Правительство обещает продолжить работу над развитием конкуренции и созданием условий для работы бизнеса. Как сообщил на заседании правительства во вторник министр национальной экономики Тимур Сулейменов, только в 2017 году проведена ревизия 108 законов и 972 подзаконных актов на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции. Выявлено больше сотни таких норм, и по всем разработаны соответствующие предложения.
Усовершенствован и правовой механизм выявления и пресечения ценовых и тарифных сговоров, в том числе на торгах и закупках государственного и квазигосударственного секторов. Министр отметил, что на практике встречаются различные варианты сговора на торгах: создание видимости конкуренции, отзыв предложения, договоренность подавать предложения, но побеждать по очереди, раздел рынка, сговор с заказчиком.
"В этой связи разработан ряд поправок в законодательные акты, предусматривающие: определение антиконкурентных требований к закупкам и торгам, введение административной ответственности за нарушение антиконкурентных требований к закупкам и торгам, внедрение механизма осуществления антимонопольным органом мониторинга проведения торгов на предмет соблюдения законодательства в области защиты конкуренции, усиление полномочий антимонопольного органа при проведении антимонопольных расследований", – пояснил он, добавив, что законопроект уже находится на рассмотрении мажилиса парламента.
Ведется работа и по сокращению доли государства в экономике страны. Президентом поставлена задача к 2020 году сократить присутствие госсектора до не более 15% ВВП. Работа здесь ведется по двум направлениям – приватизация госпредприятий и сокращение видов деятельности с госучастием. Сегодня количество видов деятельности, разрешенных для предприятий с госучастием, составляет 351. И анализ этих видов деятельности продолжается. Впрочем, министр заметил, что защищать конкуренцию приходится и непосредственно в самой бизнес-среде. Так, количество завершенных антимонопольным органом расследований в 2017 году составило 212, из них 187 расследований завершены с выявлением нарушений в области защиты конкуренции (88%). Размер взысканных административных штрафов за прошлый год составил 1,32 миллиарда тенге, монопольный доход – 552,3 миллиона тенге.
К примеру, был доказан картель на рынке услуг хранения и транспортировки лекарственных средств и изделий медицинского назначения между несколькими компаниями. По результатам разбирательства взыскано порядка 500 миллионов тенге в доход государства (административный штраф и монопольный доход). На рынке розничной реализации ГСМ за 2016-2017 годы в отношении 47 субъектов рынка ГСМ установлен факт согласованных действий по повышению цен и наложен штраф с учетом монопольного дохода на сумму 960 миллионов тенге.
"В настоящее время проводится 81 расследование нарушений законодательства в области защиты конкуренции, в частности на первичном и вторичном оптовом и розничном рынках угля, на рынке розничной реализации ГСМ", – отметил г-н Сулейменов.
Вместе с тем у бизнес-сообщества есть свои замечания. Глава национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов заметил, что, несмотря на большую проделанную правительством работу, определенные пробелы еще остаются. К примеру, статья 192 Предпринимательского кодекса "дает все основания по созданию с участием государства предприятий".
"На наш взгляд, две сферы из них – это, бесспорно, обороноспособность и национальная безопасность, где государство должно без всякого согласования это делать. По остальным, мы считаем, можно было бы делать с учетом анализа рынка", – считает он.
Глава Нацпалаты предложил применять в этой сфере опыт ОЭСР и создавать согласительную комиссию с привлечением независимых экспертов и бизнес-сообщества при принятии решений о создании того или иного предприятия с госучастием. Такой подход стал бы "дополнительным фильтром по созданию или ограничению конкуренции".
При этом глава НПП обратил внимание на еще одну важную составляющую – ответственность самих госорганов за нарушение законодательства о конкуренции.
"Чтобы за такие же нарушения была зеркальная ответственность государственных органов за вмешательство в предпринимательскую деятельность. А такие факты в ходе разбирательств мы видели. Допустим, по "Казцинку" и "Казахмысу" было вмешательство уполномоченного органа, который цену серной кислоты устанавливал. Или же были факты, когда акимат устанавливал по отпуску сжиженного газа. И мы хотели бы, чтобы КРЕМиЗК более строже относился к нарушениям со стороны госорганов", – подчеркнул г-н Мырзахметов.
Ирина Севостьянова