Такими аргументами апеллируют эксперты НПП РК "Атамекен", говоря о необходимости переноса сроков по внедрению сопроводительных накладных на товары (далее СНТ).
Напомним, что на протяжении шести лет (с 2015 по 2020 г.) Национальной палатой в экспертных заключениях предлагалось перенести срок введения обязательства по оформлению СНТ на товары, указывая на преждевременность введения СНТ на товары в связи с ростом финансовых и административных расходов субъектов бизнеса, в том числе по причине неготовности информационных систем комитета государственных доходов МФ РК к реализации такого масштабного инструмента администрирования.
Также Национальная палата указывала на необходимость дополнительного периода для технической подготовки и адаптации учетных систем, перенастройки взаимоотношений субъектов бизнеса со своими контрагентами, перевозчиками, поставщиками из ЕАЭС, а также внутри Казахстана, логистическими компаниями, на сложившуюся ситуацию с пандемией.
Крайним сроком запуска проекта в пилотном режиме была дата 1 ноября 2020 года, но и ее было решено перенести на 31 декабря 2020 года, а потом и на январь уже 2021 года. Причиной тому комитет государственных доходов называл неготовность информационных систем.
Кроме того, информационные площадки, созданные КГД для разъяснения методологических и технических вопросов бизнес-сообщества по СНТ, носили формальный характер, поскольку в социальные мессенджеры и Тelegram-канал "Пилот по СНТ/ @import_export_cnt" от субъектов бизнеса ежедневно поступали более тысячи вопросов (без учета службы технической поддержки ИС ЭСФ), на которые от комитета госдоходов не представлялись какие-либо разъяснения.
В связи с ростом обращений, нареканий субъектов бизнеса и запросов касательно методологии оформления СНТ и готовности информационных систем Национальная палата направила письма на имя первого заместителя премьер-министра Республики Казахстан и министра финансов Республики Казахстан с просьбой рассмотреть возможность переноса на 2022 год даты введения обязательного оформления СНТ на товары.
Также Национальная палата отметила, что поспешное введение обязательства по оформлению СНТ на товары, включенные в перечень изъятий, несет в себе серьезные риски для большинства торговых предприятий, рынка и экономики страны в целом.
Субъекты малого предпринимательства (магазины у дома) являются основными участниками внутреннего рынка, которые занимаются перепродажей перечисленных групп товаров. Следовательно, они будут обязаны оформлять СНТ на каждую единицу реализуемого товара день в день, без учета праздничных и выходных дней.
Также должны будут увеличить финансовые и административные расходы, в частности, на привлечение бухгалтера, программиста и покупку соответствующего оборудования, у них появляется риск привлечения к административной ответственности за несвоевременное оформление СНТ.
В результате 26 января т. г. комитетом госдоходов на своих официальных платформах выпущен пресс-релиз о принимаемых мерах по пересмотру сроков введения СНТ:
- Срок "пилота" по подакцизным товарам продлевается до 1 июля 2021 года.
- Срок "пилота" по ввозу из ЕАЭС/вывозу в ЕАЭС продлевается до 1 июля 2021 года.
- По товарам виртуального склада (приказ МФ 384) продлевается до 1 ноября 2021 года.
По остальным товарам из перечня изъятия ВТО и маркируемым товарам (в том числе табачным изделиям с применением цифровой маркировки) срок начала "пилота" переносится с 1 февраля 2021 года на 1 июля 2021 года, срок окончания – с 1 июля 2021 года на 1 февраля 2022 года.
Однако "Атамекен" продолжает придерживаться своей позиции, что продление сроков "пилота" не решает проблемные вопросы субъектов бизнеса, включающие техническое несовершенство самой программы, слабый Интернет в некоторых регионах страны, а также дополнительную финансовую нагрузку на предпринимателей.
В связи с ростом финансовой и административной нагрузки для бизнеса, возникшей в результате карантинных ограничений, и затруднениями по исполнению требований законодательства РК Национальная палата предлагает срок введения СНТ перенести на 1 июля 2022 года.
До указанного срока Национальная палата предлагает комитету госдоходов доработать нормативную базу в части упрощения формы СНТ, методологии оформления СНТ, автоматизации бизнес-процессов, также считает необходимым устранить технические проблемы, недоработки, повысить скорость информационных систем, усилить разъяснительную работу.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!