/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 6 988,00 DOW J 27 086,88
Hang Seng 26 707,38 KASE 2 304,73
РТС 1 441,76 Медь 5 627,32
От Лиссабона до Владивостока через Астану

От Лиссабона до Владивостока через Астану

Посетителям выставки дают шанс отправиться в воображаемое путешествие.

09 Апрель 2017 16:48 4621

От Лиссабона до Владивостока через Астану

Автор:

Ксения Татаринова

Фото: Ксения Татаринова

Новости

Все новости

Международная выставка «От Лиссабона до Владивостока» стартовала в декабре 2016-го в Минске и с тех пор путешествует по городам мира. Организаторами уточняется: в ней принимает участие 30 художников из 28 стран. А название с каждым новым городом становится все длиннее, к примеру, в Казахстане она называется «От Лиссабона через Минск. Москву, Астану до Владивостока».

Концепция позаимствована у легендарного Шарля де Голля, который мечтал о создании «общеевропейского дома». В своей исторической речи в 1959 году в Страсбурге президент Франции Шарль де Голль заявил: «Да, вся Европа от Атлантики до Урала будет решать судьбы мира!» Идеей Де Голля было построение мира на континенте. Организаторы выставки подчеркивают, что арт-проект родился «в непростой период обострения политических и социальных конфликтов в современном мире», и цель его – задействовать объединяющую силу искусства.

«Этот проект был инициирован постоянным представителем Республики Беларусь при ЮНЕСКО Павлом Латушко. Будучи по предыдущей своей работе министром культуры, он объединил художников разных стран под флагом этой идеи: искусство строит мосты между нашими странами, объединяя культурное пространство от Европы до Азии. Эта замечательная идея нашла отклик у тех, кто представил свои картины», - объяснил посол Беларуси в Казахстане Владимир Ничкасов.

Вначале возникла идея пригласить к участию художников из Лиссабона, Парижа, Мадрида и Минска, но затем проект расширился. В организации принимали участие все дипломатические представительства Беларуси за рубежом. Выставка проходит под официальным патронатом ЮНЕСКО.

В экспозиции более 80 работ: живопись, графика, фото-арт, скульптура, инсталляции. Мэтры с мировым именем и молодые художники, уже известные в своих странах, демонстрируют ошеломляющее стилистическое разнообразие: от академизма до абстрактного экспрессионизма, сюрреализма, поп-арта. Среди участников – Зураб Церетели (Москва), Виктор Альшевский (Минск), Любен Генов (София), Ульрих Уффрехт (Берлин), Луиш Родригиш (Лиссабон), Корнелиу Василеску (Бухарест), Тибо Дирикс-Висшерс (Брюссель), Ирина Шувалофф (Хельсинки) и другие. Казахстан представлен новыми работами художника Ерлана Назаркулова: «Мировоззрение форм», «Джайляу», «Ожидание».

Зрители отправляются в воображаемое путешествие от Лиссабона до Владивостока с огромным энтузиазмом. Стоит отметить, что ведущим способом восприятия искусства у нас становится, так называемое selfie на фоне произведения. В этом смысле самым большим успехом на выставке пользуется эффектный триптих с подсолнухами Зураба Церетели и полотно Виктора Альшевского «Прадо. Мужчина-артефакт» из серии «Музеи мира».

А вот на стулья, раскрашенные в цвета флагов, никто не попробовал присесть: инсталляцию Радована Трнаваца Мичи «Саммит в Белграде» обходили по широкой дуге с уважением.

Отметим, выставка актуального европейского искусства в столичном Национальном музее продлится до 15 мая.

Ксения Татаринова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/dMbjZhww.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/thojI1wG.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/5ngP2gaM.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/UmsEH51S.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/wNc9LtMa.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На сцене КГАТОБ им. Абая состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Гастроли «Астана Балета» прошли в Алматы под знаком неомодерна и современного танца. Да и сама музыка Прокофьева требует более современного танцевального прочтения.

24 Февраль 2020 12:07 1324

На сцене КГАТОБ им. Абая состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка»

До этого балет в Казахстане не исполнялся. После астанинской премьеры спектакль был представлен на суд алматинской публики. Из Астаны в Алматы приехала не только труппа, но вся объемная сценография. Декорации, костюмы, видеопроекции и свет к спектаклю делала команда из Петербурга под руководством художника-постановщика Сергея Новикова. Особого внимания заслуживает книга – семь метров в высоту и три в ширину. Фоном к ней идет 3D-проекция со сказочным персонажами, птицами, цветами и бабочками. Хореограф-постановщик балета – Надежда Калинина тоже из Санкт-Петербурга.

Танцоры «Астана Балета» исполняют широкий репертуар от классики до современного танца. В первый день гастролей коллектив представил основное свое направление – неоклассику и современную хореографию в трех одноактных балетах: шедевр Джорджа Баланчина Concerto Barocco, а также произведения наших современников – A Journey of Memory Раймондо Ребека и Love’s Lost Idols Николо Фонте. В составе астанинского коллектива нет градаций прим и премьеров, в основном это ведущие солисты.

В главной партии Золушки занята Татьяна Тен, в прошлом выпускница Алматинского хореографического училища им. Селезнева. После окончания учебы балерина работала в театре им. Байсеитовой. Затем вместе с партнером Казбеком Ахмедьяровым, который в спектакле исполняет партию принца, уехала во Францию и танцевала в Theatre du Capitole, в Тулузе. Пара вернулась в Казахстан, чтобы пополнить труппу «Астана Балета». Недавно Татьяна Тен получила звание заслуженного деятеля искусств РК. Она выступает на профессиональной сцене уже 17 лет.

Партию Золушки танцовщица исполняет первый раз.

«Хотя это классический балет, в нем присутствует как модерн, так и неоклассика. «Золушка» получилась стилизованная. Это партия волнительная, нежная, женственная и трудолюбивая. Наша задача заключается в том, чтобы создать атмосферу незабываемой волшебной сказки. Балет затронет не только сердца детей, но и взрослых», – делится впечатлениями с читателями inbusiness.kz балерина. Репетиции балета в Нур-Султане заняли около двух месяцев.

Работая над постановкой, хореограф отталкивался от физических возможностей танцоров.

«Наступает эпический момент, когда художник начинает творить декорации, а хореограф – лепить танцевальные образы, и все это наслаивается и наслаивается. Когда стали собирать балет в одно целое, выяснилось, что работы еще много. Эта постановка – проверка на силу и выносливость, героиня не уходит со сцены весь первый акт. Превращение-переодевание и подготовка к балу проходят непосредственно на глазах у публики», – описывает Татьяна работу над спектаклем. В постановке задействовано много человек. Складывается ощущение, что на сцене оказался весь театр.

В чем особенность неоклассического танца и какова его связь с классикой в этой постановке?

– В первую очередь танцоры выражают больше свободы пластики в ногах и руках. При этом они стараются соблюдать классические каноны. Современность легко прочитывается в комических сценах с участием мачехи, сестер и друзей принца. Это где-то недотянутый носок, сокращенная стопа, ломаные линии… В итоге все это собирается в общую полистилистическую картину. Первые постановки «Золушки» были классическими и романтическими. В нашем спектакле более свободная пластика. Но поддержки, вращения, переходы и позиции мы сохраняем, отмечает солистка.  

Премьера балета стала важным событием не только для танцоров, но и для казахстанских музыкантов, которые раньше не исполняли произведение Прокофьева целиком. Репетиции проходили всего четыре дня, во время которых удалось овладеть сложной партитурой композитора. У «Астана балета» нет своего коллектива. Поэтому дирижеру Арману Уразгалиеву пришлось собирать музыкантов вновь, уже для алматинской премьеры.

«Это одна из сложнейших симфонических партитур. У нас было немного времени, но мы проделали все необходимую работу. Сложно собрать 60 человек вместе, учитывая, что сейчас повсюду проходят концерты и другие музыкальные мероприятия. Но мы подняли спектакль за четыре репетиции. Спасибо замечательному коллективу «Камерата Казахстана», который принял участие в алматинской постановке. Любой театр может представить свой спектакль под фонограмму. У нас тоже есть фонограмма этого произведения. Но в любом случае живое исполнение имеет огромное значение. Оно наполнено событийностью и энергетикой, которой заряжаются не только публика, но и артисты», – рассказывает дирижер.

Музыку к балету Прокофьев писал в тяжелые военные годы. Это не могло не отразиться на сказочном произведении. В связи с чем потребовалась своя, отвечающая запросам времени и «сглаживающая трагические углы» интерпретация.  

«Чувствуется, насколько сильно композитор переживал происходящее со страной и близкими людьми. Он не мог творить в отрыве от своего времени, которое нашло отражение в музыке. И, хотя это сказка, балет с детским сюжетом, в музыке присутствуют трагические фрагменты, которые мы попытались смягчить. Этого хотел и балетмейстер. Но мы ничего не меняли, а просто немного «подобрали» звучание», – поясняет тонкости нового исполнения Арман Уразгалиев.

После выступлений в Алматы гастроли продолжатся в других городах Казахстана.

Ольга Власенко

В музее Кастеева открылись две выставки

«Ретроспектива» скульптуры Еркина Мергенова, подготовленная к 80-летнему юбилею народного художника, и «Тан-Шолпан», представленная Международным независимым женским фондом художников.

22 Февраль 2020 08:00 1729

В музее Кастеева открылись две выставки

Фото: Азиз Заиров

Еркин Мергенов – профессор, заслуженный деятель искусств РК, лауреат первой независимой премии Казахстана «Платиновый Тарлан». Даты жизни – 1940-2015. Окончил Московский Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, стал известным общественным и политическим деятелем. В 1989 году был избран народным депутатом СССР, входил в состав межрегиональной группы, в 1990 году избран членом Верховного совета СССР. Дважды возглавлял Союз художников Казахстана. С 1998 года становится постоянным членом Совета Международной конфедерации союзов художников.

Творчество скульптора – значительное явление в искусстве Казахстана и хорошо известно на всем постсоветском пространстве, а также во многих странах мира. Его персональные выставки проходили в Риге (Латвия), Киеве (Украина), Бишкеке (Кыргызстан), Москве и Санкт-Петербурге (Россия), Алматы и Астане (Казахстан).

По мнению доктора архитектуры Алима Сабитова, это художник, сформировавшийся на границе двух культур. Большинство его работ может быть соотнесено с формальными поисками в европейской скульптуре, имевшими место в ХХ веке. Однако тематически и проблемно они обращены к восточному мировосприятию и степной пластике. Проблемы осознания собственной культурной идентичности и преодоления несхожих культур, заботившие скульптора в начале творческого пути, получили разрешение в поздних работах мастера, выразившемся в гуманистическом диалоге культурных традиций.

В художественной стилистке Еркина Мергенова можно выделить два важных фактора – пространство и время. «Пространство для скульптора такой же осязаемый материал как бронза, или алюминий, оно выполняет необходимую формообразующую функцию в построении образной выразительности. Но оно еще и исторично, его можно ощущать в процессе эволюционного, почти событийного развития, через изменчивые характеристики времени. Время воспринимается художником в триединстве прошлого, настоящего и будущего, придавая его произведениям жизненную убедительность и разворачивая перед зрителем навеянные ими ассоциативные мыслеформы» – отмечает искусствовед Камилла Ли.

Название другой выставки, как и организовавшего его фонда, «Тан-Шолпан» выбрано неслучайно – оно ассоциируется с возрождением, рассветом, утренней звездой и созидательной энергией женщины. Это объединение профессиональных художниц из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Австрии, Германии, Канады и США.

В экспозиции приняли участие сорок авторов, имена которых знакомы по многим республиканским и международным выставкам. Художницы работают в разных жанрах: экспрессионизма, реализма, примитивизма, художественной иллюстрации. В экспозиции представлены и скульптурные арт-объекты, выполненные в духе современного экологического тренда – из пластика. Кроме живописи, графики и скульптуры, можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства – гобелены, панно из войлока, чиевое плетение.

«Экспозиция очень большая и интересная, в ней представлены самые разные жанры от живописи и графики до скульптуры и прикладного искусства. Скульптура представлена только Лилией Поздняковой, одной из самых талантливых, креативных художниц. Лиля создает свои скульптуры из самого бросового материала – старых газет, полиэтилена, картонных ячеек для яиц, коробок. Дарит им вторую жизнь, превращая мусор в прекрасные творения. Ещё в выставке приняла участие моя любимая художница и друг Айжан Омирбаева, которая создает яркие живописные образы как исторических, так и мифологических персонажей народной казахской культуры» – делится впечатлениями посетительница выставки, журналист Индира Сатбаева.

Основная цель данного фонда искусства заключается в создании условий для поддержки творчества женщин. Это возможность раскрыть их творческий потенциала и представить на выставку наиболее значимые и содержательные произведения, привлекающие актуальностью и креативностью мышления.

Ольга Власенко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: