/img/tv1.svg
RU KZ
Откроются ли частные школы 1 сентября?

Откроются ли частные школы 1 сентября?

Руководители частных школ страны обратились в Министерство образования и науки дать им возможность открыться и работать с 1 сентября в штатном режиме. 

22:53 21 Июль 2020 5832

Откроются ли частные школы 1 сентября?

Автор:

Предприниматели опасаются, что в случае сохранения дистанционного обучения они понесут убытки из-за прекращения оплаты обучения детей и им придется закрыть учебные заведения, в результате чего без работы останется армия педагогов, сообщает bilimdinews.kz.

Алгоритм безопасности от частных школ

Эти злободневные вопросы представители частного сектора образования подняли на онлайн-совещании с участием МОН, нацпалаты «Атамекен» и образовательных организаций.

В ходе совещания вице-министр образования и науки Шолпан Каринова кратко рассказала, что с начала учебного года внедряется дистанционное обучение для всех классов, с 1 по 11 классы. В штатном режиме смогут обучаться только малокомплектные школы в отдаленных сельских пунктах – от 3 до 15 детей, с соблюдением строгих санитарных мер.

Также по заявлению родителей в школах будет разрешено обучение для учащихся начальных классов, которым в силу возраста, низкой самоорганизации и неподготовленности сложно заниматься в дистанционном формате.

Директор столичной частной школы «Alpamys School» Динара Кудайкулова заявила, что открытие школ только для начальных классов ударит по карману частных школ, где бюджет зависит от подушевого финансирования и оплаты родителей за учебу детей.

«Почему в частных школах разрешили только первые и четвертые классы офлайн? Почему не могут заниматься 2 и 3 классы? Вы считаете, что они более самостоятельные? Почему полностью не дать свободу выбора родителям? Мы провели мониторинг в Алматы и Нур-Султане, у нас есть родители, которые готовы в штатном режиме посещать школу, – говорит Динара Кудайкулова. По ее словам, в отличие от госшкол, где в одном классе могут находиться по 30-40 детей, частные школы не перегружены, они могут в одном классе разместить не более 24 детей. Могут еще сократить количество школьников, разделив на подгруппы и выделив дополнительные помещения».

Исходя из этого, инициативная группа частных школ Казахстана, изучив опыт европейских стран, Сингапура, разработала алгоритм своей работы в условиях карантина.

По их алгоритму расписание в частных школах будет составлено так, чтобы минимизировать количество детей в классах.

«Мы предлагаем с 1 сентября ученикам 1-5 классов посещать частные школы с понедельника по четверг, в пятницу, возможно, сделать дистанционное обучение для закрепления пройденных материалов за неделю. Ученикам 6-11 классов – с понедельника по пятницу в штатном режиме, поскольку старшеклассники самостоятельны, могут соблюдать санитарные требования. И сделать двухсменное обучение, чтобы дети между собой не пересекались», – предложила директор частной школы.

Также частные учебные заведения готовы организовать раздельные входы и выходы, установить сигнальные ленты и разметки для соблюдения дистанции в полтора метра.

Обязательные процедуры – при входе в школу измерение температуры учеников и учителей, уборка, дезинфекция, кварцевание помещений несколько раз в день. Частные школы предоставят каждому ребенку отдельную парту и стул, защитные маски и установят санитайзеры для обработки рук и кабинетов. Детям будет запрещено обмениваться учебными материалами.

«Наши учителя будут после каждого урока обрабатывать парты, стулья. Если соблюдать строго правила по нашему алгоритму, то мы сможем работать и обеспечить безопасные условия для детей», – заверила Динара Кудайкулова.

Частные школы также предлагают СЭС организовать для педагогов и медработников обучение или видеоинструктаж.

«Могут приехать и проверить, как мы организовали саннормы, и выдать какой-нибудь документ или паспорт готовности объекта, подтверждающий, что мы можем работать в условиях карантина. И это будет доверие со стороны родителей, которые будут уверены, что мы организуем безопасность их детей», – считает Динара Кудайкулова.

Частные школы – за!

Директор частной математико-языковой школы «SEED School» Гульсум Егизбаева предложила с 1 сентября дать «зеленый свет» частным школам и приравнять их к малокомплектным школам, которым разрешается работать. Она заверила, что их школа сейчас проводит большую работу и обеспечит высокий уровень безопасности для детей.

«Мы установили в каждом классе бактерицидную лампу. Со всеми медработниками отработана система дезинфекции: ежедневно три раза будем обрабатывать не только кабинеты, парты и стулья, но и дверные ручки, окна, шкафы. Будем делить детей на подгруппы, не более 24 учащихся в классе. Сейчас летом инвестируем, закупаем устройства, дезинфицирующие средства и апробируем. Мы готовы на 100 процентов. Просим поспособствовать открытию частных школ на особых условиях, как малокомплектных школ, чтобы могли обучать детей в офлайн-режиме», – предложила Гульсум Егизбаева.

Коллегу поддержала директор международной школы «Мирас» г. Алматы Ирина Власянц, предложив ввести смешанную форму обучения, но позволив детям дать выбор, приходить в школу или нет.

