RU KZ
От виртуальности взгляда – к подлинности тела

От виртуальности взгляда – к подлинности тела

11:55 28 Июль 2020 10555

От виртуальности взгляда – к подлинности тела

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

В музее Кастеева открылась виртуальная выставка основателя казахстанского контемпорари арт Рустама Хальфина.

Об особенностях создания «Автопортрета без зеркала» рассказывает искусствовед и куратор Екатерина Резникова.

Екатерина, расскажите, в чем заключалась суть работы над виртуальной выставкой и чем она отличается от реальной?

Наша задача – сделать виртуальную выставку таким образом, чтобы зритель, не имеющий возможности реально прийти в музей и вступить в непосредственный контакт с произведениями искусства, ощутил эффект погружения в искусство. Сам подготовительный этап мало чем отличается от создания стандартной экспозиции. Как мы видим, этот элемент реальности обязательно присутствует как базис. Поэтому первая задача – подготовка экспозиции, работа с текстом, написание аннотации и информационное оповещение. Сложность виртуального формата состоит в том, чтобы создать эффект присутствия для виртуального зрителя. Здесь большую роль играют оператор и монтажер. Наша команда блестяще справилась, хочу поблагодарить за прекрасную операторскую работу Коблана Альдибекова (ГаламАрт production), а также Карину Крылову за профессиональный монтаж. Благодаря искусному видео- и аудиоряду удалось создать ощущение живого присутствия на выставке, а также максимально полно раскрыть ее идею.

Карантин, поставив нас всех в новые условия существования, обозначил и новые перспективы. Открылось понимание, что многие вещи можно делать дистанционно, в цифровом формате. Хотя многие отмечают, что виртуальный контент не отменяет живого присутствия на выставке или спектакле, наш музей в это трудное время не отдалился от своего зрителя и сумел найти выход из сложившегося положения, сделав виртуальное наполнение более эффектным и содержательным, чтобы зритель не чувствовал себя оторванным.

Как создавалось виртуальная выставка работ Рустама Хальфина?

Конечно же, это не прямая трансляция, а заранее записанный материал. Он сделан совместно с партнером музея, соорганизатором выставки и основателем галереи «Тенгри Умай» Владимиром Филатовым, который стал инициатором ее проведения. Поэтому с самого начала сценарий, планирование и этапы практической реализации, что говорить и в какой последовательности выстроить повествование - мы обсуждали сообща. В итоге, складывается ощущение живого присутствия, возникает понимание эволюции художника, как в реальном экспозиционном, так и в виртуальном пространстве. Мы разворачивали выставку согласно ретроспективе развития художника, начиная с ранних работ начала 80-х и вплоть до произведений последних годов его жизни в двухтысячных, которые стали финальным акцентом видеопрезентации. Отличие виртуальной выставки от живой в том, что электронный девайс становится медийным, промежуточным, звеном между зрителем и экспозицией. Успех зрительского восприятия зависит от соотношения формы и содержания визуального контента. И как следствие можно говорить, состоялась виртуальная выставка или нет.

Рустам Хальфин занимался проблемой соотношения тела и пространства. Одно дело, физическое, чувственно-воспринимаемое пространство, окружающее нас в обыденном смысле. Другое – встраивающееся в него виртуальное, в котором мы проводим все больше времени. Как виртуальность меняет представления о теле, ощущения тела в пространстве?

Когда мы начали выстраивать пространство экспозиции подготовка любой выставки реальной, или виртуальной – командная работа. В ней задействованы сам разные подразделения музея, отдел экспозиции занимается выстраиванием экспозиционного пространства, информационный отдел оповещает и информирует общество, организует пиар-компанию. Куратор занимается подготовкой текстов и является главным координатором. Повествование в кадре позволяет создать эффект погружения. Выстраивая экспозицию, мы стремились представить этапы развития автора и показать цельность арт-серий, не разбивая их. Виртуальный формат позволяет показать, как строилась экспозиция так, чтобы она впечатлила зрителя цельностью и красотой. Мы сделали цветовое зонирование зала, бордовая, белая и графитовая стены органично подошли для авангардных работ Хальфина. Именно выставка позволяет взглянуть на творчество со стороны. Поэтому неудивительно, что я часто слышу мнения художников: «Работы в зале музея выглядят совершенно иначе, чем в пространстве мастерской!» Любое экспозиционное пространство раскрывает произведения и позволяет звучать им по-новому.

Рустам Хальфин создавал свои этюды как экспериментальные работы, не собираясь превращать их в большие живописные полотна. Они представлены на горизонтальном планшете в центре зала. Это просто экспериментальные живописные поиски чашечно-купольной системы и ее реализации, того, что внедрял Владимир Стерлигов, и что затем его ученики трансформировали в своих произведениях. Более крупноформатные работы, пластическая пастозная живопись тоже смотрятся органично. В центре зала мы видим гипсовые слепки-пулоты и произведения из серии «Шкура художника» и, которые можно отнести к художественной инсталляции. Они расположены в промежуточном пространстве, просвете зала, не будучи приближенными к поверхности стены. Их пребывание и звучание гармонично. Белая стена представляет работы позднего периода – Хальфинские пулоты. Если раньше многое осмысливалось и интерпретировалось сквозь творчество мировых художников Матисса и Малевича, то в поздних работах появляется уже свое осмысление, поэтому они не похожи ни на что и ни на кого более. В них раскрылся авторский дар Хальфина, его художественное видение. Финальный акцент стал объединяющим началом и кульминацией, выразительной точкой, которая впитала и раскрыла в себе авторскую специфику художника.

С помощью языка абстракционизма Рустам Хальфин деконструирует фигуративную живопись, изображающую привычную визуальную реальность в плоскости лица, пытаясь вернуться к переживанию тела как подлинной реальности.

Виртуальную выставку «Рустам Хальфин: автопортрет без зеркала» можно посмотреть на странице музея.

Ольга Власенко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Материалы по теме:

×