/img/tv1.svg
RU KZ
Отели и гостиницы поднимают цены, несмотря на отток клиентов

Отели и гостиницы поднимают цены, несмотря на отток клиентов

В 11 из 17 регионов республики средняя стоимость койко-суток увеличилась по итогам II квартала. И это несмотря на то, что число клиентов в это время упало более чем вдвое по сравнению с январем-мартом.

13:09 10 Сентябрь 2020 4094

Отели и гостиницы поднимают цены, несмотря на отток клиентов

Автор:

Алексей Никоноров

Фото: Мария Матвиенко

По данным комитета по статистике, в первом полугодии 2020 года казахстанцы выезжали за рубеж 1 млн 959,9 тыс. раз. Для сравнения: в январе-июне 2019 года количество выездных туристов составляло 4 млн 925,3 тыс. человек. Таким образом, число выездов сократилось примерно на 60%. Но это результаты полугодия – если рассматривать только II квартал, то тут результаты и вовсе окажутся катастрофическими. За три месяца за рубеж выехало всего 195,9 тыс. человек – это в 13,6 раза меньше, чем за аналогичный период предыдущего года!

Еще сильнее упали показатели въездного туризма. В апреле-июне Казахстан посетило 132,9 тыс. человек:

  • Во II квартале 2019 года в республику приехало 2 млн 055,2 тыс. человек – в 15,5 раза больше нынешних показателей.
  • В I квартале 2020 года – 1 млн 406,4 тыс. человек – в 10,6 раза больше.

Чуть меньше пострадал внутренний туризм. Общее количество обслуженных во II квартале составило 464,7 тыс. человек против 817,6 тыс. годом ранее и 1 млн 122,6 тыс. в I квартале текущего года. Таким образом, снижение составило «всего» около 43%

В Атырауской области количество клиентов упало более чем в шесть раз

Из данных комитета по статистике следует, что во II квартале 2020 года местами размещения в Казахстане было обслужено 411 029 человек. Это лишь 41,6% от уровня января-марта, когда количество клиентов превысило 987 тыс человек. Сильнее всего в процентном отношении потеряла Атырауская область, где число клиентов гостиниц, отелей, хостелов и других мест размещения упало в 6,3 раза – с 49,1 тыс. до 7,8 тыс. человек. Более чем в три раза упал поток клиентов в Западно-Казахстанской области – с 14,7 тыс. до 4,8 тыс. человек.

Если сравнивать абсолютные показатели, то тут наибольшее снижение числа посетителей отмечается в Алматы и Нур-Султане. В крупнейшем городе страны за квартал количество клиентов упало на 177,5 тыс. человек (до 87,9 тыс.), в столице – на 102,4 тыс. человек (до 44,7 тыс.).

К слову, легче всего карантинные запреты пережили места размещения в Туркестанской области: по сравнению с I кварталом 2020 года количество клиентов упало на 20%, или 4,6 тыс. человек, составив 18,3 тыс. человек.

Если сравнивать январь-июнь 2020 года с первым полугодием 2019-го, то места размещения недосчитались 1 млн 152,2 тыс. клиентов. За шесть месяцев было обслужено 1 млн 398,7 тыс. клиентов, а это лишь 54,8% от уровня предыдущего года. Снижение отмечается во всех регионах. Самое сильное – в Западно-Казахстанской области (-61,8%), самое слабое – в Восточно-Казахстанской области (-31,9%).

В Нур-Султане количество клиентов мест размещения сократилось более чем вдвое, или 228,6 тыс. человек; в Алматы – более чем на 40%, или 236,9 тыс. человек. Тем не менее эти города по-прежнему остаются центрами притяжения – на местные гостиницы, хостелы и дома отдыха приходится 39% всех клиентов по республике.

Реже, но дольше

Несмотря на то, что клиентов в местах размещения стало меньше, располагаться они в них стали на более длительный срок. Во II квартале было предоставлено 693,4 тыс. койко-суток – в среднем по 1,7 на каждого клиента. В I квартале соответствующие показатели составляли 1 млн 568,2 тыс. койко-суток. или 1,6 в среднем на клиента.

Общий рост отмечается в семи регионах, но действительно значимые изменения – только в одном. Западно-Казахстанская область с отрывом лидирует по среднему пребыванию одного клиента в местах размещения – в I квартале 2020 года на каждого приходилось по 5,3 койко-суток. В апреле-июне показатель вырос более чем в два раза – до 11,1 койко-суток. Это в 6,6 раза больше среднереспубликанского показателя! Несмотря на то, что регион занимает последнее место по числу обслуженных посетителей, по количеству предоставленных койко-суток он идет на пятом месте в республике, уступая только Алматы, Нур-Султану, Восточно-Казахстанской и Акмолинской областям.

Доходы за год упали на 45%

Чем меньше клиентов – тем меньше доходы. И с этим у гостиниц просто беда. Во II квартале 2020 года объем оказанных услуг упал почти втрое по сравнению с январем-мартом. Если в первые три месяца года выручка мест размещения составила 20,7 млрд тенге, то в следующий квартал – 7,3 млрд.

  • В Атырауской области объем оказанных услуг упал более чем в семь раз – с 1,7 млрд тенге до 237,4 млн тенге.
  • В Алматы выручка упала более чем на треть – с 6,26 млрд до 2 млрд тенге.
  • В Нур-Султане – почти на четверть – с 4,6 млрд до 1,2 млрд тенге.
  • В Северо-Казахстанской области места размещения получили за квартал всего 68,9 млн тенге выручки – это худший показатель по республике.

Всего за шесть месяцев объем оказанных местами размещения услуг составил 28 млрд тенге – это лишь 55% от уровня первого полугодия 2019 года. Снижение составило 23 млрд тенге, из которых больше половины пришлось на Алматы и Нур-Султан, в каждом из которых «недобор» составил 6,1 млрд тенге.

Кризис – не время снижать цены

Если в I квартале средняя стоимость койко-суток по республике составляла 8099 тенге, то во II – 7926 тенге. Казалось бы, места размещения вынуждены снижать расценки, чтобы конкурировать за немногочисленных клиентов. Но по факту ситуация не соль однозначна.

Снижение расценок произошло только в шести из 17 регионов республики. В остальных средняя стоимость увеличилась. Произошло это в Актюбинской, Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской областях, а также Шымкенте и Алматы. Именно последний оказал наибольшее влияние на изменение среднереспубликанского показателя – по сравнению с I кварталом расценки тут снизились на 1084 тенге (до 10 446 тенге за койко-сутки).

В Западно-Казахстанской области решили не мелочиться – тут места размещения подняли цены в среднем на 34% – не самый плохой ход, учитывая, что клиенты стали тут задерживаться намного дольше. Средняя стоимость койко-суток – 10 322 тенге, что на 2621 тенге больше показателей I квартала.

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Почему дешевых туров за границу уже не будет, и как достигнуть качества на родине

Казахстанский туризм: этим летом спасали Алаколь, Каспий и Боровое.

24 Сентябрь 2020 08:10 808

На фоне пандемии коронавируса и жестких ограничений в стране впервые за много лет в полную силу заработал внутренний туризм. Тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не имея возможности вылететь на излюбленные турецкие и индийские берега, казахстанцы оценили отдых на родных озерах – Алаколе, Боровом и Каспийском море. Как отразился карантин на всей туристической отрасли, мы расскажем на примере одной компании. Айсулу Естемемова в интервью корреспонденту Inbusiness.kz восстановила хронологию выживания туристического бизнеса с введением первых запретов в Казахстане. 

Айсулу, все мы знаем, что туризм одним из первых пострадал в результате пандемии коронавируса. Насколько это было шоковым обстоятельством для Вашего бизнеса? Какие решения Вы приняли тогда, это было полное приостановление? Как поступили с сотрудниками, какая ситуация была с текущими клиентами?

С середины февраля мы активно начали проводить мониторинг всех туристических и новостных порталов касательно COVID-19. Мы понимали, что нашу страну, стороной пандемия не обойдет, и морально были готовы. Наблюдали за графиком передвижения данного вируса. С начала марта приостановили все продажи и оповещали туристов об опасности выезда за границу. Не проплаченные партнерам суммы вернули туристам, проплаченные туры депонировали (перевели) на депозит туристов с сохранением курса доллара и евро. Персонал пришлось отправить в отпуск без содержания.

Подсчитывали ли Вы ущерб от карантинных месяцев для Вашего бизнеса? Мы знаем, что многие предприниматели, спасая свое дело, ушли в онлайн, доставку, переоринтировали бизнес. Были ли у Вас попытки как-то оставаться на плаву, понимаю, абсурдно об этом говорить, но все же – например, платные онлайн-экскурсии по странам, совсем бредово?

Конечно, ущерб был ощутимым. Тем не менее мы не опускали руки. В период жесткого карантина вели переговоры с местными туристическими зонами отдыха – Боровое, Алаколь, Кольсай и так далее и готовили предложения нашим туристам касательно туров по Казахстану, так как каждый день от туристов получали звонки и сообщения с просьбой найти любой тур, пусть даже по республике. Как сняли блокпосты, сразу же организовали отдых внутри Казахстана.

Айсулу, а что было сделано со стороны профильных отраслевых организаций, призванных решать проблемы участников рынка – те же туристские ассоциации, фонд «Туристик Камкор»?

«Туристик Камкор» совместно с туроператорами организовали рейсы по нескольким направлениям и вернули наших соотечественников на родину. Турагенства Казахстана сплоченно начали писать петиции на имя главы государства, в профильное министерство, чтобы максимально выгодно сохранить деньги туристов с пониманием, что ситуация форс-мажорная. Нам всем вместе удалось добиться сохранения оплаченных туров по курсу доллара и евро на момент оплаты.

А как складывались дела до карантина? Куда казахстанцы летали? Насколько активно? Как, в принципе, у нас сегодня обстоят дела с выбором страны, можно ли смело утверждать, что из Казахстана можно улететь в любую точку мира? Без привязки ко все еще действующим карантинным ограничениям, конечно же. 

До карантина казахстанские туристы летали абсолютно по всему миру. Самые популярные направления: Турция, ОАЭ, Египет, Европа, Мальдивы, Шри-Ланка, Таиланд, Бали, ГОА и Греция. На сегодняшний день наши туристы уже летают на отдых в Турцию, Египет, ОАЭ и Мальдивы через ОАЭ. На днях открыли нам авиасообщение Польша и Россия.

То есть рынок начинает медленно восстанавливаться. Как работает сейчас Ваш бизнес?

С этого месяца мы возобновили продажи заграничных туров. Какие-то текущие расходы начали перекрывать. Десятки туристов ежедневно обращаются в нашу компанию за турами. Конечно, горящих туров по 100.000 тенге уже нет и поток заметно снизился, тем не менее, если границы не закроются, предполагаю, что туристический рынок восстановится ближе к лету следующего года.

Что касается внутреннего туризма, насколько это дорогое удовольствие? А главное – что Вы думаете о соотношении цены и качества во внутреннем туризме?

Да. Внутренний туризм в этом году был более чем популярным. Особый спрос был на Алаколь, Актау и Боровое. Качество оставляет желать лучшего однозначно! Думаю, было бы правильно в каждом туристическом регионе открыть школы по подготовке персонала с привлечением лучших рестораторов и рекомендованных экспатов с единой сертификацией, которая будет давать гарантию качества.

Какие прогнозы сегодня? Вдруг случится наплыв клиентов, засидевшихся в длительном заточении, как только откроются все границы?

Мы готовы к труду и обороне всегда, но, несмотря на то, что ситуация в стране приобретает положительный окрас, давать какие-либо прогнозы еще рано. Будем решать задачи по мере их поступления.

Делаете ли Вы ставку на новогодние праздники в этом году? Как часто казахстанцы позволяют себе отдых класса люкс? Или все-таки это стандартные Турция, Египет, ОАЭ?

Вы сами ответили на свой вопрос. Эти три направления действительно топоовые. На Новый год уже готовим предложения. Касательно отдыха класса люкс – это направление для определенной целевой аудитории, которая, так же как и все, имеет место быть.

Что Вам известно о готовности других участников – звеньев туризма, те же авиаперевозчики – как с ними сегодня налажены взаимовыгодные договоренности?  

Другие участники туристического бизнеса, как и мы, настроены позитивно. В нашей сфере унывать нельзя, так как мы дарим радость. Авиаперевозчики и некоторые отельеры в случае закрытия границ готовы возвращать средства туристов. Остальные предупреждают о переносе на следующий год.

Много говорят о второй волне коронавируса. У Вас уже есть антикризисный план? Какие настроения в принципе у участников туристического рынка сейчас?  

Мы разработали антикризисный план, так как готовы ко второй волне. Но удастся осуществить его лишь в том случае, если не возобновят жесткий карантин и разрешат отдых нашим соотечественникам небольшими компаниями в зонах отдыха.

Мадина Ерик

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Почувствуй себя кочевником

Путешествие на колесах безопасно и в пандемию.

15 Сентябрь 2020 16:44 1770

Понятие «караванинг» – путешествие в доме на колесах – только начинает набирать обороты в Казахстане, хотя такой способ передвижения всегда был присущ кочевникам. Данный вид туризма давно обкатан в Европе и Америке. Сегодня он продвигается и у наших соседей по Таможенному союзу. Путешествие в автодоме интересно и выгодно по целому ряду позиций. Прежде всего, отдыхающие не привязаны к конкретному отелю, месту. Это дает возможность многое увидеть за небольшой отрезок времени. Это комфортно и, наконец, экономически выгодно. И еще один момент – в период всеобщей пандемии это безопасно для ваших близких.

Кто-то возразит: а как же наши дороги? Они есть и очень хорошие, возможно, не везде, но тут важно правильно составить маршрут путешествия.

16 сентября стартует караванинг-экспедиция, в ходе которой представители Kazakh Tourism совместно с Казахстанской ассоциацией кемпингового туризма и караванинга проинвентаризируют отрезок маршрута по Шелковому пути с точки зрения развития этого вида туризма. В качестве маршрута выбран отрезок по транспортному коридору Западная Европа — Западный Китай, от границы КНР до границы с Узбекистаном. Более подробно о новом виде путешествия – в наших следующих публикациях.


Подпишитесь на наш канал Telegram!