В Астане в течение двух дней, с 19 по 20 апреля, прошла Международная конференция "Оценка технологий здравоохранения как инструмент определения приоритетов развития и финансирования здравоохранения" с участием представителей министерства здравоохранения РК и зарубежных экспертов из США, Италии, Польши, Испании, Сербии, Турции и других стран. Конференцию посетили также эксперты и врачи из регионов страны, передает inbusiness.kz.
Участники конференции обсудили актуальность и важность оценки здравоохранения для достижения баланса между потребностями для оказания медицинской помощи, внедрением инноваций и финансовыми возможностями системы. Цель оценки технологий в здравоохранении заключается в том, чтобы определить эффективность и стоимость новых медицинских технологий, лекарств и процедур, чтобы принять обоснованные решения об их включении или исключении из стандартов медицинской практики. Это позволяет оптимизировать использование ограниченных ресурсов здравоохранения и обеспечить доступность качественного лечения для всех граждан.
Расходы на лекарственное обеспечение растут ежегодно
Как прокомментировал inbusiness.kz вице-министр здравоохранения Тимур Султангазиев, сейчас проводится всесторонняя работа по изысканию внутренних резервов, ресурсов в системе здравоохранения. Данное направление, в первую очередь, проводится через пересмотры имеющихся стандартов организации оказания медицинской помощи.
"Их у нас порядка сорока, где прописаны например, излишние ненужные процедуры или диагностические, манипуляционные лечебные процедуры. Мы сейчас их пересматриваем, сокращаем. Например, в рамках плановой госпитализации через портал имеется достаточно большой список ненужных исследований, и мы их сократили. Кроме того, срок действия некоторых лабораторных исследований истекает буквально за 10 дней. Данные сроки мы увеличиваем. Другой большой вопрос, по которому мы работаем, – пересмотр клинических протоколов диагностики и лечения. Мы пересмотрели саму методику формирования клинических протоколов, структуру клинического протокола, где четко разделяем основные, действительно необходимые для той или иной нозологии, для того или иного диагноза, применения диагностических или лечебных мероприятий, включая лекарственные средства. Отдельно выделили блок по дополнительным. То есть врач с учетом его клинического подхода, отдельного индивидуального кейса конкретного пациента имеет возможность назначить дополнительные диагностические и лечебные, медикаментозные протоколы лечения", – отметил вице-министр.
К примеру, значительная часть бюджетных средств уходит на лекарственные препараты по орфанным (редким) заболеваниям. Еще в начале 2024 года минздрав РК сообщил, что доля финансирования лекарств для пациентов с орфанными заболеваниями составила более 25% от общего бюджета на амбулаторное лекарственное обеспечение, притом что количество пациентов, страдающих от таких заболеваний, составляет всего 1% от общего числа получающих лекарства пациентов1.
К примеру, в 2023 году единый дистрибьютор для амбулаторного лекарственного обеспечения закупил орфанные препараты на сумму 74 млрд тенге из республиканского бюджета (в сравнении, в 2020 году было потрачено 29,3 млрд тенге), и на 20 млрд тенге – лекарства на стационарном уровне. Кроме того, в 2023 году местные бюджеты выделили 15,7 млрд тенге на лечение орфанных болезней по решению маслихатов1.
По словам Тимура Султангазиева, в части лекарственного обеспечения на сегодняшний день планов сокращать список орфанных заболеваний нет и в минздраве понимают, что имеет место недофинансирование системы здравоохранения – в первую очередь через республиканский бюджет. Сейчас проводится работа по переопределению источника финансирования. Например, закрыть приобретение тех или иных лекарственных препаратов за счет активов Фонда обязательного социального медицинского страхования. На данный момент проводится рассмотрение в целом всего лекарственного обеспечения. Вопрос по их сокращению не стоит.
Нужно четко понимать, сколько денег необходимо на лекарственное обеспечение
Как утверждает Александр Костюк, научный советник Казахстанской ассоциации оценки технологий здравоохранения, доказательной медицины и фармакоэкономических исследований, когда появляется новое лечение – экономически не всегда рентабельно для производителей и цены на него бывают достаточно высоки. Мировой рынок показывает, что почти половина зарегистрированных за рубежом лекарственных препаратов сейчас имеют статус орфанного лекарственного препарата, что обеспечивает препарату определенное привлечение цены доступа на рынок. Государство идет навстречу нуждам пациентов с редкими заболеваниями, обеспечивая более ускоренный доступ с меньшими требованиями для орфанных лекарственных препаратов. Тем не менее растут расходы бюджета как в мире, так и в Казахстане. Сколько бы государство ни выделяло денег на здравоохранение, оно не в состоянии покрывать все инновационные технологии, все новые лекарственные препараты. Это подтверждено многочисленными фактами по всему миру. Например, если Казахстан тратит на здравоохранение не более 400 долларов на душу населения, то страны, которые тратят 5-6 тыс. долларов и даже больше 10 тыс., как США, им тоже не хватает денег, чтобы обеспечить доступ ко всем инновационным технологиям. Их разрабатывается огромное количество. Задача государства – отобрать такие лекарства, которые спасают, продлевают и облегчают жизнь пациентам. Говоря об орфанных препаратах, можно сказать, что пациенты с редкими заболеваниями имеют такие же равные права на лечение, как пациенты с другими заболеваниями. Это тот подход, который принят во всем мире – обеспечить равный доступ всем категориям пациентов различных заболеваний социальных, возрастных групп и так далее. Такой подход задекларирован в Конституции – равный доступ к медицине для всего населения, в том числе и в разрезе заболеваний.
По его мнению, в первую очередь надо оптимизировать систему отбора для финансирования орфанных лекарств и постараться сделать равный доступ всем категориям пациентов. Необходимо четко понять, сколько денег нужно на лекарственное обеспечение, чтобы обеспечить равный доступ всем категориям пациентов. Безусловно, такой подход позволит оптимизировать и правильно структурировать имеющиеся ресурсы и за счет исключения менее эффективных лекарств добиться максимального эффекта для здоровья, в частности, пациентов с редкими заболеваниями. Может возникнуть ситуация, что данный сегмент потребует дополнительное финансирование. Это всегда взвешенное решение, которое должно принимать государство с учетом не только клинической, экономической эффективности, но в том числе с учетом имеющихся социальных, этических и других последствий.
Допуск на рынок и, соответственно, лечение за счет бюджетных средств орфанными препаратами – это тот процесс, который неизбежно должен проходить, о чем говорит как междунароодный, так и казахстанский опыт. Пациентов с редкими заболеваниями необходимо обеспечивать орфанными препаратами, которые бы имели эффективное лечение. Насколько оно эффективное, здесь нужно оценивать в том плане, что очень многие препараты, поскольку заболевание редкое, заходят на рынок при наличии проведенного исследования на нескольких пациентах. Здесь большая вероятность случайности.
"Когда эти препараты выпускают на рынок, доказательства их клинической эффективности еще нуждаются в уточнении. Чаще всего это "терапия надежды", когда мы допускаем на рынок и задействуем государственное финансирование. Государство должно взвесить, насколько реалистично получить эффект от этого лекарственного препарата, и чтобы это не были выброшенные деньги на ветер. Я думаю, этому не будет рад и сам пациент. Когда государство берется финансировать очень дорогую терапию без четкого доказанного эффекта в рамках ограниченных бюджетных средств, есть риски, что это оголит другие разделы бюджета. Первое – мы должны думать, насколько у нас эти препараты с орфанным статусом эффективны, а второе – если это так нужно, думать об увеличении лекарственного обеспечения.
Когда мы выделяем 25% средств на орфанные лекарственные препараты, это создает риски, что другие категории пациентов останутся без необходимой терапии. А это заболевания социально значимые: сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и так далее. Поэтому это очень сложный процесс, который требует взвешенного принятия решения с учетом всех факторов", – поделился мнением научный советник Казахстанской ассоциации оценки технологий здравоохранения, доказательной медицины и фармакоэкономических исследований.
Иностранные эксперты – о международном опыте и роли ОТЗ
Во многих европейских странах имеется свой уникальный опыт регулирования обеспечения лекарственных препаратов. Тем не менее общие стандарты в плане законодательных норм и регулирования с помощью оценки технологий здравоохранения позволяют все это сделать на более высоком уровне. Соответственно, каждая страна следует этим стандартам, и все препараты, которые проходят через эту стандартизацию – систему ОТЗ (оценка технологий здравоохранения), возвращаются и входят в список лекарственных препаратов на рынке европейских стран.
"Система возмещения и закупа орфанных лекарственных препаратов в Европейском союзе зависит от отдельной страны, решение о закупе принимается ею. Европейское медицинское агентство позволяет препарату быть вовлеченным в рынок, но именно решение о закупе каждая страна принимает самостоятельно. Более того, если, например, препарат недоступен в регионе и он очень дорогой и страна не может себе позволить его закупить, они его не закупают. Другая ситуация, когда есть препараты, которые очень дорогостоящие. Путем переговоров непосредственно с производителями проводятся определенные скидки по цене, но, естественно, с использованием ОТЗ на базе доказательных фактов, исследовательских моментов, которые должны всегда учитываться при переговорах, то есть мы не можем просто ходить и просить скидку. Все должно быть базировано на моделировании, оценке технологии здравоохранения, на возможностях определенных стран и эпидемиологических показателях заболеваемости", – считает Марко Маркетти, руководитель отдела ОТЗ Национального агентства региональных служб здравоохранения, сопредседатель координационной группы государств – членов по ОТЗ при Европейской комиссии в Италии.
Лу Гаррисон, экс-президент ISPOR, почетный профессор школы фармации Вашингтонского университета, Global Health Economics LLC, рассказал inbusiness.kz, что в Европейском союзе существует 6 процедур запуска для 27 стран. В некоторых странах производители не заинтересованы в проведении исследовательских работ, из которых потом складывается стоимость препарата.
Лу Гаррисон
По его мнению, фармацевтический продукт – это не просто фармацевтический продукт определенного локального производства. В первую очередь, это глобальный продукт. Если он был произведен в одном месте, то должен быть доступен и другим странам – этот момент, к сожалению, часто не учитывают. Поэтому наступает дисбаланс в доступе к препарату.
Иностранные спикеры отметили, что хотят сейчас объединить все страны Европейского союза и проводить процедуры переговоров на основании оценки технологий здравоохранения, менеджмента и ценностно ориентированных подходов. Все это должно проводиться на исследовании экономики здравоохранения с моделированием, определением качества жизни граждан.
При этом никто не утверждает, что эти переговоры дадут стопроцентное снижение стоимости или доступ к препаратам. Эти переговоры должны проводиться между уполномоченным органом и между производителем. Производители тоже не хотят терять свои определенные какие-то риски, потому что когда они создавали препарат, то вкладывали в него огромные деньги, проводили исследования. Естественно, они должны это окупать, иначе смысла не будет инвестировать в дальнейшем в исследования. Когда государство не совсем заинтересовано в проведении научных разработок, это сильно потом влияет в итоге на то, что многие представители индустрии могут уходить с рынка и просто там не появляться, потому что нет смысла.
В Казахстане, к сожалению, нет практики проведения научных исследований при ведении переговоров, при разработке стратегий, при определении дальнейших дорожных карт правительства. Не учитывается, насколько индустрия заинтересована, будут ли пациенты реально принимать эти препараты. Эти моменты не принимаются во внимание.
"Нужно смотреть на относительную долю расходов, потому что часто бывает, что доля расходов скрывает в себе абсолютную цифру, которая была потрачена на, допустим, одного человека (в среднем 12 тыс. долларов, если смотреть на ВВП). Может быть, это даже ниже, чем когда вы в долевых процентах смотрите. 25% доли финансирования лекарств для пациентов с орфанными заболеваниями — это, конечно, большая цифра, но здесь нужно провести хорошее исследование и аналитику", – отметил Лу Гаррисон.
Какие проблемы обеспечения лекарствами существуют в Казахстане?
По мнению Андрея Иванова, руководителя департамента по доступу к рынку в компании "АстраЗенека" в Казахстане, существует несколько аспектов проблем в области здравоохранения. Система здравоохранения как в Казахстане, так и во всем мире всегда ориентирована на финансовые возможности, необходимые для оказания помощи и услуг большинству населения. Первым направлением является профилактика заболеваний, вторым – лечение. Государство всегда придерживается модели финансирования и проведения профилактики социально значимых заболеваний, которые имеют наибольшее распространение и влияют на общественное здоровье. Обновление подходов к лечению и терапии требует внедрения новых методик и технологий, что также связано с дополнительными затратами.
Андрей Иванов
Почему расходы на здравоохранение увеличиваются из года в год? Это обусловлено увеличением числа пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, а также появлением новых технологий, требующих дополнительных финансовых вливаний. Финансирование здравоохранения всегда ограничено, поэтому необходимо использовать ресурсы более рационально для обеспечения пациентов качественной медицинской помощью и инновационными методами лечения и диагностики.
Объемы финансирования лечения различных заболеваний, включая редкие (орфанные) заболевания, могут отличаться. Лечение орфанных заболеваний может быть более дорогостоящим по сравнению с социально значимыми заболеваниями. Важно создание регистров редких заболеваний для обеспечения постоянного контроля за пациентами, получающими дорогостоящую терапию, и для отслеживания эффективности лечения со стороны медицинских учреждений. Оптимизация лечения не предполагает сокращения количества лекарств, а скорее обновление списка препаратов на более эффективные, клинически доказанные и экономически целесообразные препараты.
Постоянный анализ и оценка необходимы для обновления списка технологий и препаратов. Планомерная работа уполномоченных органов и экспертных организаций для своевременного включения наиболее предпочтительных препаратов, прошедших все регуляторные требования, является ключевым элементом рационального подхода. Чем чаще происходит обновление списка препаратов, тем лучше для пациентов, так как им обеспечивается доступ к современным и инновационным методам лечения.
Необходимо рассматривать лечение каждого заболевания как системный подход. Важно изучить, сколько времени пациент будет принимать препарат – на протяжении нескольких месяцев, года или на определенный курс лечения. Некоторые препараты требуют постоянного приема, что означает, что пациент будет получать их длительное время. Это также подразумевает анализ ресурсов здравоохранения, которые могут быть выделены на такое лечение.
"Одним из ключевых вопросов является идентификация пациентов с орфанными заболеваниями, так как процесс получения правильного диагноза может занять продолжительное время – до 3-4 лет или даже дольше, включая посещение различных специалистов. Поэтому важно уделить внимание диагностике и управлению такими пациентами, чтобы поставить правильный диагноз, учитывая подтипы заболевания и особенности генетических дефектов. Ранняя диагностика и начало лечения играют решающую роль, поскольку чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее лечение и больше положительных результатов для пациента. Например, лечение нейромышечных заболеваний должно начинаться как можно раньше для максимальной эффективности. Важно также учитывать социальные аспекты, включая поддержку семей с детьми, страдающими орфанными заболеваниями. Эти расходы несут ответственность не только здравоохранения, но и государства в целом", – заключил эксперт.
На конференции мнение зарубежных коллег интересно было послушать и казахстанским врачам, которые в своей практике ежедневно сталкиваются с обсуждаемыми вопросами. Одним из присутствующих в зале был Ермек Ахметов, врач лучевой диагностики.
"Мне, как специалисту, тема системы оценки медицинских технологий очень интересна, потому что она полезна в практическом плане. Мне и моим коллегам данной специальности приходится сталкиваться на работе с использованием очень дорогостоящего оборудования. Это магниторезонансные томографы, компьютерные томографы и другие затратные технологии, которые требуют постоянных расходов. Система оценки медицинских технологий применительно к рентгенологии в области лучевой диагностики помогает оптимизировать затраты на дорогостоящее исследование и содержание аппаратуры. Стоимость и эффективность очень мало применяется в нашей области, то есть покупается оборудование, которое просто используется, затраты не считаются. Но максимум, что считается, это, наверное, простой оборудования, амортизация. Но здесь целая система. Приехали коллеги из Европы, Америки, у которых эта система давно работает, в том числе и в нашей специальности, и важно было услышать об их опыте", – поделился доктор.
В целом оценка технологий в здравоохранении играет ключевую роль в достижении баланса между потребностями пациентов, внедрением инноваций и финансовой устойчивостью системы. Конференция подсветила еще раз необходимость в улучшении процессов оценки эффективности новых медицинских технологий и лекарств, чтобы обеспечить оптимальное использование доступных ресурсов и максимальное качество медицинской помощи для всех граждан. Продолжение отраслевого диалога и сотрудничество с международными партнерами позволит Казахстану улучшить свою систему здравоохранения и добиться устойчивого развития в этой стратегически важной области.
Список источников:
Материал предназначен для широкой аудитории. Материал подготовлен в партнёрстве с компанией "АстраЗенека". Информация, предоставленная в данном материале, не представляет собой и не заменяет консультацию врача. Необходимо получить консультацию врача.
Номер одобрения – KZ-NM-0056
Дата одобрения – 24.04.2024
Дата истечения – 23.04.2026