/img/tv1.svg
RU KZ
От турбизнеса потребовали гарантий

От турбизнеса потребовали гарантий

Правительство создало фонд гарантирования прав выездных туристов.

20:03 27 Октябрь 2016 5495

От турбизнеса потребовали гарантий

Автор:

Жанар Сердалина

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2016 года за №607 туроператорам  и туроператорам-фрахтователям, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, предусмотрено обязательное наличие банковской гарантии. Для туроператоров это 5000 МРП или 10 млн 605 тыс. тенге по состоянию на 2016 год,  туроператоры-фрахтователи должны иметь  в этом году «лишние» 15 000 МРП или 31 815 тысяч тенге. Юридическим лицом, с функциями администратора сис­темы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма, определен корпоративный фонд «Туристік Қамқор».

По мнению директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайукеновой, подобные меры с одной стороны приняты не от хорошей жизни, но в то же время  могут еще больше подкосить финансовое здоровье отечественных туристских компаний.  «Что касается нашего фонда – рынок понимает необходимость подобных шагов. При этом абсолютно очевидно, что Департамент индустрии и туризма (Министерства по инвестициям и развитию – Авт.) взял такой опыт, по-моему, у Великобритании, он скопирован не совсем вслепую, но не учтены реалии туристского рынка Казахстана», - отметила Рашида Рашидовна.

Директор КТА подчеркнула, что представители туристского бизнеса неоднократно обращались в Канцелярию Премьер-Министра, правительство Казахстана, а также к «нашему министру» (министру по инвестициям и развитию – Ред.), призывая пересмотреть способы установления финансовой ответственности для компаний, оказывающих услуги по вывозу туристов за пределы Казахстана. Говоря об этом, собеседник abctv.kz констатировала: «В период очень высокого падения спроса на туристские услуги в период высокой девальвации, малый и средний бизнес в сфере туристских услуг находится в достаточно затруднительном финансовом положении». И поэтому банковскую гарантию, установленную решением правительства, сложно назвать адекватным вариантом борьбы с недобропорядочными игроками турбизнеса.  «Что такое банковская гарантия? Это изымание из бизнеса денег, это замораживание, это очень высокие проценты за банковское обслуживание, это достаточно низкая оценка недвижимости, которая может быть выставлена в качестве залога. Все это не улучшает деятельность туристского бизнеса, очень серьезно ухудшает его положение», - подчеркнула Рашида Шайкенова.

В качестве альтернативы эксперт полагает возможным использовать пример многих зарубежных стран, где обошлись без понятия «банковская гарантия».

«То есть мы могли бы сегодня внутри фонда пересмотреть механизмы, создать такие финансовые инструменты, которые создавали бы, с одной стороны, ответственность туроператоров, и защищали бы интересы наших туристов, но, в то же время, не являлись бы очень серьезным инструментов против устойчивости рынка», - резюмировала Рашида Шайкенова.            

Остается только добавить, что туроператоры обязаны ежемесячно информировать не только о количестве своих клиентов-туристов, но и сообщать о суммах денег, подлежащих перечислению на спецсчет.

Жанар Сердалина

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3139

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

07 Октябрь 2020 12:16 2284

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!