Особый статус Елбасы и лишение гражданства за терроризм | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
$ 384.87 € 432.52 ₽ 6.11
Погода:
+17Нур-Султан
+19Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
Особый статус Елбасы и лишение гражданства за терроризм

Особый статус Елбасы и лишение гражданства за терроризм

5423 06 Март 2017 12:01

Парламент Казахстана принял поправки в Конституцию.

Особый статус Елбасы и лишение гражданства за терроризм

Фото: Мария Матвиенко

Автор: Ирина Севостьянова

В понедельник депутаты парламента на совместном заседании приняли во втором чтении пакет поправок в Основной закон страны. На удивление быстро: если обсуждение в первом чтении растянулось на несколько часов, то рассмотрение поправок во втором чтении заняло у депутатов всего полчаса. Причем большую часть из этого времени народные избранники слушали доклад руководителя совместной комиссии палат парламента, мажилисмена Нурлана Абдирова.

Он, напомнив коллегам об исторической значимости принимаемых поправок, рассказал, что рабочая группа работала все выходные, изучая и систематизируя предложенные депутатами изменения. В итоге в сравнительную таблицу ко второму чтению вошло 10 поправок. Они таковы:

«Двадцать пять лет истории независимого Казахстана подтверждают глубокую продуманность и правомерность всех выдвинутых президентом страны идей и принципов, которые создали прочный фундамент для формирования политически стабильного и экономически процветающего государства. Ведущая роль Елбасы – Нурсултана Абишевича Назарбаева, его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности. Неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос о закреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство нашего государства. В этой связи предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными», - процитировал господин Абдиров.

Отдельной нормой депутаты решили закрепить вопрос межнационального согласия. По предложению депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана, пункт 2 статьи 39 Конституции дополняется положением о том, что «признаются неконституционными любые действия, способные нарушить наряду с межнациональным также и межконфессиональное согласие».

Добавили депутаты и полномочия сенату парламента. Так, к исключительному ведению сената предложено отнести «избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению президента Республики Казахстан».

«Конституционное закрепление института уполномоченного по правам человека станет очередным важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, а также означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина, закрепленного статьей 1 Основного закона страны», - объяснил коллегам господин Абдиров.  

Изменили депутаты и список требований к кандидатам в президенты, добавив обязательность высшего образования.

«В пункт 2 статьи 41 вносится изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в президенты страны наличия высшего образования. Требование о наличии у кандидатов в президенты высшего образования соответствует установленному в статье 40 Конституции статусу президента как высшего должностного лица государства. При этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам в президенты на уровне конституционного закона», - уточнил глава совместной комиссии.

В полномочия президента депутаты решили включить назначение лично главой государства министра внутренних дел, поскольку МВД имеет «стратегическую роль в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства». 

Уточнили депутаты и нормы, касающиеся международных договоров, которые Казахстан ратифицировал. Так, пункт 3 статьи 4 Конституции они решили изложить в следующей редакции: «Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан».

«Как известно, сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями и другими странами осуществляется посредством заключения международных договоров. Конституция и законодательство Республики Казахстан определяют приоритет международных договоров, ратифицированных Республикой, перед законами, и в то же время порядок их денонсации регулируется национальным законодательством. Любой договор, как мы знаем, затрагивает в той или иной мере права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав возможно только законами. В этой связи была предложена данная поправка, принятая совместной комиссией, которая к тому же усиливает самостоятельность государства», - объяснил необходимость такого изменения господин Абдиров.

Отдельной строкой депутаты решили прописать вопросы гражданства, закрепив в пункте 2 статьи 10 Конституции норму о том, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.

«В соответствии со статьей 8 Конвенции ООН «О сокращении безгражданства» от 30 августа 1961 года, никакое государство не должно осуществлять право лишения гражданства, иначе как в соответствии с законом, предусматривающим и для соответствующего лица право на справедливое разбирательство дела судом или иным независимым учреждением. Совместная комиссия полагает, что объективность и беспристрастность в вопросе о лишении гражданства должны обеспечиваться именно решением суда», - уточнил депутат Абдиров. 

Новый пункт 3-1 статьи 2 Конституции предложено дополнить нормой о том, что в городе Астана может быть установлен особый правовой режим именно в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.

Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра «Астана», регулируемого конституционным законом.

У депутатов не нашлось больше ни дополнений, ни даже вопросов. Сравнительная таблица была тут же одобрена, и депутаты дружно проголосовали за принятие изменений в Конституцию во втором чтении.

«Таким образом, мы, взяв за основу предложения лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, приняли все изменения, внесенные в нашу Конституцию. Сердечно поздравляю всех вас с этим историческим решением!» - заявил после итогового голосования председатель мажилиса Нурлан Нигматулин.

Депутаты дружно поаплодировали сами себе и разошлись.

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: