/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 364,14 Brent 36,55
Отстрел по половому признаку

Отстрел по половому признаку

В постмодернистском киче Люка Бессона «Анна» смешалось все: времена, пространства, стили и идеологии.

12:55 21 Июль 2019 9824

Отстрел по половому признаку

Автор:

Ольга Власенко

Новый утопический триллер-боевик именитого кассового режиссера вращается вокруг не просто героини нашего времени, а героини будущего, завязывающегося ни много ни мало, а в лихие девяностые, в период распада СССР и биполярного мира. В новом триллере-боевике пугающий образ новой криминализирующейся России рисуется с помощью типичных приемов голливудской эстетики. 

Люк Бессон создал мрачный кинокомикс о недавнем историческом прошлом как прелюдию к современной идеологической утопии о гендерной борьбе за светлое будущее человечества. Ее нехитрые пропагандистские черты отчетливо прорисовываются к середине фильма, когда красивая телка с глянцевой обложки по имени Анна (Саша Лусс) начинает оставлять за собой сначала холмики, а потом и горы мужских трупов. Анна - два в одном, модель и спецагент. Но главное, что она женщина, которая хочет стать свободной. 

Сначала кажется, что Бессон спел гимн советско-российским спецслужбам, приправив его соусом западного феминизма. Но тут в дело вступает ЦРУ и перевербовывает супервумен на сторону добра. Казалось бы, с убийством председателя Васильева вслед за Анной «на сторону добра» перейдет весь КГБ. Но ни тут-то было. Если Бессон и банален, то не до реалистичности. Война в этом кино ведется не между спецслужбами, странами и облеченными от их имени властью мужчинами, а между полами. Поэтому не трудно предсказать ход накрученного и слегка шизоидного сюжета. Боевик с моделью-агентом превращается в конспирологический триллер с комическим эффектом про бунт тайного бабьего братства против мужицких общественных устоев.

Кто-то из мужчин-постмодернистов заметил про феминизм, что это просто смена оппозиций в бинарной структуре при сохранении маскулинного, силового доминирования одной ее части над другой, то есть, если женщина начнет вести себя как мужчина, от этого критикуемое патриархальное мироустройство не поменяется. На что критикессы из феминистического движения возразили концептом переходного этапа, согласно которому надо использовать в борьбе методы врага для победы над ним и установки феминистической диктатуры. В связи с чем к концу просмотра вспомнилась последняя пародийная конспирологическая антиутопия «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина о господстве над миром и соперничестве двух тайных орденов буддийских монахов и женщин-игуан, воплощающих модные идеологические тренды. 
Как бы там ни было, но новый триллер Бессона подрывает азы популярной киноидеологии с помощью гротеска и китча, помещая прямое феминистическое высказывание в лабиринт кривых зеркал из штампов и сюжетных искажений. И, если вы никогда не задумывались об идеологии в кино или, напротив, у вас в этом вопросе расставлены все точки над i, вам обязательно надо посмотреть новый фильм Бессона. Тогда вы сможете чуть-чуть запутаться и почувствовать себя слегка не в себе.

Ольга Власенко

А не замахнуться ли нам на самого… или Короткий метр

Жюри I Международного фестиваля «Ертіс Cinema» короткометражных игрового кино и документальных фильмов в Павлодаре определило лучших.

16 Июль 2018 09:36 9977

А не замахнуться ли нам на самого… или Короткий метр

Фото: @mypavlodar

Гран-при в номинации «Лучший игровой фильм» получила казахстанская кинокартина «Самал» режиссера Шугыла Сержан, где рассказывается о судьбе 60-летней женщины, которая много лет не была в родном ауле и вот приехала, чтобы сделать выбор: отправить больную мать в психиатрическую клинику либо остаться и самой ухаживать за ней.

Первое место в номинации «Лучший игровой фильм» жюри присудило таджикскому фильму «Такси», автор – Фаиз Файззула. Второе место досталось картине «Суперприз» (Россия), режиссер – Константин Челидзе. Диплом III степени вручили авторам фильма «Мама» (Узбекистан), режиссер – Абдуэзим Ильхамджанов. Лучшим документальным фильмом фестиваля была признана работа молодого режиссера-документалиста Евгения Лумпова «Путь», который, кстати, родился и вырос в Павлодаре.

Специальным призом жюри отметило работу актеров, операторов, режиссеров. К примеру, известная российская актриса Виктория Толстоганова, снявшаяся в фильме «Родительская суббота», получила приз за лучшую актерскую игру, оператор казахстанской картины «Куб» Айдар Оспанов – приз за лучшую операторскую работу, лучшим режиссером назвали Шолпан Торебай поставившую кинокартину «Человек». Приз зрительских симпатий за игровой фильм вне конкурсной программы получил казахстанский фильм «Дерт», режиссера Темирлана Ердалетова.

