Отчего казахстанский мед не в тренде?

8981

Мед высшего качества в Казахстане производится, вот только в Костанае на прилавках магазинов с каждым годом найти его становится все труднее. Кто или что мешает отечественным пчеловодам поставлять жителям страны качественный продукт, поинтересовался журналист inbusiness.kz. 

Отчего казахстанский мед не в тренде?

В последние годы производителям меда все труднее вести свой бизнес и поставлять на столы соотечественников качественный товар. Хотя он есть и может приносить здоровье и пользу.

"Продаем с колес"

В чем же причина? В ходе разговора с пчеловодами выяснилось, что причин несколько. Первая – это отсутствие у пчеловодов выходов на супермаркеты и крупные торговые сети. Вторая – постоянные придирки различных государственных служб, которые вместо поддержки отечественного производителя дают зеленый свет меду, произведенному в других странах.

"У меня небольшая пасека, и я планирую расширять этот бизнес, но сталкиваюсь с рядом проблем, которые характерны для всех, кто работает в этом направлении. Многие пчеловоды продают свою продукцию с колес. Мед у нас качественный, но нам бы хотелось поставлять его в магазины, супермаркеты. Крупные супермаркеты не могут заключать договоры с фермерами, которые не производят мед в промышленных объемах. Поэтому таким, как я, необходимо придать статус, а также решить вопросы сертификации продукции. Это даст людям возможность продавать качественную, экологически чистую продукцию и создаст для нас рынок сбыта", – рассказал предприниматель Игорь Верещага.

Пчеловод отметил, что в супермаркетах других стран есть "фермерские уголки", где можно купить продукцию мелких производителей. По его мнению, это одна из возможностей для производителя продать свой товар, а для потребителя – купить качественный и полезный мед по доступной цене.

"Помогают всем, кроме нас"

Более детально проблему раскрыл председатель костанайского филиала Национального союза пчеловодов Казахстана "Бал Ара" Сергей Петров, который уже несколько лет пытается продвигать свой товар через торговые сети.

"Сегодня мы помогаем тем же россиянам реализовывать свой товар у нас, а костанайский качественный мед даже по более низкой цене производители не могут продать. Мы не можем выйти в торговые точки, к примеру, в крупные супермаркеты, так как на нас сразу накинутся ветслужбы с требованием документов и результатов анализов. А когда приезжают в регион, к примеру, россияне с аналогичным продуктом, мы интересуемся у ветслужбы, а почему их не проверяете. Нам отвечают, что у них такой пакет документации, что не в нашей компетенции их проверять", – пояснил Сергей Петров.

По мнению пчеловода, давая добро на продажу продуктов пчеловодства производителям из других стран, мы наносим удар по нашей экономике. Так как иностранцы увозят из Казахстана деньги, на которые могли бы развиваться местные производители. И получается так, что защищены все, кроме местного производителя.

"Я работал с одним из крупных супермаркетов, но меня оттуда попросили из-за того, что я неплательщик НДС. Но если я поменяю ИП на ТОО, чтобы платить этот налог, то финансово не выгребу. Сейчас в одном из супермаркетов мою продукцию все же продают, но это благодаря личному знакомству с руководством. Всем торговым точкам сказали, что нужно убрать продукцию производителей, которые не платят НДС. Получается, что сейчас владельцы супермаркета платят налог за меня. Но, помимо 20%, которые на каждую банку меда накручивает магазин, добавляется еще 13% НДС. В итоге покупателю приходится покупать мед на 33% дороже моей цены", – подчеркнул Сергей Петров.

В свою очередь, в Палате предпринимателей Костанайской области считают, что единственный путь открытия входа для производителей меда в крупные торговые сети – это кооперация пчеловодов. Положительный пример есть в ВКО, где несколько пчеловодческих хозяйств, объединившись, не только без особых затрат сертифицировали продукцию, но и вышли на китайский рынок.

В то же время за последние годы в стране резко упали объемы производства меда. Так, по официальным сведениям управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области, в конце 1990-х годов разведением пчел в регионе занимались почти 10 тыс. человек. Отрасль была очень развита, бизнес считался прибыльным и популярным. Сегодня ситуация сильно изменилась, пчеловодов осталось меньше 1 тыс. человек, и в десятки раз снизились объемы производства. И такая ситуация по всей стране. По статистике министерства сельского хозяйства, в последние годы в стране производят порядка 12 тыс. тонн меда. Хотя еще 20 лет назад общий объем доходил до 60 тыс. тонн.

В то же время спрос на мед и продукцию пчеловодства в мире не падает. Сейчас особой популярностью они пользуются в Китае и США. Согласно данным Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций, в этих государствах один человек потребляет 1 кг меда. В то же время среднестатистический казахстанец всего 50 г меда и 36 кг сахара. Есть над чем задуматься. Ведь всем известно, что мед усваивается полностью и нигде не откладывается, в то время как чрезмерное употребление сахара вызывает различные заболевания, в числе которых ожирение и диабет.

Таисия Колевид, Костанай

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться