"Ситуация такова, что с января будущего года все участники внутреннего рынка нефтепродуктов должны будут заново платить акциз на экспорт нефтепродуктов. Оплата будет производиться до тех пор, пока снова не будет принято решение об отмене этого акциза", – сообщил г-н Кудайбергенов, выступая на недавно прошедшей конференции "Argus. Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2020".
Он напомнил, что ранее было принято временное решение об отмене акцизов на экспорт нефтепродуктов до конца текущего года. Сейчас ведется активная работа по данному вопросу (очередной отмены акциза на экспорт нефтепродуктов. – Прим. автора) между минэнерго и министерством национальной экономики.
Кудайбергенов также напомнил, что с 1 января 2021 года возобновятся выплаты по экспортной таможенной пошлине (ЭТП) на экспорт светлых нефтепродуктов. Но минэнерго ведет переговоры с другими ведомствами по снижению коэффициента ЭТП с 0,9 до 0,3.
Представитель министерства в ходе конференции также дал разъяснения на следующие вопросы участников встречи.
– В 2025 году, как известно, должен заработать общий рынок нефтепродуктов в рамках ЕАЭС. Но, учитывая тот факт, что в Казахстане самые низкие цены на дизтопливо и ГСМ в регионе, любой участник рынка – из Кыргызстана или Беларуси – может приехать сюда и скупить нефтепродукты. Что должно предпринять правительство, чтобы обезопасить себя от дефицита топлива и роста цен на него?
– Что касается создания единого общего рынка нефти и нефтепродуктов к 2025 году, то уже в 2019 году была подписана программа формирования общих рынков. Первые документы, которые должны быть подписаны к 2024 году, – это соглашение о создании единого рынка, правила доступа транспортировки к системе магистральных нефтепроводов, правила биржевой торговли и правила торговли нефтепродуктами.
За Казахстаном закреплена разработка правил торговли нефтепродуктами, которые должны быть приняты через два года, к 2023 году.
Работа над этими правилами только начинается. Мы знаем, что есть существенная разница цен на нефть и нефтепродукты Казахстана и России. Сопоставимы разве что оптовые цены, очищенные от налоговой нагрузки. Основная разница в цене "сидит" в налогах, акцизах и НДС. Минэнерго и минэкономики создали рабочую группу, которая старается учесть все риски: как сохранить поступления в бюджет от продажи топлива, но при этом не допустить тотального дефицита ГСМ на внутреннем рынке в рознице.
Это комплексная задача, потому что скачок цен на нефтепродукты неизбежно приведет к росту цен на социально значимые продукты питания, а следовательно, отразится на доходах населения. И, пока идет работа над тем, как сохранить баланс интересов, трудно что-либо комментировать заранее.
– Не означает ли это, что создание общего рынка нефти и нефтепродуктов неизбежно приведет к росту цен на АЗС к 2024 году?
– Он должен произойти по определению, если мы будем находиться в общем рынке, но как минимум с вычетом транспортных расходов. То есть цены должны быть сопоставимы. Как будет формироваться цена на ГСМ: то ли за счет роста оптовой цены или роста фискальной нагрузки – все это еще в процессе обсуждения в правительстве с прошлого года.
К обсуждению подключены и министерство национальной экономики, и министерство финансов, кроме минэнерго.
– Минэнерго ранее заявило, что с марта будущего года заработают биржевые торги по продаже нефтепродуктов. Можно ли чуть подробнее…
– Единственное, что отделяет нас от начала биржевых торгов, так это создание одного нормативно-правового документа – это "Правила проведения биржевых торгов". В них должны быть прописаны требования как к самим биржам, так и к участникам торгов.
Концептуальное требование: биржа должна обладать достаточной ликвидностью, поэтому максимальный объем нефтепродуктов должен торговаться на одной, максимально на двух площадках. Все это будет прописано в правилах. За их разработку отвечает министерство торговли. Минэнерго ведет активную работу с ним. Как только правила будут составлены, мы выставим их для обсуждения на общественный портал. И тогда уже все будет понятно.
Сначала на биржевые торги будет выставлен бензин, а после обкатки будут уже выставлены дизтопливо и авиакеросин.
Хочу напомнить, что биржевые торги создаются для того, чтобы определить справедливую цену на топливо, очищенную от разных манипуляций.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!