Отечественное такси планируют развивать в Казахстане

2912

Услугами российского "Яндекс.Такси" недовольны как власти, так и население.

Отечественное такси планируют развивать в Казахстане Фото: Inbusiness/Midjourney

Возникают проблемы с нехваткой машин, услуги по перевозке дорожают, становятся недоступными. Политолог, директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев обратил внимание на один важный момент. По его словам, сегодня в Азербайджане от услуг "Яндекс.Такси" отказались, передает корреспондент inbusiness.kz.

"Вместо этого в этой стране нужно загрузить приложение Yango. По своему интерфейсу оно совсем не отличается от "Яндекса". Само название происходит от Yandex Go. Но есть одно главное отличие от казахстанского. Местное Yango – юридическое лицо, зарегистрированное в Азербайджане и в своей деятельности исключительно следующее нормам отечественного законодательства. У них в офисе также работают местные жители. А в Казахстане "Яндекс.Такси" – российское! Как следствие, на все обращения, жалобы со стороны казахстанцев там отвечают уклончиво, аргументируя это тем, что для небольшого рынка с населением всего 20 миллионов человек проходить специальную перерегистрацию невыгодно", – сказал Талгат Калиев.

Как сообщается на официальном сайте президента Азербайджана, в настоящее время в стране проживает всего 10,18 млн жителей. То есть почти в два раза меньше, чем в Казахстане. В Израиле, население которого составляет всего 9,8 миллиона человек, также работает местный агрегатор Yango. Так что перерегистрация российского "Яндекса" на месте и работа по местным законам зависит даже не от масштабов рынка, а от того, насколько местные власти требовательны и умеют работать так, чтобы эти требования выполнялись.

Любопытно, что российские компании, находящиеся у нас, прошли перерегистрацию на более мелких рынках и не делают этого в Казахстане, отмечает эксперт.

Заместитель премьер-министра-министр национальной экономики Нурлан Байбазаров говорит, что казахстанские государственные органы делают все возможное, чтобы "Яндекс.Такси " не нарушали местные законы.

Например, агентство по защите и развитию конкуренции в декабре 2023 года завершило расследование в отношении ТОО "Яндекс.ТаксиКорп". В итоге компанию привлекли к административной ответственности. Также удалось добиться более-менее приличной оплаты труда для местных таксистов. Агентство и компания подписали антимонопольный комплаенс, в рамках которого предусмотрены следующие мероприятия:

  • Комиссия, если заказ превысил двукратно базовую стоимость поездки в два раза, была отменена. Это с 14 декабря 2023 года привело к повышению уровня доходов водителей. Экономический эффект – 2 миллиарда тенге в год. При этом в рамках данной инициативы недополученная комиссия компании в первом квартале 2024 года составила 47 миллионов тенге.
  • Введена дополнительная бонусная программа для водителей. В 2024 году экономический эффект в связи с ростом оборота отрасли и инфляции составил 7-10 миллиардов тенге. При этом общий объем выплаченных водителям бонусов за первый квартал 2024 года составил 6,2 миллиарда тенге.
  • Для повышения прозрачности тарифообразования модернизируется пользовательское приложение. В нем приводятся обоснования удорожания тарифа и прогноз изменения цены. На главный экран приложения "Яндекс.Go" добавлен так называемый индикатор спроса.
  • "Яндекс" внедрил дополнительную бонусную программу. В результате в декабре 2023 года водителям Астаны и Алматы было выплачено более 400 миллионов тенге, а в январе 2024 года – 700 миллионов тенге.
  • Для пассажиров введен обновленный тариф "Вместе", который дал людям возможность заказать такси по низким ценам в пиковый период спроса. То есть люди, которые не спешат, но хотят добраться до места назначения, заказывают по этому тарифу и такси, которое везет другого пассажира, забирает его по пути. Этот тариф позволит сэкономить от 5% до 40%. По словам главного экономиста страны, в первом квартале 2024 года по этому тарифу было совершено порядка 4,5 миллиона поездок.

"Яндекс.Такси" вводит ограничения на повышение тарифа выше трехкратного коэффициента в таких случаях, когда спрос на услуги такси самый высокий, например, в непогоду или праздничные дни. Выше данного уровня будет не более 5% поездок за квартал. За первый квартал текущего года с трехкратным коэффициентом стоимости осуществлено 238 тыс. заказов с трехкратным коэффициентом стоимости, или 0,15% от общего количества", – сказал вице-премьер–министр национальной экономики Нурлан Байбазаров.

Однако "Яндекс.Такси" может в любое время перестать выполнять требования властей Казахстана.

Нурлан Байбазаров отметил, что необходимо контролировать выполнение компанией этих требований и ограничений. Исполнение антимонопольного комплаенса агентство по защите и развитию конкуренции намерено контролировать через специальную мониторинговую группу. В группу войдут представители министерств транспорта, труда и социальной защиты населения, юстиции, цифрового развития, а также Ассоциации таксопарков.

Сообщается, что для обеспечения баланса интересов пассажиров и водителей в будущем антимонопольное агентство инициировало внесение поправок в соответствующее законодательство.

Новый законопроект позволит водителям работать напрямую с "Яндексом", не завися от таксопарков. Во-вторых, если закон будет принят, то он дает право казахстанской стороне детально изучить российское программное обеспечение "Яндекса", а также факторы, влияющие на ценообразование. Чтобы понять, как формируются тарифы на такси, как учитываются погодные условия, повышенный праздничный спрос, отсутствие водителей и другие факторы. Независимой аудиторской компанией в сфере информационных технологий совместно с агентством и министерством цифрового развития планируется провести аудит алгоритмического ценообразования.

На сегодня отечественные агрегаторы такси не могут конкурировать на равных с российскими гигантами. Поскольку маркетинг, реклама несовершенны, казахстанцы даже не знают о существовании таковых.

Поэтому предлагается определенная поддержка со стороны государства. Нурлан Байбазаров отметил, что отечественные агрегаторы такси могут получить дешевый кредит от государства на сумму до 3 миллиардов тенге.

"Для субъектов малого и среднего предпринимательства субсидируется часть ставки вознаграждения по кредитам. Предпринимателям выдаются кредиты по ставке 8% годовых, а субъектам социального предпринимательства, предпринимателям западного и южного регионов – по ставке 7% годовых. Сумма кредита – до 3 млрд тенге. В целом меры государственной поддержки по программе будут предложены без отраслевых ограничений и для других предпринимателей, реализующих проекты", – сказал вице-премьер.

Он добавил, что отечественным службам такси будет оказана также поддержка по аренде и лизингу легковых автомобилей отечественных производителей. Стоимостью не более 10 млн тенге за единицу.

В свою очередь международный технопарк IT-стартапов Astana Hub предлагает своим участникам преференции с целью продвижения и популяризации отечественных IT-продуктов.

"Кроме того, представители уполномоченных госорганов проведут встречи с такими отечественными компаниями, как транспортная компания Relog, сервис пассажирских перевозок "Такси 5+", сервисы вызова такси Choco Holding, Metanoia, сервисы пассажирских перевозок Aparu,Tolem Taxi. Для поддержки IT-продуктов в сфере оказания услуг. Учитывая актуальность данного вопроса, эти вопросы будут находиться на постоянном контроле правительства", – пообещал вице-премьер-министр национальной экономики Нурлан Байбазаров.

По словам депутата мажилиса Ислама Сункара, в мировом рейтинге по стоимости такси Казахстан занимает 73-е место. По состоянию на март 2024 года стоимость услуги такси в стране составляла 0,67 доллара за километр. Это самый высокий показатель в странах СНГ.

Читайте по теме:

Тарифы "Яндекс.Такси" в часы пик не должны взлетать более чем в три раза – АЗРК

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться