/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
От артизанства до йоги

От артизанства до йоги

Сезон отдыха на Алаколе завершился ежегодным сентябрьским «Окуньколем».

11:07 16 Сентябрь 2019 13265

От артизанства до йоги

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

На данном примере можно наблюдать, как в стране проводятся местные фестивали, направленные на развитие внутреннего туризма.

Рыболовно-туристический фестиваль проходит уже в девятый раз и традиционно в начале первого осеннего месяца в поселке Акши. Мы приехали накануне, за день до открытия. Этот погожий солнечный день провели на пляже – купались и загорали. Вода оказалась теплой и по ощущениям какой-то особенной, как будто удерживала на поверхности своим минеральным составом. Крупная галька резала, но в то же время массажировала ступни. Ночью небо было звездным и обещало ясный день. Но под утро подул ветер, сделав погоду переменно облачной.  

На открытии фестиваля царила теплая родственная атмосфера. Многие участники «Окуньколя» приехали с детьми, которым было, чем заняться с профессиональными детскими аниматорами Михаилом Васильцовым и Евгенией Русановой. От детей не отставали и взрослые, соревнуясь вместе с ними в перетягивании каната и прыжках через скакалку.

В этом году темой «Окуньколя» стали ковбои и индейцы. Известный алматинский художник, основатель творческого движения «Артизан», Сева Демидов специально придумал модную линию ковбойско-индейской одежды, от шляп до жилетов, которые преобразили участников фестиваля и помогли им найти свои образы для фотосессии. Еще художник представил перформанс на пляже Алаколя – расписывал футболки краской, смешанной с водой озера, прямо на их будущих владельцах.

На открытии выступил дуэт ковбоя и индейца, журналиста-барда Олега Белова и учителя йоги Владислава Югая, которые колоритно смотрелись на заброшенной лодке, послужившей сценой для концерта авторской песни. Тут же проходили съемки клипа из жизни ковбоев с ранчо, в котором приняли участие все желающие.

По утрам Владислав Югай давал насыщенные полезной информацией уроки йоги, демонстрировавшие невероятные возможности человеческого тела и духа.

На мастер-классе талантливой художницы Ларисы Ерпоткиной можно было научиться рисовать открытки восковыми красками с помощью утюга. Эта методика сразу получила звонкое название «айрон чпокинг». Еще Лариса создает удивительных авторских кукол по своей оригинальной технологии.

Днем можно было поучить итальянский язык с Шарбат Барбаро, поучаствовать в викторине и послушать увлекательные истории об отдыхе на воде в Италии.

А вечером после ужина начал свою работу кинофестиваль «Пеликадр». Фильмы о предыдущих фестивалях и об истории турбазы «Пеликан» демонстрировались в просторном зале бильярдного клуба. Затем свои песни благодарным слушателям спел Олег Белов.  

Следующий день начался с важной и полезной акции «Молдир су». Участники фестиваля приняли участие в очистке берега Алаколя от мусора. Пришлось попотеть, выгребая банки и бутылки из-под пива, полиэтиленовые пакеты, пластик, стекло и прочие вредные отходы человеческой жизнедеятельности, оставленные нерадивыми отдыхающими. Позже к участникам фестиваля присоединились студенты гуманитарно-технического колледжа из Ушарала. Уже через три часа берег сверкал первозданной чистотой.

Печально, но когда на следующий день мы пошли с утра на пляж, то по дороге опять собирали мусор, брошенный вечером на берегу. Ясно, что одними акциями эту проблему не решить.

После обеда начался первый тур соревнований по ловле рыбы. В нем приняли участие завсегдатаи «Окуньколя», некоторые рыбаки пытались поймать рыбу счастья уже в девятый раз.

Вечером состоялся концерт дуэта «Северный ветер», Эдуарда Двухименного и Наргиз Жолымбетовой, которые исполнили как свои авторские песни, так и произведения из репертуара групп «Кино», «Браво» и Гарика Сукачева. Пара представила интересную концертную программу с шуточными диалогами и артистично общалась с публикой.

Третий день фестиваля был отдан алакольскому берегу. Все с нетерпением ждали завершения рыболовного турнира, волшебных уловов и награждения победителей. Но в этот раз самой крупной рыбой оказался окунь весом 35 грамм. Удивительно, но на прошлых фестивалях удочкой на берегу удавалось выловить рыбу под 350-500 грамм, рассказывает организатор фестиваля, главный редактор журнала «Ветер странствий» Наталья Боровая. Рыбаки сами решили ловить рыбу на берегу, а не в заводи. Как утверждают завсегдатаи алакольской рыбалки, незначительный улов объясняется тем, что в этот раз рыба ушла за мотылем далеко на середину озера. Она не была голодной и не спешила проглотить приманку. Но, как говорят, главное – процесс, а не результат. Призы все равно нашли своих победителей. 

Вечером закрытие фестиваля прошло в интимной дружественной атмосфере, у костра, с песнями под гитару. Своим исполнительским искусством публику вновь согрел дуэт Эдуарда и Наргиз.

Купальный сезон на Алаколе закрылся рыболовным «Окуньколем». И уже в мае новый сезон на побережье откроется традиционным весенним фестивалем «Крылья Алаколя», на котором можно будет понаблюдать за такой удивительной стороной местной фауны, как птицы.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/fWD3aJHb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/yuECBgwk.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/ct5hstmG.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/YHmYQmDN.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/VmnzYAKB.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/azM49jcE.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/1zbbNB1g.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/C1MCbz14.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/tUz0AiQc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/IN9sRxtH.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/81TBQzuj.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/7IvmlJIQ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/hwtYSnaB.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/hWgmZnJg.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/5YwNp6Se.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/wgIHehCP.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/ZYku2utb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/K6Li9lls.jpg

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 707

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 1083

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Вчера
21:49

Алексей Цой: показатель заболеваемости КВИ и пневмонией в разы меньше, чем потребляемое количество препаратов

Вчера
21:47

В Казахстане на бесплатные ПЦР-тесты выделили 14 млрд тенге – глава Минздрава

Вчера
21:11

В Казахстане не зафиксировано повторных заражений COVID-19 – Минздрав

Вчера
21:00

Число летальных случаев от COVID-19 в Казахстане увеличилось до 232 человек

Вчера
20:41

Правительство Казахстана обещает в ближайшее время устранить дефицит жаропонижающих и антивирусных препаратов в аптеках

Вчера
20:33

В Жамбылской области вводятся строгие ограничительные меры

Вчера
19:30

Главы государств и правительств поздравляют первого президента Казахстана с юбилеем

Вчера
18:57

Акимат Нур-Султана будет реагировать на необоснованное повышение цен в аптеках через службу iKomek

Вчера
18:35

В Нур-Султане открылся Центр семейного здоровья в рамках проекта «Доктор у дома»

Все новости