Доля импортных автомобилей, приобретенных госорганами, по итогам первого полугодия снизилась до 5% в общей структуре закупок, тогда как за тот же период прошлого года она достигала 12%. Тем не менее, представители отечественных автосборочных предприятий предлагают внести поправки в закон, с тем чтобы запретить госорганам покупку импортной техники.
«Обсуждение этой темы мы не оставляли на протяжении последних нескольких месяцев, по меньшей мере с осени минувшего года, это возымело определенное действие. Сегодня каждый двадцатый автомобиль, приобретаемый госструктурами, имеет иностранное происхождение», – сказал председатель совета директоров отраслевого союза «КазАвтоПром» Олег Алферов. В организации рассчитывают на то, «что предложения по внесению поправок в закон о госзакупках будут приняты – это позволит усовершенствовать механизм осуществления закупок служебной техники государственными структурами».
В первом полугодии 2017 года госструктуры приобрели 375 импортных автомобилей на сумму 4 млрд тенге. За тот же период 2018 года – 92 автомобиля на сумму 677 млн тенге.
В Ассоциации казахстанского автобизнеса полагают, что практика государственных органов окажет соответствующее воздействие на выбор частных лиц при покупке автомобилей.
«В целом мы наблюдаем, что доля импортных автомобилей, которые закупают государственные структуры, уменьшается. Об этом говорит статистика: лишь каждый 20 купленный авто является импортным, основная доля остаётся за машинами отечественного производства. Этот факт, несомненно, радует, поскольку тенденция сместилась в положительную сторону. Госорганы дают показательный пример гражданам РК, выбирая отечественные автомобили. В целом политика государственных закупок изменяется, трансформируется, это позволяет сохранять ожидания насчёт того, что приобретение отечественной продукции в скором времени станет повсеместным трендом», – прокомментировала abctv.kz вице-президент АКАБ Анар Макашева.
Импортные автомобили, по данным «КазАвтоПрома», лидируют в сегменте автомобилей представительского класса. При этом «большинство государственных структур приобретают автомобили отечественного производства. В Астане, возможно, это не столь очевидно. В регионах по автопарку госструктур можно судить о том, что в рамках тендерных закупок основную часть конкурсов выигрывают отечественные производители. Если говорить о сельской местности, то в рамках конкурсов там закупаются внедорожники Lada 4x4 главным образом», комментирует Олег Алфёров.
В отраслевом союзе полагают, что прекращение закупок импортных автомобилей является условием для развития отечественных предприятий.
«Мы ратуем за то, чтобы снизить закупки импортных автомобилей до нуля, поскольку это общепринятая во всех без исключения странах, развивающих автопром, практика. Один из краеугольных элементов отраслевого развития – это преференции в рамках государственных закупок. Мы выступаем за то, чтобы восстановить ограничения на приобретение иностранных автомобилей, которые были упразднены ранее», – говорит Олег Алфёров.
Ранее закупки импортных автомобилей регламентировались Постановлением правительства «О поддержке отечественных товаропроизводителей». Документ прекратил действие в связи со вступлением Казахстана в ЕАЭС и ВТО.
Артур Мискарян