«Многие родители сетуют, что приходится быть вторым учителем для детей, постоянно подключаться в интернет, объяснять материал, у многих родителей работа. 60-70 процентов из них согласны отправлять детей к нам в школу. Мы предлагаем совмещать онлайн и офлайн-обучение. Какие-то предметы преподавать в школе, какие-то дома», – поделилась мнением директор международной школы.

Председатель республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова более глубинно обозначила проблему.

«В 2017 было 112 частных школ, в них учились 25 тысяч детей, работали около 3 тысяч учителей. С внедрением подушевого финансирования от государства предприниматели пошли открывать школы. На сегодня в Казахстане 182 частные школы, в которых обучаются 50 тысяч детей, около 10 тысяч педагогов работают. Если во время карантина государство не поддержит частные школы, то может пойти обратный процесс», – выразила обеспокоенность Роза Садыкова.

Общественнику понравился метод Алматинской международной школы, где готовы организовать двухсменное обучение.

«Утром в школу приходят 10 детей и после обеда 10. Расписание составили так, чтобы дети не контактировали. Мы провели анализ, родители согласны отправлять детей», – сказала Роза Садыкова.

С закрытием частных школ открыть их вновь будет сложно из-за оттока лучших кадров. Такую точку зрения озвучил генеральный директор инновационной школы «Astana Garden School» Нурмухамед Досыбаев.

«Это не магазин, не ларек. Будет большой отток педагогов в госшколы, где стабильная работа и конкурентная зарплата. Привлечь обратно их частным школам будет сложно, если невозможно. А позволить учиться только начальным классам не будет достаточно, чтобы покрывать расходы, и придется сокращать штат педагогов. Выход – разрешить частным школам обучать детей с 1 по 11 классы с соблюдением саннорм», – резюмировал Нурмухамед Досыбаев.

Что скажет МОН?

Выслушав мнения и опасения представителей частного сектора, вице-министр образования и науки Шолпан Каринова согласилась, что ситуация сложилась непростая.

«Мы понимаем все опасения, риски, которые вы озвучиваете где-то агрессивно, где-то с болью. Я все это чувствую, все эмоции здесь понятны. Мы поддерживаем во всех этих вопросах. Но есть еще полтора месяца до начала учебного года. Формат будет меняться. Если ситуация будет улучшаться, то, естественно, будет традиционный формат обучения. Но, к сожалению, в этом случае преобладающее мнение у минздрава, наверное, это и правильно. Вы видите, ситуация сложная, люди умирают, попрошу и об этом задуматься», – сказала вице-министр.

По ее словам, когда идет речь о традиционном формате обучения, минздрав говорит, что заражение идет в коллективах.

«У нас нет аргументов противостоять. Если есть риск, когда массово начнется обучение, то понимаете, какие могут быть последствия. Поэтому мы этих моментов опасаемся. При этом поддерживаем вас, выносить вопросы на обсуждение будем», – заверила Шолпан Каринова.

Организатор совещания, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев в поддержку бизнесу отметил, что частный сектор образования – важная составляющая экономики страны.

«Эти предложения частных школ неоднократно обсуждали с участием уполномоченных госорганов. Мы видим, что коллеги готовы работать, создавать безопасные условия: раздельные входы и выходы в школах, дезинфекция, саннормы. Это не последняя встреча, просим держать вопросы частных школ на контроле, так как они важная составляющая бизнеса и экономики страны», – обратился к МОН Олжас Ордабаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Вернутся ли дети в школы?

09 Сентябрь 2020 17:38 11773

Ранее президент поручал разработать конкретный план перехода к традиционному обучению.

Вице-министр образования и науки Шолпан Каринова ответила на этот вопрос.

«На самом деле министерство, так же как и наши родители, педагоги, очень хочет возобновить в штатном режиме работу школ. Поэтому несколько вариантов нами предложены, исходя из эпидемиологической ситуации. В каждом регионе она разная. Поэтому нами предложено открывать школы по решению местных исполнительных органов, также по согласованию с государственными санврачами соответствующих территорий. Считаем, что это самый правильный подход, поскольку страна большая, эпидситуация везде разная», – сказал она на брифинге в СЦК.

Также она ответила на критику в соцсетях, речь шла о скандальном случае, когда во время урока посредством Zoom подключились посторонние лица, использовавшие порноролики.

По ее словам, при проведении таких уроков в режиме реального времени педагогу и ученикам необходимо быть бдительными, «закрывать за собой комнаты дверей в зуме, на площадках, когда проходят онлайн-уроки».

«Такое интернет-поведение мы дальше складываем у наших педагогов. Мы хотим сказать, что педагоги справляются. Будем стараться не допускать впредь таких случаев», – говорит вице-министр.

Отдельные вопросы прозвучали по деньгам, выделенным ранее на информатизацию системы образования. В частности, по программе e-learning.

