Сезон громких отставок отцов после «недетских неожиданностей» продолжается.
Началась эпопея с истории Максата Усенова, по итогам которой мы поняли, что и сын – дурак, и отец – чудак. Потом была череда еще нескольких громких историй, одна из последних – с сыном экс-главного инспектора канцелярии премьер-министра, отработавшего на девушке-кассире удары. Финал для отца был логичен и справедлив – увольнение.
Однако в последней истории со свадебным кортежем сына зампреда Комитета адмполиции, которая также закончилась увольнением по собственному, мы потеряли сильного профессионала из офицерской династии.
Не думаю, что слив свадебного видео в интернет – заказ врагов Бахытжана Балташева или его руководства. Скорее, это глупость друзей жениха, рассчитывавших на то, что гонки сойдут им с рук. Уверен, половина из этих шумахеров – вчерашние студенты элитных учебных заведений, решившие показать свою «крутость».
Как бы там ни было, из этих историй нужно извлекать уроки – чтобы другим неповадно было. И если раньше подобных историй было 100, а узнавали мы только об одной, то сейчас их число уменьшается, и знаем мы уже о 10 историях из 50.
Казахстану нужно пройти эту болезнь роста, которую та же Европа испытала полвека назад. И корень этого недуга – в отсутствии в стране определенных идеологем, единого центра развития культуры. А для формирования менталитета, особенно на фоне постсоветской эпохи, эти факторы имеют большое значение. Должны быть образцы культуры, идеалы. А кто это сегодня? Нам сложно назвать имена популярных людей, кроме трех-пяти человек из старой гвардии и молодой поросли, мелькающих на одних и тех же мероприятиях.
Новых героев страна не рождает, а рождает антигероев, потому что почва для того имеется благодатная. Так и хочется воскликнуть: «Нет пророков в отечестве!». А вспомните Советский Союз, который многие любят критиковать. Многие люди из власти по сути были бессребрениками.
Жумабай Шаймерденов, первый секретарь ЦК Компартии КазССР в 50-е годы, имел в собственности только кровать и стопку книг. Государственные деятели Жумабек Ташенов, Еркин Ауельбеков, Динмухамед Кунаев, несмотря на высокие посты, жили скромно.
А в нынешней власти я, сколько ни пытался, так и не смог нас отыскать человека, ведущего себя скромно. Но именно с этой культуры скромности и начинается всеобщая культура поведения. И тогда не будет ни взбесившихся свадебных кортежей, ни усеновщины. Казахстанское общество понемногу приходит к этой культуре, правда, идет методом от противного. Но как бы там ни было, граждане страны уже дали понять власть имущим, что не намерены более терпеть беспредел мажоров или их родителей.