Всего на кинофестиваль поступило 207 заявок из более 20 стран, из которых отобрали 68 работ, а 31 фильм представлен как внеконкурсный. Были представлены самые разные техники и жанры – от классического до андеграунда, присутствовали комедия и социальная драма. Председателем жюри стал известный режиссер, сценарист Ермек Турсынов.

Почетным членом жюри – российский кинорежиссер, народный артист России Владимир Хотиненко. В состав жюри также вошли режиссер, сценарист, актер Сатыбалды Нарымбетов, декан факультета «Театр, кино и ТВ» КазНУИ Талгат Тайшанов, известный актер Фархад Абдраимов, известный режиссер-кинодокументалист Булат Нусимбеков, директор Павлодарского русского драматического театра им. Чехова Виктор Аввакумов и другие.

Кино для всех

Три дня павлодарцы с раннего утра и до позднего вечера могли принять участие в киномарафоне, просмотрев предложенные на конкурс работы в городских кинотеатрах. К слову, бесплатно. Ежедневно шесть блоков, которые длились по два часа, после каждого – получасовое обсуждение увиденного. В ходе просмотра зрители голосовали за понравившуюся картину, выставляя баллы от 1 до 10.

«Я ожидаю открыть новые имена. Смотреть работы молодых режиссеров всегда интересно. Удивительно, с одной стороны, и приятно, что Павлодар взял на себя инициативу и проводит такой большой фестиваль маленького кино. Для других областей это сигнал, чтобы подключались. Не все же проводить в Астане и Алматы, – поделился председатель жюри Ермек Турсунов. – Когда меня пригласили одновременно в Токио и Павлодар, я, естественно, выбрал ваш город. Здесь я чувствую себя спокойно, никто меня не дергает».

В ходе творческой встречи с поклонниками российский режиссер Владимир Хотиненко заметил: «Сегодня кино – это просто. Можно достать телефон из кармана, который уже давно и не телефон, и снять картину. На очень крупных фестивалях показывают конкурсные фильмы, снятые на смартфоны. Раньше нам это и не снилось. Мне кажется, благодаря такому кино демократизировалось. Чтобы заявить себя как художника нужен просто карандаш. Через три минуты ты докажешь, что ты художник. Я и сам часто снимаю на телефон, особенно если нужно зафиксировать образ человека или сюжет. У меня есть целая коллекция таких видеозаметок».

Фестиваль – не только кино

В эти дни павлодарцы смотрели не только кино, но пользовались моментом, чтобы пообщаться с именитыми гостями. Одна из таких встреч прошла в станах Павлодарского госуниверситета имени С. Торайгырова. Здесь Ермек Турсунов презентовал нашумевшую книгу «Мелочи жизни», поделившись историей ее создания.

«Мелочи жизни» – это жизненные истории, – отметил он. – Мы встречались с друзьями, и я рассказывал свои байки, над которыми они ухахатывались. Мой друг спросил, почему я их не записываю. Тогда я начал писать «в стол», а через время мы их опубликовали. Я пишу не потому, что, например, хочу заработать денег – это много денег не приносит. А просто хочется поделиться. Когда делишься радостью, ее становится больше. Я не собираюсь никого учить. А если книгу читают, значит, она кому-то созвучна, читатель для себя в ней что-то нашел».

А для Асхата Кучинчерекова из фильма «Айка» и Фархата Абдраимова, известного благодаря роли в фильме «Фара», организовали встречу в Центре развития молодежных инициатив. Последний признался, что ему нравится бывать в Павлодаре:

«У вас чистый, уютный, красивый город, особенно набережная, и самое главное, мне нравится здесь народ, поэтому я всегда с удовольствием приезжаю к вам».

…Гости и хозяева кинофестиваля надеются, что «Ертіс Cinema» превратится в добрую традицию и станет визитной карточкой Прииртышья. По мнению Владимира Хотиненко, у павлодарского фестиваля есть все шансы стать самобытным и регулярным, главное, чтобы весь запал организаторов не закончился после первого раза: 

«Надо найти свою нишу среди большого количества таких мероприятий. Правильно, что это фестиваль короткого метра. Не надо сразу замахиваться на «Вильяма нашего Шекспира».

С ходу сделать это очень трудно. Нужна какая-то общая идея. Она не всегда находится сразу. К примеру, у Берлинского, Каннского и Венецианского фестивалей своя специфика. Это же пока зернышко, которое нужно выращивать». У фестиваля должно быть свое лицо.

Марина Попова

Как китайские инвестиции спасли «Айку»

Кинокартина «Айка», принесшая казахстанской актрисе историческую победу на Каннском кинофестивале, выйдет в прокат этой осенью.

23 Май 2018 13:18 18235

Как китайские инвестиции спасли «Айку»

Фото: Aidostudio

Фильм о молодой эмигрантке из Кыргызстана – продукт совместной работы сразу пяти стран: России, Польши, Германии, Казахстана и Китая. Бюджет картины составил 2,5 млн евро, что является достаточно невысоким показателем для европейского фильма, снимавшегося на протяжении шести лет.

По словам режиссера, частные инвестиции китайских коллег, вложенные ими под конец съемок, оказались необходимой и сильной поддержкой для всего проекта.

«С китайскими инвесторами мы встретились в Астане, презентовали 15 минут фильма – им понравилось так, что они согласились профинансировать. Они хорошо знакомы с культурой Казахстана и, возможно, дальнейшее сотрудничество на этом не закончится. А вообще, что такое 2,5 миллиона евро для фильма, который снимался шесть лет? Это очень маленький бюджет, словно намазать маленький кусочек масла на большой кусок хлеба. Съемки были очень долгие. Артхаузное кино – оно вообще невысокобюджетное, актриса за главную роль получила в качестве гонорара далеко не баснословную сумму денег. Зарабатывать можно и на сериалах намного больше», – рассказал режиссер фильма Сергей Дворцевой на встрече с министром культуры РК.

Помимо добровольных вложений китайских инвесторов, бюджет фильма был сформирован из государственных денег Министерства культуры Российской Федерации, нескольких немецких фондов и польского киноинститута.

Основная часть съемок фильма проходила в России, постпродакшн – монтаж, копия и звук делались в Германии, изображение – в Польше. Основную съемочную группу составляли казахстанские специалисты, в том числе исполнительница главной роли Самал Еслямова и казахстанский копродюсер Гульнара Сарсенова.

Картина рассказывает о судьбе кыргызских эмигранток в России, вынужденных оставлять новорожденных детей в роддомах. Это глубокая и жесткая драма о разломе семейных ценностей на фоне глобального конфликта социально уязвимого индивида с обществом. Казахстанской актрисе, сыгравшей главную роль в картине, пришлось несколько месяцев жить в Кыргызстане, учить язык, общаться с народом, познавать его самобытность. Многие сцены фильма были сняты на кыргызском языке.

«Конечно, легче всего было взять кыргызскую актрису на главную роль, но я не знаю такого уровня актрис в Кыргызстане. Самал очень точно смогла передать чувства матери, не являясь матерью сама. Ведь эта роль – ежесекундное страдание женщины на протяжении семи дней после родов. Это серьезная и жесткая драма. Сцены снимались в сильный мороз, в холодном снегу. Актриса выдержала не только испытания погодных условий, но смогла передать всю глубину чувств. Очень мало актеров могут играть настолько самоотверженно, на грани возможностей актерских. Самал – одна из таких. После церемонии в Каннах к нам подошла сама председатель жюри фестиваля, американская актриса Кейт Бланшетт и сказала, что это было безоговорочным решением – присудить победу казахстанке сразу после просмотра картины», – отметил Сергей Дроздовский.

По словам создателей, кинокартина не является коммерческим проектом, однако окупаемости от нее все же ждут.

«Тут очень сложно прогнозировать. Но мы хотим, чтобы фильм окупился и заработал денег. Чтобы это работало как бизнес. Ведь, тем не менее, кинопроизводство – это бизнес. Как только картина получает возможность участвовать в главной программе Каннского фестиваля, это значит, что у нее уже будет стопроцентный прокат».

К слову, в мировой прокат кинокартина «Айка», как планируют создатели, выйдет к осени. Финальные монтажные работы будут завершены в течение 1-1,5 месяца.

«В Каннах мы показывали только черновой вариант, так случилось, что картину впервые вообще в истории фестиваля утвердили, посмотрев только 40 минут фильма. Дирекции фестиваля он очень понравился, и буквально за два дня мы закончили черновой вариант, чтобы принять участие в фестивале и презентовать фильм», – ответил в кулуарах Министерства культуры и спорта РК Сергей Дворцевой.

Отметим, что главный виновник состоявшейся встречи – казахстанская актриса Самал Еслямова также присутствовала на мероприятии, где получила презент в виде национального костюма лично от Министра культуры Казахстана.

«Это первый такой случай в истории нашей страны. На бывшем советском и постсоветском пространстве ни одна актриса не была удостоена такой высочайшей награды. Это великий успех. Каннский фестиваль – это главный конкурс, из 20 лучших фильмов мира выбирается только один. Затем из них выбирается одна лучшая актриса. Представляете, какое количество фильмов делается и сколько актеров? Мы сейчас просто не совсем осознаем, каких успехов мы достигли. Это больше, чем олимпийская медаль, которые раз в четыре года мы точно получаем. А этот случай первый, и мы просто еще не пришли в себя до конца», – высказался министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы.

Не прошла встреча спикеров и без упоминания главного Вавилона казахстанского кинопроизводства – «Казахфильма», совместно с которым Сергей Дворцевой выпустил картину «Тюльпан», в котором дебютировала Самал Еслямова, ставшая уже музой российского режиссера. В данный момент готовится еще несколько проектов в рамках казахстанско-российского сотрудничества, что, в свою очередь, по мнению участников встречи (делегации), вспашет почву для развития казахстанской киноиндустрии.

Динара Канжагалинова