RU KZ
Органическая продукция: продать подороже

Органическая продукция: продать подороже

13:00 11 Июль 2016 5212

Органическая продукция: продать подороже

Автор:

Семен Данилов

Фото: Семен Данилов

Казахстан внедряет мировой опыт производства органических продуктов.

За чистоту рядов и грядок   
На рабочем совещании об итогах индустриализации за I полугодие, прошедшем в начале июля, глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что сельскому хозяйству в РК будет уделено повышенное внимание, чтобы наши аграрии заявили о себе всему миру, как о производителях органической продукции «сделано в Казахстане», выращенной без химии.

Сегодня органическое сельское хозяйство практикуется в 160 странах мира. В 84 странах действуют собственные законы об органическом земледелии, в десятках стран такие законопроекты разрабатываются. По оценкам экономистов, если сейчас оборот в сфере органического сельского хозяйства составляет 85-90 млрд долларов в год, то к 2020 году эта цифра достигнет 200-250 млрд долларов.

В Казахстане сертифицировано 30 компаний в секторе органического производства, использующих около 300 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий для выращивания различных культур. В прошлом году из Казахстана было экспортировано органической продукции на 5 млн долларов. В основном зерновые и масличные культуры, крупы, органическая водка и вино. Основной импортёр – КНР.

Ещё в 2010 году в Костанайской области было создано Республиканское общественное объединение  «Ассоциация органического земледелия».  В 2015 году его преобразовали в Объединение юридических лиц «Ассоциация органического земледелия». Её участники производят органическую муку, крупы, растительные масла, кондитерские изделия, водку, органическое виноградное вино, хлебобулочные изделия – всё это сертифицировано.

«Глава государства поставил задачу перед нашим агропромышленным комплексом – стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Сегодня не секрет, что на органическую и экологическую продукцию есть спрос у потребителей. В ноябре 2015 года был принят закон РК «О производстве органической продукции», который вступил в действие с 1 июня этого года. Данный закон позволяет создать правовое поле по решению вопросов производства, переработки, подтверждения соответствия и маркирования органической продукции и сырья. Использование в законе нормы о применении национального знака органической продукции даст возможность визуального восприятия информации о чистоте продукции и формирования конкурентного рынка», - сказал директор региональной палаты предпринимателей по Актюбинской области Нурлыбек Муканов в Актобе на круглом столе на тему: «Поддержка инициатив развития органического сельского хозяйства в Казахстане», организованным ОЮЛ «Коалиция за «зеленую экономику» и развитие G-Global» совместно с Программой ОБСЕ в Астане и РПП «Атамекен» по Актюбинской области, на который пригласили экспертов в сфере «зелёной экономики».

Не одно и то же
В любом государстве эффективность производства органической (экологической) продукции способствует повышению экономического потенциала, сохранению природных ресурсов, повышению качества и безопасности продуктов питания. Однако, по словам господина Муканова, есть определённые вопросы по применению знака «органические продукты».

Так, необходимо провести чёткое разграничение между экологической и органической продукцией, так как с точки зрения агротехники и технологии эти производства имеют определённые различия.

«На сегодняшний день мы зарегистрировали торговую марку  «KZ Organik». Она будет указывать, что продукция сертифицирована, как органическая. Фактически у многих возникает вопрос, а что такое органика? Ведь когда говорим «экологическая», то ассоциация у людей есть, а когда говорим «органика», то, к сожалению, это не всем понятно, или в это даже вкладывается несколько негативный оттенок. Уже существует правило ведения реестра органической продукции. Соответствующий приказ подписан министром сельского хозяйства», - говорит эксперт по вопросам энергосбережения «Коалиции за «зеленую экономику» и развитие G-Global» Есбол Абаканов.

