От 5 МРП до лишения прав и ареста для электросамокатчиков: поправки в Закон "О дорожном движении"

5686

По каким правилам должны ездить водители электросамокатов. 

От 5 МРП до лишения прав и ареста для электросамокатчиков: поправки в Закон "О дорожном движении" Фото: inbusiness.kz

Сегодня, 30 августа, вступили в силу поправки в Закон "О дорожном движении", где прописаны правила езды на электрических самокатах, которые признали транспортными средствами. Почему назрели изменения, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Безопасности ради

Ежемесячно в республике продаются десятки тысяч новых электросамокатов, а на рынок Казахстана активно заходят сервисы по их аренде. Этих транспортных средств стало так много, что к депутатам мажилиса все чаще стали поступать обращения от граждан по вопросам регулирования их движения. Причем этот вопрос особенно важен для крупных городов. По словам депутата Екатерины Смышляевой, законопроект был разработан два года назад, но технический регламент по использованию электросамокатов был утвержден только в июле 2022 года. А движение электросамокатов как на дорогах, так и на тротуарах может быть опасным для пешеходов и водителей.

По словам мажилисмена Сергея Пономарева, к нему поступали десятки обращений граждан с просьбой навести порядок в движении электросамокатов, которые снуют в городах между пешеходами.

"Электросамокаты носятся с большой скоростью, в том числе по тротуарам и пешеходным зонам. И сегодня встал логичный вопрос безопасности пешеходов. У водителей самокатов пока нет ограничений по возрасту, психическому или физическому состоянию в момент управления. Нет четких требований к скоростному режиму и выполнению Правил дорожного движения, – отметил в мае депутат.

По мнению депутатов мажилиса, к принятию новых видов транспорта еще не готова прежде всего инфраструктура городов страны. Протяженность велодорожек в РК не превышает 500 км, и все они сконцентрированы в двух мегаполисах. А выделить для движения, хотя бы цветом, крайнюю полосу тротуаров тоже довольно сложно, учитывая их нестандартно маленькие размеры и изношенное покрытие. Есть вопросы и к состоянию обочин, проезжей части (ширина дорог и полос). К конструктивному соседству не готовы ни водители самокатов, ни пешеходы. Не готовы и водители автомобилей.

"На городское пространство наступают шеринговые компании. В мире кикшеринг является одним из прибыльных и капиталоемких видов бизнеса. И его лобби-интересы во многом превосходят робкий голос пешеходов. Парк техники такие компании увеличивают кратно. При этом вовлекаются в процесс пользования самокатами неопытные и случайные люди, дети и подростки. Сказать по правде, ни в одном законопроекте еще не сталкивалась со столь дерзким и агрессивным давлением бизнеса. При отстаивании своих интересов наша (а вернее, не совсем наша) шеринговая индустрия даст фору многим отраслям и в буквальном смысле "переедет" любого", – отметила в своем посте в соцсетях во время обсуждения поправок депутат мажилиса Екатерина Смышляева.

Все четко прописано

Теперь в законе прописано само понятие. Электрический самокат – транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электрического двигателя (электрических двигателей), не имеющее сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч.

Водители электрических самокатов имеют право двигаться по дорогам в соответствии с Правилами дорожного движения. Они обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения, утвержденные уполномоченным органом. Водители электрических самокатов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. При их отсутствии двигаются по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд, обочине, тротуару или пешеходной дорожке со скоростью не более 6 км/ч, не создавая опасности для движения пешеходов.

Что запрещено?

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

 2) перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки;

 3) перевозить груз, кроме перевозки груза на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груза, который не выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении;

5) буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом;

6) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве;

7) передвигаться в темное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, определенным Правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств;

8) при управлении по проезжей части дороги быть без застегнутого шлема.

Не допускается движение по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, водителей электрических самокатов, не достигших 18-летнего возраста, без водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения на право управления транспортным средством, за исключением выданных в Республике Казахстан в случае наличия при себе документа, удостоверяющего личность водителя.

За что можно получить штраф?

За перевозку пассажиров и грузов (статья 593 КоАП, штраф 5 МРП – 17 250 тенге), а также за нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения (статья 620 КоАП) предупреждение или штраф (3 МРП – 10 350  тенге). Если самокатчик совершит наезд, кроме лишения прав, ему может грозить наказание вплоть до ареста. Пока забирать права за управление электросамокатом в нетрезвом виде не будут, так как он не является механическим транспортным средством и не подлежит регистрации. Но наказать нетрезвого водителя электросамоката могут по статье 440 КоАП за появление в общественных местах в состоянии опьянения штрафом в размере 5 МРП (17 250 тенге), при повторном нарушении возможен арест до пяти суток.

Ранее сообщалось, что депутаты потребовали создать инфраструктуру для электросамокатов. Казахстанцам разъяснили, что можно и что нельзя электросамокатчикам. Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения" подписан главой государства 29 июня. Он вводится в действие с 30 августа.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться