В истории и памяти народной панфиловцы переживут всех своих врагов.
24 октября в Оренбурге стартует посвященная годовщине битвы за Москву Международная вахта памяти «Нас миллионы панфиловцев», организованная автономной некоммерческой организацией «Содружество народов Евразии». Международная акция, посвященная подвигу панфиловцев, пройдет по многим городам России: Челябинску, Екатеринбургу, Новосибирску, Уфе, Москве.
Легендарная Панфиловская дивизия формировалась в критические для страны месяцы из жителей Казахстана и Киргизии, честно выполнивших свой долг перед Родиной. Информационно-аналитический центр МГУ им. Ломоносова взял интервью с известным казахстанским политологом Эдуардом Полетаевым об исторической памяти в Казахстане.
- Как казахстанцы хранят память о подвигах панфиловцев? Какое место занимает Великая Победа в календаре памятных исторических дат РК?
- Я вижу, что подвиг панфиловцев для казахстанцев имеет серьезную значимость. Еще со времен школьных учебников все в курсе, что Казахстан внес серьезный вклад в достижение общей Победы. А панфиловцы уже давно стали частью казахстанской истории, впрочем, как и кыргызстанской. Образы панфиловцев хранят улицы, музеи, школы, памятники, мемориал Славы в парке имени 28 Героев-панфиловцев. Именно в этом парке запечатлены фигуры героев, грудью защищавших Москву. Как и слова политрука дивизии Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!».
Парк - место особенное. Когда-то здесь было кладбище, затем разрушенное селем. Парк много раз называли по-всякому, но как только в 1942 он получил имя 28 героев - панфиловцев, так сразу же зуд его переименований закончился. А в этом году в Астане к 70-летию Победы был открыт памятник генералу Ивану Панфилову.
9 мая в Казахстане – один из главных государственных праздников. В нынешнем, юбилейном году 70 лет Победы является одной из 4-х важных идеологических дат (наряду с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана, 20-летием Конституции, 550-летия Казахского ханства).
Сохранением исторической памяти в стране занимаются разные общественные организации – от школьных музеев боевой славы до советов ветеранов. Люди помнят подвиги ветеранов, и каждый год у Вечных огней в казахстанских городах можно увидеть десятки тысяч людей, несущих цветы. В этом году ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла были награждены юбилейной медалью, получили разные суммы выплат и подарки. Национальный банк выпустил к 70-летию Победы выпустил памятные монеты, и часть из них подарил ветеранам.
Города Волоколамск и Капшагай стали побратимами, делегации отправляются друг к другу в гости, Вечный огонь в капчагайском парке привезен из Волоколамска.
Есть, правда, небольшая проблема – судя по некоторым высказываниям в соцсетях и комментариям к статьям, имеется обида на то, что в России, когда говорят или пишут о панфиловцах, редко акцентируют внимание на то, что 316-я (8-я гвардейская) стрелковая дивизия формировалась именно из граждан Казахской ССР и Киргизской ССР. Это важно также с той точки зрения, что дивизия – особенная, одна из двух именных, которые были Советской Армии (другая была названа в честь Василия Чапаева).
- Какие механизмы сохранения памяти об историческом прошлом наиболее активно используются в Казахстане? Насколько активно присутствуют местные историки в СМИ и социальных сетях?
- Главный и эффективный механизм известен – это учеба и воспитание. Он, в свою очередь обеспечивает сохранение исторической памяти. В этом плане все хорошо, в целом, общее восприятие событий ВОВ консолидирует казахстанское общество. Однако, были в этом году эмоциональные дебаты по поводу использования в Казахстане Георгиевской ленточки, как символа Победы. Ряд деятелей утверждали, что она - то символ оккупации Казахстана царской Россией, то символ сепаратистов, мол, ее используют жители Донбасса в своих целях. В результате в Казахстане появилась своя лента цвета государственного флага с изображением ордена Отечественной войны. Впрочем, ленточные эмоции быстро сошли на нет.
При этом в Казахстане люди, курирующие идеологическую сферу, прекрасно понимают, что сохранение исторической памяти является важной задачей государственной политики, системно и серьезно занимаются данным вопросом. Ведь из опыта проблемных государств хорошо известно: если историческая память у людей одной страны разная и полна противоречий, дело может дойти до гражданской войны. У исторической памяти велика потенциальная сила, ведь она основана на стереотипах, следовательно, превращается в определенные ценностные ориентации. Последние, в свою очередь, отражаются на некоторых казахстанских историках. То есть в своих работах эти люди не всегда руководствуются научной истиной, предпочитая конъюнктуру.
Как в анекдоте про студента, который поступил на истфак и ему сказали: «Каким бы ты не был крутым, не важно, что ты умеешь и знаешь, запомни: всегда носи с собой штопор». Вот это «поднесение штопора» и является проблемой. У нас, к сожалению, когда намечается «банкет», то есть какой-либо исторический юбилей, так историков в публичном пространстве появляется – пруд пруди. И каждый – со своей приятной версией прошлых событий.
Впрочем, следует признать, что ситуация с исторической наукой в Казахстане в целом неплохая, к тому же государство активно ее поддерживает. К примеру, архивисты и историки выезжают в зарубежные командировки, привозя оттуда ценные источники исторической информации. Благодаря платному образованию и Единому национальному тестированию у молодежи стали лучше обстоять дела с профессиональной ориентацией, все больше людей на истфаки поступают по призванию, а не потому, как раньше, что не удалось поступить на более престижный факультет. Откровенных фриков от истории в Казахстане нет, в отличие от некоторых других постсоветских государств. Много историков имеют свои страницы в социальных сетях, правда, далеко не всегда они доминируют в трендах. В них больше представлено пиарщиков, журналистов, политологов, экономистов и бизнесменов. Историки предпочитают традиционные СМИ вроде газет или журналов.
- В какой степени молодежь Казахстана вовлечена в процесс сохранения исторической памяти в Победе?
- Начну с того, что для молодежи, не важно, в какой она стране живет, характерны наличие неустойчивого политического кредо вкупе с максимализмом и разнообразием интересов. Это связано с ее самоутверждением во взрослой жизни. В результате позиция молодежи в отношении интереса к тем или иным историческим событиям бывает противоречивой. То есть часть молодежи активно интересуется событиями времен ВОВ, тем более, что в последнее время вышло много кинопродукции на эту тему. Другая же часть значимость тех событий для судеб людей и мира в целом не осознает, воспринимая ее, как компьютерную игру World of Tanks. В этом смысле молодежь уязвима, потому что традиционные механизмы сохранения памяти о ВОВ не всегда работают. Каналы получения информации и межличностной коммуникации уже совершенно другие. Разве многое можно найти о Победе в App Store или Google Play?
Однако нельзя сказать, что по отношению к исторической памяти о Победе у молодежи доминирует негативный эффект. Просто Победа для нее дальше по времени, а реальных свидетелей этого великого события с каждым днем остается все меньше. Тем не менее, в Казахстане доминирует поколенческая структура общества. Мнение отцов и дедов для жителей страны авторитетно и значение описываемых старшими событий непреходящи. Поэтому оценка ВОВ для казахстанской молодежи в значительной степени зависит от мнений старшего поколения, а они в основном адекватные. Как заметил один из спикеров на экспертном клубе, который я организовывал, если из родственников кто-то воевал, для того или иного молодого человека ВОВ никогда не будет чужой.
- Каково Ваше личное отношение к таким форматам российско-казахстанских общественных инициатив как Вахта памяти?
- Всегда важно объединяющее начало, оно стимулирует единство и взаимопонимание. Сейчас, в условиях капитализма, жесткого стартапа для новых независимых государств, который все еще продолжается, характерна конкурентная борьба между людьми, их понятиями и оценками тех или иных событий. А это, в свою очередь, приводит к разобщенности, а иногда даже к неприятию друг друга. Более разными становятся интересы, ментальные позиции, порой проявляется недовольство некогда общими традициями. Одной из ключевых проблем того, что мы, Победители и их наследники, теперь живем в разных государствах, является то, что нравственный стержень у людей теперь в меньшем авторитете.
На смену морально-нравственным ценностям пришел грубый материализм, другими словами, у кого больше денег, тот и прав. Поэтому такая общественная инициатива, как Вахта памяти, является лучом света, она внушает уверенность и оптимизм в том, что мы стремимся быть людьми, а не антропоморфными Скруджами МакДаками. И как бы там не было, в истории и памяти народной панфиловцы переживут всех своих врагов. Потому что в основе их подвига лежали светлые и чистые чувства, отнюдь не корыстные помыслы. Они Москву и общую Родину не по контракту защищали.