«На ее финансирование выделялись средства с 2010 по 2013 год, с 2016 года полностью прекращено финансирование. Затрачено из бюджета порядка 36 млрд тенге, из которых 28 млрд – это расходы, связанные с оборудованием: интерактивные доски, компьютеры, серверное оборудование, которые используются в общеобразовательном процессе. После приобретения они поставлены на баланс организаций образования. Была проверка счетного комитета, по итогам которой даны рекомендации, фактов нецелевого использования средств не было», – говорит вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.

Ранее мажилисмен Дания Еспаева озвучила следующие цифры: начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд тенге. Из них: 12 млрд тенге – на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ; 16,5 млрд тенге – на обеспечение скоростным Интернетом 7160 школ; 4,4 млрд тенге – на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам. При этом в 2017 году по инициативе министерства образования и науки страна привлекла заем Всемирного банка на сумму 67 млн долл. США на финансирование проекта «Модернизация среднего образования», напомнила Еспаева. А между тем в этом году пришлось наблюдать такие нелицеприятные картины, как лазание по деревьям учеников в поисках Интернета.

В МОН на это сообщили, что действительно были выделены такие средства и потрачены они на покупку компьютеров для сельских школ, Интернет. По словам Бибигуль Асыловой, на проведение дистанционного обучения в четвертой четверти прошлого учебного года не было затрачено ни тенге из бюджета. Кроме того, телеуроки также были выпущены бесплатно. Что касается займа ВБ, то ведомство отказалось от него.

Шолпан Каринова прокомментировала также вопрос дистанционного обучения казахстанских детей в российских школах и возможное узаконивание школьной удаленки. «Возможно, речь идет о курсах, которыми пользуются школьники во всем мире, не только казахстанские, – предположила она, отвечая на вопрос. – Это Coursera, «Яндекс.Школа», Open university и другие. Никто это не запрещает».

Что касается законодательного закрепления дистанционного формата обучения в школах, то такая инициатива проявлена депутатами, законопроект в работе, добавила она.

Айгуль Тулекбаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Закон о статусе педагога загоняет частные школы в тупик»

05 Сентябрь 2020 14:55 5219

Такое мнение прозвучало на заседании комитета развития человеческого капитала НПП «Атамекен».

Председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП РК «Атамекен» Талгат Доскенов на заседании комитета в режиме онлайн отметил, что ежегодное послание президента – это значимое событие государственного уровня для общества, населения, предпринимателей и бизнеса.

«В своем послании президент Касым-Жомарт Токаев обозначает наиболее актуальные проблемы развития страны, указывает на пути решения проблем, обозначает главные ориентиры для дальнейшего поступательного развития общества» – этими словами Талгат Доскенов открыл заседание комитета.  

«На что я хотел бы обратить внимание в соответствии с профилем нашего комитета – это ведущая роль частного предпринимательства, честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей. По всей видимости, в разных сферах – это и здравоохранение, где доминирует государство. Ведущая роль частного предпринимательства означает, что частное образование, по идее, должно доминировать, а не государственное. Очень важная вещь, на которую обратил внимание президент, – это развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа», – сказал Талгат Доскенов.

Председатель комитета отметил, что в послании содержится месседж для политических руководителей и административных госслужащих о воспрепятствовании незаконному вмешательству госструктур в деятельность предпринимателей, и оно расценивается как тягчайшее преступление.

Макен Омаров в своем выступлении обратил внимание, что частные колледжи находятся на втором плане, государство поддерживает государственные колледжи, хотя их соотношение одинаковое.

«Сейчас стараются вернуть госаттестацию учебных заведений, в том числе и колледжей. Я считаю, что это неправильно, до этого момента очень много копий было сломано, когда переходили на независимые акрредитационные системы, поэтому хочу подчеркнуть значимость шага, который тогда был сделан, сейчас не надо возвращаться назад», – подчеркнул Омаров.

Второй момент, на котором остановился спикер, – финансирование частных колледжей. По его словам, когда в колледжах учатся студенты 10-х и 11-х классов, проходят общеобразовательные предметы, колледж сам платит преподавателям, а если бы эти учащиеся находились в школах, за них бы платили.

«Третье замечание – в программу «Жас Маман» попали единицы частных колледжей, которые получили грант, в основном идет на государственные колледжи. Да, у них хорошая база, но среди частных колледжей много продвинутых, на базе которых можно было также проводить данную работу», – резюмировал Макен Омаров.

Роза Садыкова из Республиканской ассоциации частного образования рассказала, что с пандемией частные заведения проигрывают по сравнению с государственными. Предприниматели теряют финансовую стабильность, многие школы и сады на грани закрытия.

«Если госшколы защищены государством, нас, кроме того, принятый закон о статусе педагога загоняет в тупик. Со стороны государства поднимают заработную плату, выдают 56 отпускных, в законе прописано жилье – все это принято в сторону гособразования, частное образование осталось вне правового поля. Этот вопрос стал проблемой, если не уравнять, то частным школам будет сложно выйти из тупика. Частным школам не выдаются учебники и учебно-методические материалы, курсы повышения квалификации остались вне правового поля. Для нас все платно», – констатировала Роза Садыкова.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram!