/img/tv1.svg
RU KZ
От вагонов до самолетов

От вагонов до самолетов

Российские компании планируют поставку пассажирских вагонов и самолетов Superjet в Казахстан.

17:52 03 Октябрь 2016 5361

От вагонов до самолетов

Автор:

Саян Абаев

Торговый представитель Российской Федерации в Республике Казахстан Александр Яковлев рассказал abctv.kz о том какие новые совместные проекты планируются к реализации компаниями двух стран:

-Есть ли какая-то предварительная информация – на какую сумму планируется подписать соглашения на XIII форуме межрегионального и приграничного сотрудничества? Сколько проектов и в каких отраслях?

- В рамках 13-го форума межрегионального сотрудничества между Россией и Казахстаном с участием глав государств Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева и будет подписано более 50 документов на сумму более 3 млрд долларов. Здесь есть и крупный бизнес. Например, «Русская медная компания», «Ренова», «Росатом». Кроме того, есть малый и средний бизнес, который будет подписывать документы на поставку той или иной продукции на сумму 150 тыс. долларов. Мы взяли совместно с казахстанскими партнерами как крупный бизнес, так и малый бизнес. Большое внимание мы уделяем межрегиональному сотрудничеству, потому что сегодня между практически всеми регионами Российской Федерации и областями Казахстана подписаны соглашения. В том числе на этом форуме планируется подписать ряд соглашений между акимами и губернаторами областей. В преддверие этого форума прошли форумы по приграничному сотрудничеству в Уральске, Актобе, где также встречались губернаторы и их заместители с акимами областей. Также были подписаны контракты, меморандумы. Я только вернулся с форума по инвестиционному сотрудничеству в Актобе, где был губернатор Оренбургской области Юрий Берг. Там был подписан план совместных действий Актюбинской и Оренбургской областей. Сейчас будет форум в Петропавловске, Усть-Каменогорске и везде присутствуют регионы РФ. В рамках Евразийского экономического союза активизировались торгово-экономические отношения, инвестиционное сотрудничество и межрегиональные связи.

- Можете назвать наиболее крупные и интересные проекты, которые планируются к подписанию?

- Будет подписан меморандум между акиматом Жамбылской области и компанией «Еврохим» на 1 млрд долларов. Это строительство завода по выпуску минеральных удобрений и разработке месторождения фосфоритного бассейна Каратау в Жамбылской области. Меморандум между Акмолинской областью и «Европейской подшипниковой корпорацией» на 50 млн долларов. Также будет планируется подписать контракт между Евразийским банком развития и ЗАО «Русская медная компания» на 130 млн долларов. Будет подписано соглашение между «Карагандинским фармацевтическим комплексом» и ЗАО «Биокад» по осуществлению технологического трансфера полного цикла производства лекарственных средств на 106 млн долларов. Также будет подписан меморандум о взаимоотношениях между «Kaznex Invest» и «Лукойл лубрикантс» на 85 млн долларов. Очень много крупных контрактов. Интересно то, что есть проекты на поставку плодоовощной продукции из Казахстана в Российскую Федерацию. Очень много меморандумов будет подписано в области туризма. Там будет подписывать Свердловская область, Курганская область – о развитии туризма с областями Казахстана.

Интересный меморандум о развитии сборочного производства автобусной техники в Республике Казахстан будет подписан между АО «Семаз» и российским ООО «Коммерческие автомобили группа ГАЗ». То есть соглашения будут практически во всех отраслях экономики: топливно-энергетический комплекс, машинотехническая продукция, туризм, различные услуги, наука, фармацевтическая, по поставке плодоовощной продукции в РФ.    

Будет подписано соглашение между ТОО «Караганда жолдары» и заводом дорожной техники «Регион 45» - это Курганская область, на 152 тыс. долларов. Это малое предприятие в России, на котором работает 30 человек, и оно поставит сюда технику.

Перспективным будет контракт между ТОО «Акорда капитал» и московским ООО «Торговый дом «История» по созданию совместного предприятия по организации и переработке плодоовощной продукции в Казахстане на 50 млн долларов. Россия сюда вкладывает инвестиции и далее можно поставлять плодоовощную продукцию как в Россию, в Казахстан, так и в третьи страны. Все эти инвестиции и контракты говорят о том, что будут созданы дополнительные рабочие места в Казахстане, здесь будут увеличиваться налоги. Поэтому контракты на 3 млрд это еще не все. Это только в рамках этого форума. А после форума будет подписан еще ряд контрактов между малым и средним бизнесом регионов РФ напрямую с предприятиями в регионах Казахстана.

Сегодня на территории Казахстана осваивается более 50 проектов на сумму 6 млрд долларов. «Газпромнефть», «Лукойл», «Билайн» работают активно. «Газпромнефть» уже построила более 60 заправочных станций и будут еще строить. Крупные компании на своих правлениях принимают решение инвестировать в Казахстан ту или иную сумму. Какую именно сумму будет известно в ноябре-декабре.

Более 20 крупных российских компаний активно работают на казахстанском рынке. Сегодня на рынке Казахстана зарегистрировано около 37 тыс. совместных предприятий с иностранным участием. Из них 11,5 тыс. это российские компании и более 6 тыс. российских компаний сегодня активно работают на рынке Казахстана. Ежегодно идет большой прирост российских совместных предприятий на казахстанском рынке. За январь-август текущего года в Казахстане было зарегистрировано более 600 компаний. Это говорит о том, что здесь создан очень благоприятный инвестиционный климат и российским компаниям здесь комфортно работается. Один из крупнейших проектов, которые здесь осуществляются, это сборка комбайнов «Ростсельмаш». Они осуществляют сборку, продукция поставляется на рынок.

Здесь и «Камаз», и Ульяновский автозавод, здесь будут рассматриваться возможности поставки пассажирских вагонов на казахстанский рынок, потому что износ вагонов в Казахстане очень высокий – до 70%. В дальнейшем будет рассматриваться поставка и Superjet в компанию Scat и, я думаю, практически уже переговоры ведутся. Это я говорю о перспективе. Поэтому до конца года будет подписан еще ряд контрактов.

Торгпредство уделяет большое внимание межрегиональным связям. Здесь открылся торговый дом - филиал российского экспортного центра, совместно с которым мы активно работаем, чтобы кроме продвижения российской продукции на рынок Казахстана была и финансовая поддержка в виде кредитования как производителей техники, так и потребителей-казахстанских предприятий. Можем тоже кредитовать под льготные проценты и страховать эти сделки.

- О каких объемах там идет речь?

- А там любые объемы, то есть денежные средства в российском экспортном центре есть. Нужны хорошие проекты, хорошие сделки. В первую очередь и нас, и российский экспортный центр интересует несырьевой сектор. Мы планируем, что несырьевой сектор Российской Федерации будет расти не менее 6-8% ежегодно, в том числе и поставка техники сюда. Не только поставлять технику сюда, но мы хотим, чтобы здесь создавались совместные предприятия по сборке «Камазов», они уже здесь работают, то есть увеличить поставку машинокомплектов сюда.

Очень активно работают регионы России. Наши губернаторы привозят крупные бизнес-миссии. Губернатор Оренбургской области привез в Актобе более 60 предприятий, начиная от переработки и заканчивая машинотехническими изделиями. В итоге в Актюбинской области уже создано более 500 совместных предприятий с Российской Федерацией. Они сегодня активно работают.

Регионы Российской Федерации начали очень активно работать. За 2015 год мы приняли в нашем представительстве 480 директоров заводов. За год Казахстан по линии нашего торгпредства посетили 1,5 тыс. руководителей и заместителей руководителей предприятий Российской Федерации. Наши предприятия участвовали в 70 выставках, которые проходят на территории Казахстана. Мы проанализировали – оказывается доля российских компаний составляет от 25 до 45% от общего числа участников выставок. Это говорит о том, что российский бизнес активно идет на казахстанский рынок. В тоже время казахстанские бизнесмены активно идут на рынок Российской Федерации. Анализ показывает, что в основном казахстанские предприятия вкладывают инвестиции в недвижимость и агропромышленный комплекс Российской Федерации. Нам приятно, что в первом полугодии инвестиции из Казахстана увеличились более чем на 30%.

- Сколько они составили?

- Они составляют около 200 млн долларов. Может быть, это небольшая сумма, но за 10 последних лет Россия вложила в экономику Казахстана около 10 млрд долларов прямых инвестиций, а казахи более 3 млрд долларов.

- А что касается поставки пассажирских вагонов – о каком количестве идет речь?

- Рассматривается возможность поставки пассажирских вагонов такими предприятиями как Тверской завод. Мы готовы поставить и казахстанцы готовы купить, но все равно же тендеры проходят и нам надо все эти процедуры пройти. Казахстан заинтересован покупать в год от 200 до 300 вагонов. Superjet - интересные и качественные самолеты, тоже, я думаю, все равно будет подписано соглашение.

- А по Superjet какая потребность?

- Я пока не могу сказать, это закрытая тема.

- Какова в достигнутом числе проектов роль соглашений, которые были подписаны на предыдущих форумах межрегионального и приграничного сотрудничества?

- Каждый форум имеет свою тематику. Форум в Сочи в 2015 году был связан с сельским хозяйством, в Атырау в 2014 году – с нефтегазовым сектором. По всем документам, которые были подписаны, разработан план мероприятий, который четко выполняется. Все стоит на контроле в Москве и Астане. 

- Есть ли определенная синергия традиционного казахстанско-российского сотрудничества и наметившегося в последнее время сопряжения проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Нурлы жол»? Есть ли здесь возможности для многостороннего сотрудничества?

-Не только Китай, который собирается строить вдоль Шелкового пути предприятия, но и Российская Федерация хочет поучаствовать в этой программе. Мы сейчас планируем совместное строительство предприятий пищевой промышленности. «Газпромнефть» планирует поставить вдоль Шелкового пути свои объекты.

- Определенная часть казахстанского общества считает, что имевшиеся до создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза ожидания не оправдались в полной мере. Насколько вы с этим согласны и какие для этого могли быть причины?

- Уже более 2 лет Россия и Казахстан являются участниками Евразийского экономического союза. Как бы ни говорили оппоненты, но он дал странам практически безальтернативное преимущество в условиях глобального кризиса. Мы часто встречаемся с бизнесом – практически Евразийский экономический союз дал возможность беспошлинной поставки в одну и другую сторону промышленной и другой продукции. Если взять в долларовом выражении, то мы все показываем, что товарооборот вроде падает. А если взять в тенге и в рублях, то он растет на 8-11%, то есть как раз в рамках Евразийского экономического союза появилась возможность более быстрого продвижения товаров наших товаров как на рынок Казахстана, так и казахстанских товаров на рынок России. Если в рамках Евразийского экономического союза спад товарооборота составил 28-30%, то со странами Европы, Китаем товарооборот снизился на 35-45%. Это показывает преимущества ЕАЭС для бизнеса всех стран. Кроме того, мы с вами создаем совместные предприятия, которые ставят задачу направлять продукцию в третьи страны.

Идет рост инвестиционного сотрудничества. Казахстанские компании активно вкладывают деньги в агропромышленный комплекс и недвижимость в Российской Федерации. Если взять те годы, когда не было Евразийского экономического союза, то практически рост инвестиций был 5-6%. На сегодняшний день – более 30%. Кроме того, за счет Евразийского экономического союза Казахстан увеличил пополнение бюджета за счет таможенных сборов. Вы видите, как создаются совместные предприятия. Российские предприятия только за 8 месяцев создали 600 предприятий. В рамках ЕАЭС растет и предоставление различных услуг. Казахстанские компании оказывают услуги российским и наоборот. Услуги между Россией и Казахстаном растут на 20-30%. В 2013 году товарооборот был 26 млрд долларов – сейчас он колеблется на уровне 15 млрд долларов. Если перевести это все в рубли и тенге, а также физические объемы, то физические объемы по 2015 году выросли на 8-10%. Если бы не экономический кризис, то рост был бы 20-30%. Я думаю, что как раз региональные экономические форумы дают толчок. Мой прогноз такой, что в 2017 году и в долларовом выражении будет рост товарооборота между Россией и Казахстаном по сравнению с 2016 годом.

- А каков примерный прогноз?

- Примерный прогноз 10-12%.

Саян Абаев

Между странами ЕАЭС во взаимной торговле до сих пор существует 61 препятствие

Устранение только одного препятствия в свободном передвижении товаров в рамках ЕАЭС снижает транзакционные издержки бизнеса на $100 млн, подсчитали эксперты.

17 Сентябрь 2020 08:09 2836

Вопрос по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС актуален до сих пор для стран – партнеров по союзу, считает Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений.

«Согласно данным специально созданного интернет-портала функционирования внутренних рынков ЕАЭС, во взаимной торговле сейчас существует 61 препятствие (14 барьеров, 13 изъятий и 34 ограничения). Препятствий по государствам примерно одинаковое количество на каждое: Армения – 43 препятствия, Беларусь – 45, Казахстан – 46, Кыргызстан – 42, Россия – 45», – сообщил г-н Арупов.

Он напомнил, что в июле 2020 года на заседании коллегии ЕЭК министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Гегам Варданян сообщил, что за 2018-2019 годы устранили только шесть препятствий.

«А устранение только одного препятствия снижает транзакционные издержки бизнеса на сумму порядка $100 млн. И, учитывая тот факт, что общее количество препятствий превышает 60, нам есть еще, над чем работать», – подчеркнул эксперт

Акимжан Арупов напомнил, что Казахстан в определенный период демонстрировал слабость в переговорных процессах, но в последнее время ситуация меняется. На помощь в вопросе устранения препятствий должны прийти цифровые инициативы и проекты ЕАЭС. В работе сейчас три основных проекта. Это экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, унифицированная система поиска «Работа без границ» и Евразийская сеть промышленной кооперации и трансфера технологий.

«Однако на приземленном уровне складывается впечатление, что все это в большей степени отражает интересы российской стороны. Скептики говорят, мол, нужно ли вкладывать деньги на отслеживание и цифровизацию движения товаров, допустим, алкогольной продукции казахстанского производства, если ей трудно попасть на российский рынок?» – отметил г-н Арупов.

Свободному передвижению товаров в рамках ЕАЭС должно помочь введение на законодательном уровне такого понятия, как «товар ЕАЭС».

«Есть вероятность, что производители товаров из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России будут добавлять к маркировке «Сделано в ЕАЭС». Идут споры об инфраструктуре, законодательной и нормативной базе, уровне ценообразования для такого рода товара», – сказал эксперт.

Кстати, в Европейском союзе маркировка Made in EU была предложена Европейской комиссией еще в 2003 году, но не была принята, так как Германия и Франция выступили против. Однако в ЕС существует обязательная маркировка для тех видов продукции, которые должны соответствовать не только уровню качества, но и безопасности. В обязательную маркировку Made in EU, дополняемую индивидуальными обозначениями, входят товары таких сфер, как машиностроение, детские товары и игрушки, лифты и другие приборы для перевозки людей и т. д.

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Эксперты: «Бывшим постсоветским республикам нужны новые общие ценности»

Новое поколение граждан, живущих в бывших республиках Советского Союза, уже по-другому относится к общим ментальным ценностям своих родителей, считает Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии.

15 Сентябрь 2020 08:36 4020

Фото: Серикжан Ковланбаев

По мнению эксперта, гуманитарное сотрудничество очень важно для сохранения связей между бывшими постсоветскими республиками, и в первую очередь для стран – партнеров по ЕАЭС.

«Гуманитарная составляющая – это основа для создания единого социального пространства для людей в рамках того же Евразийского экономического союза», – подчеркнула г-жа Черных. 

По ее мнению, сегодня осталась одна-единственная общая ценность – это победа в Великой Отечественной войне.

«Мы помним единое советское прошлое, но уже по-разному к нему относимся на уровне социумов стран – членов ЕАЭС. Даже незыблемость победы уже неоднозначно оценивается разными поколениями, живущими в странах ЕАЭС», – отметила собеседница.

Она привела в пример результаты исследований российского социолога Натальи Космарской, которые были проведены в Казахстане, Кыргызстане и России. Опрос студентов вузов трех стран на тему «Что для вас означает ВОВ, и как вы к ней относитесь?» показал, что молодежь испытывает прагматическое отношение к Великой Отечественной войне.

Результаты опроса таковы: не надо устраивать затратных помпезных мероприятий, война – это трагическое событие нашей истории, День Победы – это день памяти. Лучше отмечать его не помпезными и дорогостоящими мероприятиями, а в семьях, вспоминая погибших родственников и близких. Деньги, выделяемые на праздничные мероприятия, лучше потратить на оказание материальной помощи ветеранам войны.

«Нам важно создавать новые общие ценности сегодня», – считает г-жа Черных.

Ее мнение поддерживает Александр Губерт, старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет (AlmaU).

«Рано или поздно уйдет поколение лидеров, которые создавали союз. Уйдет и наше поколение, которое поддерживает интеграцию ментально и культурно. Воспоминания умрут вместе с нами, а у нового поколения нет таких воспоминаний, оно ничем и никому не обязано, ни прошлому, ни каким-то другим связям. Уже сегодня необходимо думать о том, чтобы поддержка евразийского пространства, сотрудничества и интеграции продолжалась на гуманитарном уровне. Молодежи нужны новые стимулы», – резюмировал г-н Губерт.

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!