Новый утопический триллер-боевик именитого кассового режиссера вращается вокруг не просто героини нашего времени, а героини будущего, завязывающегося ни много ни мало, а в лихие девяностые, в период распада СССР и биполярного мира. В новом триллере-боевике пугающий образ новой криминализирующейся России рисуется с помощью типичных приемов голливудской эстетики.
Люк Бессон создал мрачный кинокомикс о недавнем историческом прошлом как прелюдию к современной идеологической утопии о гендерной борьбе за светлое будущее человечества. Ее нехитрые пропагандистские черты отчетливо прорисовываются к середине фильма, когда красивая телка с глянцевой обложки по имени Анна (Саша Лусс) начинает оставлять за собой сначала холмики, а потом и горы мужских трупов. Анна - два в одном, модель и спецагент. Но главное, что она женщина, которая хочет стать свободной.
Сначала кажется, что Бессон спел гимн советско-российским спецслужбам, приправив его соусом западного феминизма. Но тут в дело вступает ЦРУ и перевербовывает супервумен на сторону добра. Казалось бы, с убийством председателя Васильева вслед за Анной "на сторону добра" перейдет весь КГБ. Но ни тут-то было. Если Бессон и банален, то не до реалистичности. Война в этом кино ведется не между спецслужбами, странами и облеченными от их имени властью мужчинами, а между полами. Поэтому не трудно предсказать ход накрученного и слегка шизоидного сюжета. Боевик с моделью-агентом превращается в конспирологический триллер с комическим эффектом про бунт тайного бабьего братства против мужицких общественных устоев.
Кто-то из мужчин-постмодернистов заметил про феминизм, что это просто смена оппозиций в бинарной структуре при сохранении маскулинного, силового доминирования одной ее части над другой, то есть, если женщина начнет вести себя как мужчина, от этого критикуемое патриархальное мироустройство не поменяется. На что критикессы из феминистического движения возразили концептом переходного этапа, согласно которому надо использовать в борьбе методы врага для победы над ним и установки феминистической диктатуры. В связи с чем к концу просмотра вспомнилась последняя пародийная конспирологическая антиутопия "Тайные виды на гору Фудзи" Виктора Пелевина о господстве над миром и соперничестве двух тайных орденов буддийских монахов и женщин-игуан, воплощающих модные идеологические тренды.
Как бы там ни было, но новый триллер Бессона подрывает азы популярной киноидеологии с помощью гротеска и китча, помещая прямое феминистическое высказывание в лабиринт кривых зеркал из штампов и сюжетных искажений. И, если вы никогда не задумывались об идеологии в кино или, напротив, у вас в этом вопросе расставлены все точки над i, вам обязательно надо посмотреть новый фильм Бессона. Тогда вы сможете чуть-чуть запутаться и почувствовать себя слегка не в себе.
Ольга Власенко