Освоение бюджета идет за счет многократных корректировок

17333

Счетный комитет предлагает создать единую оценку программных документов и деятельности госорганов вместо четырех разрозненных.

Освоение бюджета идет за счет многократных корректировок

Плановые параметры республиканского бюджета за 2017 год исполнены, однако говорить о кардинальном улучшении качества бюджетного планирования пока нельзя. Освоение достигается за счет многократных корректировок бюджета, заявила в понедельник, 11 июня, председатель Счетного комитета Наталья Годунова, презентуя сенаторам отчет об исполнении республиканского бюджета за 2017 год.

Министр финансов РК Бахыт Султанов напомнил депутатам, что поступления бюджета в отчетном периоде составили 9,7 трлн тенге с перевыполнением на 101,1%. По расходам достигнуто наивысшее исполнение – 99,8%, или 11,1 трлн тенге.

Как подчеркнул главный финансист страны, рост их объема по сравнению с 2016 годом на 31,2% связан с реализацией мероприятий, направленных на ускоренную технологическую модернизацию экономики и поддержание макроэкономической стабильности.

Однако, по мнению главы Счетного комитета Натальи Годуновой, качество бюджетного планирования оставляет желать лучшего, а корректировки преследуют цель занизить показатели. Это подтверждается и данными депутата сената Ерболата Мукаева.

"Статистически, с точки зрения исполнения по доходам и освоению бюджет выглядит успешным, но необходимо учесть, что Закон "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы" подвергался изменениям три раза, из них два раза затрагивались ключевые показатели финансового года и проведено 25 корректировок республиканского бюджета. Более того, эти корректировки носили хаотичный характер. Так, только на одну дату вносилось два изменения, а затем подряд три изменения ежедневно", – отметил он.

По данным Счетного комитета, имеет место регулярное снижение показателей результатов государственных и правительственных программ, причем без корректировок целевых индикаторов. В настоящее время это пришлось сделать по программе "Нурлы жер" из-за некачественного планирования строительства инженерной инфраструктуры и отсутствия документации на строительство жилья в ряде регионов.

Отмечается дублирование целей и задач, а также мероприятий программных документов. По некоторым секторам экономики и направлениям развития социальной сферы отсутствует последовательность и преемственность целей и задач – это касается 20% всех целевых индикаторов.

"То есть в течение некоторого времени, иногда это несколько лет, на решение какой-то задачи тратятся государственные ресурсы, до конца вопрос не решен, потом министерство определяет новый приоритет и финансирует потом его", – отметила Н. Годунова.

"В этой связи считаем крайне важным задачи стратегического плана развития РК на период до 2025 года предусмотреть в государственных, правительственных и бюджетных программах на предстоящий период. В чем причина некачественного экономического планирования и недостижения запланированных целевых индикаторов даже при полном финансировании и освоении средств? Наверное, в отсутствии консолидированной оценки программных документов и деятельности госорганов по единой методологии", – считает глава Счетного комитета.

В настоящее время действуют четыре системы оценки по семи различным методикам. В этой связи в целях комплексного подхода к вопросу оценки эффективности деятельности госорганов и программных документов Счетным комитетом инициированы предложения об оптимизации системы оценки на базе одного органа.

В рамках подготовки заключения к отчету правительства было оценено 10 документов системы госпланирования. В результате установлено, что 16% целевых индикаторов по ним не достигнуты. 18% индикаторов, по которым еще не наступили сроки исполнения, также находятся в зоне риска недостижения.

Неисполнение запланированных значений сложилось преимущественно по причине некачественного планирования показателей, а также слабого мониторинга по их достижению.

"К примеру, для сохранности автодорог республиканского значения было принято решение на наиболее интенсивных участках установить измерительные устройства весогабаритных параметров, чтобы большегрузные машины не разбивали полотно дороги. А если разбивают, то платили. Вроде очень рационально. Однако с 2014 года Комитетом автомобильных дорог не используется 12 таких систем. При этом в 2017 году планируется построить еще 18 таких систем.

По факту устанавливается три", – подчеркнула глава Счетного комитета.

"Хуже всего то, что выделяются средства на содержание неработающих устройств, а сохранность дорог так и не обеспечивается. К сожалению, органы государственного аудита пока не могут оценить, достигается ли экономический эффект от вложенных бюджетных средств по конкретным мерам государственной поддержки, так как нет методологии определения такого влияния ни в центре, ни на местах", – добавила она.

Лидером по неосвоению средств в прошлом году стал Минздрав с неиспользованными 4,14 млрд тенге. По словам министра здравоохранения Елжана Биртанова, львиная их часть – 3,2 млрд тенге – образовалась за счет переноса сроков по исполнению проекта по инфраструктуре с компанией Ericsson Nikola Tesla.

"Мы приняли решение, что контракт был продлен до середины этого года, и полагаю, что средства будут освоены, и за этот месяц мы начали приемочные работы", – отметил министр.

Следующий пункт неосвоения связан с программой лечения за рубежом. Из Казахстана направлено 30 пациентов, но лечение еще продолжается. После его завершения в иностранные клиники будет направлено 623 млрд тенге.

"Также 287 миллионов тенге – это услуги медтранспорта, которые оказываются санитарной авиацией, по данной программе состоялась экономия, так как мы не оказывали медуслуги посредством санитарной авиации", – подытожил министр.

Пока одни министерства не успевают вовремя потратить выделяемые средства, другие, напротив, жалуются на недостаток бюджетных средств.

Так, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, отвечая на вопрос депутата сената Дариги Назарбаевой, посетовал на нехватку денег на питание в системе КУИС. По его словам, недофинансирование имеется по всем четырем направлениям. Это касается и национальной гвардии, КЧС, и Комитета уголовно-исполнительной системы, и всех органов внутренних дел.

"На самом деле после известных событий в этом году в ВКО (после паводков. – Авт.), под руководством Аскара Узакпаевича (Мамина – первого вице-премьера) мы внимательно рассмотрели, необходимую поддержку Министерству внутренних дел по дооснащению и комплектованию Комитета по ЧС в этом году мы предложения все внесем", – отметил, комментируя данный вопрос, Ерболат Досаев.

Но, как и положено любому госоргану, Минфином выделяется в целом лимит на госорган. Так называемый переходной этап формирования этой системы, когда ЧС перешла в МВД, завершен. Выявлены все у нас узкие места – это технологическая оснащенность на местном уровне, общие подходы. Объемы известны, и мы договорились, что в течение трех лет мы нормально доведем необходимое, заменим все устаревшее оборудование, все необходимое, которое необходимо для спасения людей, и эти предложения в проекте бюджета на 2019-2021 годы будут внесены", – подытожил Е. Досаев.

Сегодня главный финансовый документ страны был рассмотрен депутатами сената. Ожидается, что 15 июня отчеты правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год будут утверждены на совместном заседании палат Парламента.

Ботагоз Омар

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться