности получить этот сертификат. Так как скидка – это не живые деньги, соответственно, она должна быть привлекательной, и в данном случае это 315 тыс. тенге, что примерно составляет, если взять самую средненькую машину, 10% от стоимости автомобиля», - сказал он.

По его словам, запуск программы утилизации уже помог увеличить объемы переработки автокомпонентов.

«Если говорим про отрасль переработки шин, то в 2016 году объем переработки составил 18 тыс. тонн. Дополнительно планируется ввод в эксплуатацию в 2017 году порядка 5 предприятий. Суммарная мощность переработчиков шин составляет 35% от общего объема образования отходов. Также в 2016 году было утилизировано 19 тыс. тонн аккумуляторных батарей, что составляет 58% объема их образования. В 2016 году мы внедрили механизм компенсации, который позволяет увеличить объем переработки и привлекать малый и средний бизнес в данную отрасль», - сказал г-н Темирбек на международной конференции «Расширенные обязательства бизнеса по утилизации отходов: шаг к зеленой экономике Казахстана».

В 2016 году было организовано порядка 17 пунктов сбора вышедших из эксплуатации транспортных средств старых автомобилей.

«Здесь необходимо отметить, что с 21 ноября 2016 года, когда мы запустились, по 30 декабря было собрано порядка 5600 автомобилей. Буквально это 30 рабочих дней. Программа показала, что она является эффективной, и было принято решение продлить ее на 2017 год, то есть бюджет выплат составил на текущий момент порядка 850 млн тенге. За одну машину это 150 тыс. тенге», - сказал Рустам Темирбек.

По программе выкупа автомобилей клиент сдавал свой автомобиль и средства направлялись на его расчетный счет. То есть фактически деньги поступали потребителям и не шли в развитие отрасли.

«Деньги в отрасль не шли, но надо понимать, что заставлять людей приобретать автомобили не совсем правильно. Некоторые люди не заинтересованы в дальнейшем опять идти покупать автомобили. Те же, допустим, пенсионеры, жители отдаленных регионов. Эта программа пользуется спросом у жителей отдаленных регионов, поэтому мы выкупали автомобили, и средства направлялись непосредственно физическому лицу, - сообщил он. - Мы видели и оценили опыт Российской Федерации, и на текущий момент, думаю, со следующего месяца будет уже утвержден подзаконный акт, где мы внедрим сертификаты. Данная программа позволит возвращать деньги в отрасль, помогать отечественным производителям, и в том числе данная программа будет более интересна жителям городских регионов, потому что сумма будет хоть и безнальная, но она будет в 2 раза выше».

Дополнительно «Оператор РОП» запустил программу мобильного пункта сбора, то есть жители отдаленных от стационарного пункта регионов могли также сдать свой автомобиль.

«Здесь затраты по доставке автомобилей легли именно на «Оператора РОП». Дополнительно производились выезды к участникам Великой Отечественной войны, инвалидам и на месте оформлялись все необходимые документы. Автомобиль мы самостоятельно забирали на пункт сбора, и, видя результат данной программы и поддержку среди населения, министерством было одобрено продолжение работы мобильного пункта сбора на 2017 год. Естественно, все это делается с целью правильной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств», - сказал Рустам Темирбек.

Он отметил, что данная программа позволила привлечь в данную отрасль инвестора, который занимается строительством завода по утилизации автомобилей.

«Данный завод планируется в городе Караганде. Мощность переработки - порядка 50 тыс. автомобилей в году», - резюмировал он.

В свою очередь председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурат Абенов отметил открытость «Оператора РОП».

«В прошлом году были жаркие споры и обсуждения. По многим вопросам удалось пойти на компромисс», - сказал он.

Вместе с тем, отметил г-н Абенов, при обсуждении введения новых стандартов нужно учитывать их влияние на стоимость товаров.

«Справедливое распределение нагрузки на бизнес. Здесь надо быть достаточно осторожным. Особенно по социальному блоку товаров и продуктов, которые могут где-то повлиять на рост цен. Конечно, мы думаем о конкурентоспособности нашего бизнеса, чтобы это не повлекло увеличения стоимости конечной продукции. Однозначно, нам нужно обсуждать», - сказал он.

В связи с этим Мурат Абенов считает, что необходимо найти баланс между интересами производителей товаров и переработчиков отходов.

Как сообщили в ТОО «Оператор РОП», в поданной на утверждение программе на 2017 год внесены изменения, касающиеся налоговых обязательств участников программы. При возникновении у участника программы обязанности по уплате индивидуального подоходного налога (в размере 10%) сумма данного налога удерживается оператором у источника выплаты за счет компенсации. Собственники старых автомобилей и доверенные лица, предоставляющие расчетный счет владельца старого автомобиля, налогом не облагаются.

Также оператором усилена работа в плане проверки корректности предоставленных автовладельцем данных. В случае возникновения подозрений в недостоверности документов оператор в течение трех рабочих дней направляет копии документов в правоохранительные органы для фактического выяснения их достоверности и при необходимости принятия соответствующих мер, в том числе уголовно-процессуального характера.

Кроме того, комитетом административной полиции МВД РК прорабатывается вопрос о внедрении единой формы справки на утилизацию транспортного средства и для удобства населения планируется подписание меморандума о сотрудничестве с АО «Казпочта» по открытию расчетных счетов и оперативная выдача справок в любом филиале.

В настоящее время министерство энергетики рассматривает предложение «Оператора РОП» о продолжении проекта «Мобильный пункт сбора» в 2017 году. В предложенном варианте порядка 26 населенных пунктов, включены Павлодарская, Карагандинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области. В случае одобрения проекта маршрут передвижения мобильного пункта будет разрабатываться совместно с областными и районными акиматами.

С 1 февраля 2017 года пункты сбора «Оператора РОП» переходят на новый производственный этап. Теперь будет осуществляться не только сбор автомобилей, но и подготовка ВЭТС для последующей экологической утилизации. Экологобезопасная подготовка автомобиля к транспортировке и дальнейшей утилизации включает в себя: извлечение аккумуляторов, снятие шин, слив технических жидкостей для последующей экологически безопасной утилизации. Также пункты сбора «Оператора РОП» готовятся к приему старых автомобилей по программе стимулирования сдачи ВЭТС (выдача сертификатов) и планируемому на июнь 2017 года приему грузовых автомобилей.

Жанболат Мамышев