Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2016 года за №607 туроператорам и туроператорам-фрахтователям, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, предусмотрено обязательное наличие банковской гарантии. Для туроператоров это 5000 МРП или 10 млн 605 тыс. тенге по состоянию на 2016 год, туроператоры-фрахтователи должны иметь в этом году "лишние" 15 000 МРП или 31 815 тысяч тенге. Юридическим лицом, с функциями администратора системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма, определен корпоративный фонд "Туристік Қамқор".
По мнению директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайукеновой, подобные меры с одной стороны приняты не от хорошей жизни, но в то же время могут еще больше подкосить финансовое здоровье отечественных туристских компаний. "Что касается нашего фонда – рынок понимает необходимость подобных шагов. При этом абсолютно очевидно, что Департамент индустрии и туризма (Министерства по инвестициям и развитию – Авт.) взял такой опыт, по-моему, у Великобритании, он скопирован не совсем вслепую, но не учтены реалии туристского рынка Казахстана", - отметила Рашида Рашидовна.
Директор КТА подчеркнула, что представители туристского бизнеса неоднократно обращались в Канцелярию Премьер-Министра, правительство Казахстана, а также к "нашему министру" (министру по инвестициям и развитию – Ред.), призывая пересмотреть способы установления финансовой ответственности для компаний, оказывающих услуги по вывозу туристов за пределы Казахстана. Говоря об этом, собеседник abctv.kz констатировала: "В период очень высокого падения спроса на туристские услуги в период высокой девальвации, малый и средний бизнес в сфере туристских услуг находится в достаточно затруднительном финансовом положении". И поэтому банковскую гарантию, установленную решением правительства, сложно назвать адекватным вариантом борьбы с недобропорядочными игроками турбизнеса. "Что такое банковская гарантия? Это изымание из бизнеса денег, это замораживание, это очень высокие проценты за банковское обслуживание, это достаточно низкая оценка недвижимости, которая может быть выставлена в качестве залога. Все это не улучшает деятельность туристского бизнеса, очень серьезно ухудшает его положение", - подчеркнула Рашида Шайкенова.
В качестве альтернативы эксперт полагает возможным использовать пример многих зарубежных стран, где обошлись без понятия "банковская гарантия".
"То есть мы могли бы сегодня внутри фонда пересмотреть механизмы, создать такие финансовые инструменты, которые создавали бы, с одной стороны, ответственность туроператоров, и защищали бы интересы наших туристов, но, в то же время, не являлись бы очень серьезным инструментов против устойчивости рынка", - резюмировала Рашида Шайкенова.
Остается только добавить, что туроператоры обязаны ежемесячно информировать не только о количестве своих клиентов-туристов, но и сообщать о суммах денег, подлежащих перечислению на спецсчет.
Жанар Сердалина