Шотландский путешественник Кристофер Рамси и его супруга Джули приехали в Астану на "Экспо" из Лондона, преодолев несколько тысяч километров на личном электромобиле. Они участники международного проекта Mongol rally, конечная цель которого – столица Бурятии Улан- Удэ.
В ралли принимают участие 350 автомобилей, работающих на бензине, и лишь их машина – Nissan Leaf – единственная, которая работает на электричестве. 16 июля этого года они стартовали из Лондона. Проехали через территорию Франции, Германии, Австрии, Румынии, Венгрии, Турции, Грузии и Азербайджана, пока не попали в нашу республику.
В интервью abctv.kz Кристофер Рамси поделился своими впечатлениями о путешествии на электромобиле по территории Казахстана, а также своим прогнозом, как скоро этот вид авто может стать массовым в Казахстане.
– Кристофер, расскажите поподробнее о Вашем путешествии на электромобиле.
– Все началось еще в 2011 году, когда я приобрел электромобиль Nissan Leaf. На нем я проехал всю Великобританию, и с тех пор в моем мировоззрении произошел перелом, и я стал активным пропагандистом этого вида транспорта.
Во-первых, электромобиль очень прост в управлении. Во-вторых, это очень тихий вид транспорта, в салоне не слышно привычного рычания двигателя, как в бензиновых машинах. В-третьих, он очень экономичный.
Раньше на техобслуживание бензиновой машины и покупку топлива для нее уходило более тысячи долларов в год. Сегодня, управляя Nissan Leaf, я забыл об этих проблемах. Ну и самое главное – нет вредных выхлопов в природу.
Я создал свой блог – сообщество, в котором начал подробно описывать возможности, которые открывает электромобиль. Впоследствии хобби стало моей профессией, а до этого я работал менеджером в нефтегазовой компании.
Шесть лет я шел к тому, чтобы принять участие в Mongol rally, которое проводится ежегодно. Нам нужно было преодолеть расстояние в 16 тысяч километров. Большая часть пути уже пройдена.
Цель нашего путешествия – испытать электромобиль в несколько иных, чем в Европе, условиях и рассказать людям, что можно на нем путешествовать по миру, даже там, где нет электрозаправок.
Проезжая по Европе, где электромобили не редкость, мы еще раз проверили, как работает уже созданная для них инфраструктура. Настоящие испытания для нас начались, когда мы пересекли границу Турции, затем была Грузия, Азербайджан. Здесь уже пришлось искать места, где бы мы могли зарядить свой электромобиль.
– А как обстояли дела с этим в Казахстане?
– Путешествие по вашей стране началось с города Актау. Затем мы проехали через Актобе и Костанай, пока не доехали до Астаны. Было очень приятно, что нас везде встречали очень тепло, особенно в маленьких деревнях.
Нам помогали зарядить наш электромобиль и в многочисленных кафе, и в ресторанах, и на СТО, и в домах казахстанцев от обычных розеток. Заодно нас угощали и давали кров. Мы уже отведали ваши национальные блюда. Нам особенно понравились кумыс, шубат и баурсаки.
Что касается заправки, то именно здесь, в Казахстане нам было намного легче, потому что наш партнер по проекту Франсиз Мандерс из Нидерландов помог привлечь такие крупные компании, как "КазМунайГаз" и "Kaзпочта", которая имеет свои отделения повсеместно: и в городах, и в маленьких деревнях.
На каждой АЗС под вывеской "КазМунайГаз" нам предоставляли специальное оборудование для зарядки. И нам хватало около пяти-шести часов. Зарядка от обычной розетки занимала больше времени, примерно 12 часов. Верите или нет, но никто не попросил у нас за это денег. Люди помогали бескорыстно. С Актау до Астаны мы с супругой потратили всего лишь 100 долларов.
В Астане наша главная цель – посетить "Экспо", чтобы увидеть, что нового создано на сегодня в мире для развития "зеленых" технологий. Нас радует, что здесь представлены новые проекты транспорта будущего.
– Проехав по Казахстану, как Вы оцениваете перспективы развития электромобилей тут?
– Знаете, электромобиль – это не что-то недосягаемое. Вот главный посыл, который мы хотим донести для большего количества людей в разных странах мира.
Да, цена на них пока еще высока по сравнению с привычными бензиновыми машинами. Но они экономичнее в эксплуатации, как я уже сказал выше. Во-вторых, технологии не стоят на месте. Стоимость батарей для электромобилей год от года падает.
Специалисты работают и над усилением их мощности. Пока обычной батареи хватает, чтобы проехать расстояние в 300- 350 километров, но уже есть опытные образцы электромобилей, которые смогут проехать 500 километров без зарядки.
Электромобили в Казахстане станут привычным явлением намного раньше, чем вы думаете. Лет через пять или шесть. По моему мнению, для начала необходимо, чтобы большие компании, такие как "КазМунайГаз", вкладывали инвестиции в создание необходимой инфраструктуры по всему отрезку дороги между двумя крупными городами вашей страны – Астаной и Алматы. Это даст людям больше уверенности при покупке электромобилей.
Во-вторых, сегодня для бизнеса в этой индустрии создаются хорошие условия. Появляется больше возможностей именно для коммерческого интереса.
Например, в Великобритании разрабатывают законодательство, которое стимулирует строительство дорог нового типа, проезжая по которым электромобили могут заряжаться на ходу.
В-третьих, сегодня правительства многих стран финансируют большие средства в проекты по усовершенствованию технологий, которые ведут к удешевлению электротранспорта.
– Куда Вы поедете после Астаны? Каковы Ваши дальнейшие планы?
– Завтра мы выезжаем в Павлодар, затем через Россию до конечного пункта Mongol rally – Улан-Удэ. Назад в Лондон планируем выехать в середине сентября. Что касается планов на будущее, то через два года, в 2019 году, мы планируем отправиться в 80-дневное турне на электромобилях, чтобы еще раз показать миру, что будущее за этим видом транспорта.
Кульпаш Конырова