Налоговое ведомство настаивает, что при расчете нужно брать не гектар, а квадратный метр. Но тогда суммы для фермеров будут астрономическими, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Почему квадратный метр, а не гектар?
На территории области установлено всего 167 участков, находящихся в черте населенных пунктов, в городах Костанае, Рудном, Лисаковске, а также в девяти районах. Их площадь составляет порядка 25 тыс. гектаров.
"Департамент государственных доходов, руководствуясь действующим Налоговым кодексом, утверждает, что земли сельхозназначения, которые находятся на территории населенных пунктов, должны оплачиваться согласно статье 505, по ней исчисление производится исходя из квадратного метра. Таким образом, следует платить налог не с гектара с учетом бонитета почвы, а за квадратный метр пашни или пастбища по нормативу 6,27 тенге. Это в десятки раз увеличивает сумму налога. Этот вопрос актуальный и для государства, и для фермеров. В первом случае это пополнение бюджета, во втором – увеличение налоговой нагрузки", – пояснил председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Владимир Шакун.
Позицию налоговой службы пояснил заместитель руководителя департамента государственных доходов по Костанайской области Дамир Насыров. Он отметил, что нарушения по налогообложению участков были выявлены еще в июне во время проверки договоров, заключенных отделами земельных отношений с хозяйствующими субъектами. Всего по области было выявлено 174 таких участка, из них подлежат исключению или исчислению по базовым ставкам 89 участков по 40 хозяйствующим субъектам.
Дамир Насыров
"Уполномоченному органу необходимо суммы пересчитать и перезаключить договоры. Он должен был провести эту работу еще в 2018 году, когда вступил в действие Налоговый кодекс. Отделы земельных отношений не исполняли его требования и работали по старым нормативам", – пояснил Дамир Насыров.
По словам исполняющей обязанности руководителя отдела земельных отношений управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Сауле Мадеевой, в договорах, которые заключались до 2019 года, в пункте платы за землю было написано "в размере земельного налога" и рассчитывали их землепользователи самостоятельно. Никаких точных сумм не было. Типовой договор был утвержден только в 2019 году, но основная масса договоров с землями сельхозназначения, которые попали в черту населенных пунктов, была заключена ранее. Теперь, считает Сауле Мадеева, нужно привести договоры в соответствие.
Госорган недоработал, а кто ответит?
В ходе обсуждения члены совета пытались понять, по какому принципу все же нужно рассчитывать налог: по месту расположения или по категории земель. В зависимости от этого разнится и сумма оплаты. И некоторым было непонятно, почему специалисты налогового ведомства берут в расчет именно квадратный метр, хотя в статье 505 кодекса нет уточнения, что туда входят и земли сельхозиспользования. Получается, что если исходить из норматива 6,27 тенге за квадратный метр, то за участок всего в 100 гектаров фермеру придется заплатить более 6,2 млн тенге. Для многих хозяйств это путь к банкротству.
По заверению представителя департамента госдоходов, требования органа пока касаются только отделов земельных отношений, фермерам счетов еще не выставляли. Но работу по устранению нарушений все же нужно провести. В свою очередь прокуратура области предложила переместить границы населенных пунктов, чтобы, таким образом, сельхозземли оказались за их пределами, но реализация этого предложения потребует изменения генеральных планов и множества других документов, на что потребуется не только время, но и значительные бюджетные средства.
По мнению членов совета, один из вариантов решения проблемы – это внести изменения в Налоговый кодекс. Где четко прописать в статье "земли сельхозиспользования, в том числе для ведения фермерского и крестьянского хозяйства, в черте населенного пункта" и установить отдельный норматив.
"Нужно инициировать изменения в налоговое законодательство, только так мы добъемся результата. И будет поставлена точка в этом вопросе. И мы защитим интересы как госоргана, так и бизнеса", – пояснила руководитель отдела департамента по управлению земельными ресурсами Костанайской области комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Татьяна Соболева.
Татьяна Соболева
По словам Владимира Шакуна, аналогичная ситуация, скорее всего, наблюдается и в других регионах страны. Поэтому и понятно беспокойство бизнеса: если возникнет вопрос платы за земли за три года, то это будут очень существенные суммы, которые приведут к банкротству владельцев этих земель.
Фото пресс-службы Палаты предпринимателей Костанайской области