Сертифицированная органическая продукция является экспортоориентированной и востребованной на мировых рынках. К тому же её рыночная стоимость выше, чем у обычной. «Согласно программе «Агробизнес – 2020» необходимо создать условия для производства и оборота органической сельхозпродукции. Здесь две составляющие – это бренд, как мотивирующий момент, и, собственно, сам вопрос сертификации. На данный момент в Казахстане существует ряд предприятий, которые проводят все процедуры, необходимые для сертификации и получения торгового знака «KZ Organik». Но теперь стоит вопрос о создании национального органического стандарта», – объяснил Есбол Абаканов.

По словам господина Абаканова, согласно данным Казахского НИИ земледелия и растениеводства, экологическое состояние больше 50% наших земель благоприятствует выращиванию «органики». Надо только эти земли сертифицировать.  

Хочешь выгодно продать свой товар – брендируй
Продукция под брендом «органика» стоит в полтора-два раза дороже. Но для этого надо вырасти в условиях конкуренции.

«Преследовать цель – выйти на внешний рынок и продать дороже – это одно, а если добиться хорошего плодородия, дать живой продукт – это другое. Может сделать акцент не на брендировании и торговле, а на хороший результат в сельском хозяйстве?», – задала резонный вопрос исполнительный директор ОФ «Элит Агро» Марина Цыганкова.

«По моему мнению, на сегодняшний день наша цель, как и любого бизнеса, - выгоднее продать свою сельскохозяйственную продукцию», - парировал Есбол Абаканов.

Разные подходы
В Украине органическое сельское хозяйство развивается с 2002 года. Если изначально там было 31 подобное хозяйство, то в 2015 году в семь раз больше – 210.   

«90-95% органической продукции, выращенной в Украине, идёт на экспорт в Европу. Подход к ведению органического сельского хозяйства там гораздо серьёзней. Многие фермеры, которые переходят к такому виду ведения хозяйства, часто задают вопросы: чем можно заменить те или иные удобрения и препараты? В половине случаев ответов на эти вопросы нет. Почему? Да потому что подходы к органическому сельскому хозяйству и обычному разные. Прежде всего, в первом случае шире используется севооборот. Очень много разных нюансов, - говорит президент Федерации органического движения Украины Евгений Милованов. - По состоянию на конец прошлого года площадь сертифицированных земель под органическое сельское хозяйство в Украине составила 410 тыс. гектаров – это 210 хозяйств. По сравнению с Италией или Францией, например, конечно, не много. Когда мне говорят «экологически чистое» или просто «экологическое» - я не понимаю, что это такое и какими документами это регламентируется? Если бабуля вытерла свои помидоры либо огурцы тряпочкой и позиционирует, как экологически чистое – ради Бога. Но к «органике» это не имеет никакого отношения. В Европе производство «органики» под «золотым лепестком» Евросоюза регламентируется шестью толстыми томами стандартов и других документов. Да, «органика» – это маркетинговый ход. А что в этом плохого, коль мы заговорили о бизнесе?».      

Г-н Милованов рассказал, что украинские производители работают по основным стандартам органического производства: Регламенты ЕС; Национальная Органическая Программа сельского хозяйства США; Национальные органические стандарты Японии и частные стандарты Ассоциации «БиоСвисс» Швейцарии.

Казахстанский экологический стандарт, принятый в 2007 году, не соответствует международным установленным требованиям органического производства и практически не отличается от общих экологических требований, установленных законодательством для защиты здоровья, жизни и окружающей среды. «Экологически чистые» продукты воспринимаются как «органические», хотя не прошли надлежащего органического контроля и сертификации, которые в стране отсутствуют. Чтобы сейчас экспортировать свою продукцию в страны Евросоюза, необходимо пройти сертификацию с привлечением европейской компании. Наши подобные сертификационные компании и лаборатории в Европе не аккредитованы. Данное удовольствие обойдётся сельхозпроизводителям около одного евро за гектар. Но это касается крупных предприятий, обладающих не одним десятком тысяч гектаров. Сертификация проводится один раз в два года. 

Семен Данилов, Актобе