/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 27 966,50 Hang Seng 26 910,80
РТС 1 463,23 FTSE 100 7 103,51
KASE 2 336,94 Золото 1 652,60
Отвоеванные миллиарды

Отвоеванные миллиарды

В палате предпринимателей Актюбинской области в 2019 году бизнесменам помогли защитить имущественные права на сумму более 3 млрд тенге.

31 Январь 2020 13:25 2869

Отвоеванные миллиарды

Автор:

Семен Данилов

Заместитель директора по правовым вопросам РПП Руслан Куйшинов в интервью inbusiness.kz рассказал, с какими проблемами чаще всего бизнесмены обращаются в Региональную палату предпринимателей и насколько эффективно они решаются.  

Руслан, расскажите, сколько в прошлом году к вам, в РПП, поступило жалоб и обращений?

– От актюбинских предпринимателей в 2019 году поступило 177 обращений по вопросам защиты бизнеса. 126 из них были решены положительно.

Если сравнить с предыдущими годами?

– Общее количество поступивших за 2014 год в РПП обращений по линии защиты бизнеса составляло 173, в 2015 году – 270, в 2016 году – 340, в 2017 году – 396, в 2018 году – 281 обращение. В этом году, как я говорил, 177 обращений. По сравнению с 2017 годом идет динамика снижения обращений, при этом увеличивается решаемость проблем. Если в 2018 году около 60% вопросов было решено положительно (164 из 281), то за прошлый год мы решили в пользу предпринимателей свыше 70% (126 из 177).  

Вообще, я хочу сказать, на сегодняшний день защита прав предпринимателей – один из наиболее успешных участков деятельности Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и Палаты предпринимателей Актюбинской области.

А что касается имущественных прав?

– Защищены имущественные права 17 субъектов предпринимательской деятельности на общую сумму свыше 3 млрд тенге.

С какими вопросами и жалобами к вам чаще всего обращаются предприниматели?

– Наибольшее количество жалоб поступает по вопросам земельных отношений и архитектуры, налогообложения, субсидий, закупок и взаимоотношения с местными исполнительными органами. 

При РПП создан Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Его роль в решении вопросов?

– На совете рассматриваются наиболее острые проблемы. В прошлом году прошло 12 заседаний. Из них одно выездное заседание состоялось в Мартукском районе (приграничном с РФ) с участием бизнес-омбудсмена Оренбургской области Виктора Коршунова. Потому что одним из проблемных вопросов для предпринимателей приграничных областей – Актюбинской и Оренбургской – является автопереход государственной границы между РК (пункт пропуска «Жайсан») и РФ (пункт пропуска «Сагарчин»), который занимает по времени до 10 часов. Если с казахстанской стороны на пограничном переходе действует многополосность пропуска (отдельные полосы для маршрутных автобусов, легковых авто, большегрузного транспорта), то на российской стороне весь автотранспорт стоит в одной очереди. И этот вопрос уже подняли на самом высоком уровне. В ноябре прошлого года в Омске на форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России проблему перед президентами двух стран озвучил министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

На заседаниях, которые проводятся ежемесячно, члены совета обсуждают пути решения конкретных ситуаций, связанных с ущемлением законных интересов субъектов бизнеса, с участием самих предпринимателей и должностных лиц уполномоченных госорганов. Представители бизнес-сообщества на этой площадке имеют возможность обратиться к чиновникам напрямую, задать им конкретные вопросы по своей проблеме. В конце каждого заседания совета его участники принимают резолюции, на основе которых региональная палата делает соответствующие шаги для защиты того или иного предпринимателя и решения имеющихся системных проблем.  

Как давно существует совет?

– Совет по защите прав предпринимателей Актюбинской области осуществляет свою деятельность с 2014 года. В его состав входят представители бизнес-сообщества региона, партийных организаций Nur Otan, «Ақ Жол»), представители МИО, государственных и надзорных органов.

Сколько всего острых вопросов рассмотрено в прошлом году?  

– 46 вопросов, рассмотренных в ходе 12 заседаний совета. Из них 35 нашли положительное решение (в 2018 году прошло 11 заседаний, рассмотрено 22 вопроса, из которых положительно решено 17). Палатой выявлено 24 административных барьера в сферах: налоговой, таможенной, архитектуры и градостроительства, земельной и других. Из них девять регионального и 15 республиканского уровня.

За нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности девять госслужащих привлечены к различным видам ответственности.

Приведите несколько примеров, пожалуйста.

– В феврале прошлого года в Региональную палату предпринимателей поступили обращения от двух крестьянских хозяйств Айтекебийского и Алгинского районов. Фермеры пожаловались на волокиту в работе полицейских по раскрытию краж скота. Как утверждали руководители хозяйств, несмотря на длительный срок ведения расследования по их заявлениям, кражи остаются нераскрытыми.

Работу полицейских рассмотрели на Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, а материалы направили в прокуратуру. По итогам принятых мер приказом начальника ДВД Актюбинской области заместителю начальника СО ОВД Айтекебийского района и следователю СУ ДП Актюбинской области был объявлен строгий выговор, следователю СО Алгинского района ОВД Актюбинской области объявлен выговор.

Еще одну проверку по следам заседания совета провели в прокуратуре области на предмет законности действий госслужащих Алгинского района. Вопрос касался проведенных конкурсов МИО на предоставление права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства за пять месяцев 2019 года.

На основании письма прокуратуры Актюбинской области управлением по контролю за использованием и охраной земель Актюбинской области была проведена внеплановая проверка в отношении Алгинского районного отдела земельных отношений на предмет соблюдения норм земельного законодательства.

По результатам внеплановой проверки подтверждены нарушения, отраженные в справке Региональной палаты предпринимателей, а также выявлен ряд других нарушений норм ст. 43-1 Земельного кодекса Республики Казахстан. Итоги проверки были направлены акиму Алгинского района для принятия мер по устранению, недопущению впредь и решения вопроса о дисциплинарной ответственности должностных лиц. В итоге в отношении главного специалиста Алгинского районного отдела земельных отношений приказом акима района были приняты меры дисциплинарного характера в виде замечания.

Положительное решение в сфере земельных отношений нашло обращение ИП Наурызбаева С. А. Членами Совета по защите прав предпринимателей было рекомендовано отделу земельных отношений, архитектуры и градостроительства г. Актобе вынести на рассмотрение земельной комиссии вопрос по предоставлению земельных участков, на которых расположены объекты и сооружения индивидуального предпринимателя. Вопрос был решен положительно, земельные участки ИП Наурызбаеву С. А. предоставлены.   

С 2018 года проводятся квест-сессии. Две прошли в этом году. Какие результаты они дали?

– Квест-сессии, как новый формат обсуждения проблем, зарекомендовали себя довольно эффективно. В минувшем году провели две сессии с участием заместителей акима области, субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц госорганов.

Кроме того, в июльской квест-сессии приняли участие представители РФ: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктор Коршунов и общественный омбудсмен в сфере коммуникативных технологий и СМИ Андрей Саблин. В ходе заседания должностным лицам предприниматели задали 26 вопросов, 22 из которых решены положительно.

Квест-сессия предполагает неформальную встречу. Главной целью мероприятия такого формата является выявление административных барьеров, возникающих у субъектов бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности, повышение их правовой грамотности, оказание содействия в правовом обеспечении и информационном сопровождении бизнеса.

Спасибо за интервью!

Семён Данилов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Какие законы в Казахстане готовят для предпринимателей

В НПП «Атамекен» рассказали, как это отразится на бизнесе.

20 Февраль 2020 10:38 504

Какие законы в Казахстане готовят для предпринимателей

Снижение порога на учет по НДС, исключение из вычетов товаров без ЭСФ и другие проблемы налогообложения МСБ, которые поднимались в рамках первого заседания регионального совета Палаты предпринимателей, председатель регионального совета НПП «Атамекен» Алматы Максим Барышев обсудил с корреспондентом inbusiness.kz.

Первый важный вопрос, который затронул Максим Барышев, – сокращение суммы оборота бизнеса при постановке на учет по НДС. Согласно законодательной инициативе, предусмотрено снижение порога для постановки на учет по НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП (то есть с 79,5 млн тенге до 53 млн тенге). Председатель регионального совета отметил, что у малого бизнеса нет зачетного НДС, и после освобождения от налогов в размере 3% (подоходного и социального) они обязаны будут платить 12% НДС, что значительно увеличит их налоговую нагрузку.

«В эту разницу попадает около 20 тысяч действующих субъектов малого бизнеса, не имеющих зачетной стороны НДС. Платить 12% с продаж – это колоссальная сумма. Этот процент может быть всей прибылью бизнесмена. Вдобавок к этому предпринимателям придется брать в штат бухгалтеров для ведения учета, выписки ЭСФ и составления налоговой отчетности. Поэтому мы против этой нормы», – сказал собеседник.

Второй вопрос – истечение срока исковой давности по налоговым спорам. В связи с чем в Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года предусмотрели срок исковой давности три года с введением с 1 января 2020 года. Но у комитета государственных доходов иное мнение о сроках.

«КГД считает, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности будет составлять пять лет. Мы отправили письмо в министерство национальной экономики, чтобы устранить неточность, и добились того, что срок исковой давности следует считать три года, а именно 2017, 2018, 2019 годы», – отмечает Максим Барышев.

Третий важный вопрос, который отметил председатель регионального совета, – обсуждение законодательной инициативы по исключению из вычетов с 1 января 2018 года расходов, не подтвержденных электронными счетами-фактурами.

«Приведу пример. Электронные счета-фактуры (ЭСФ) – это не первичная документация. Когда совершается сделка, она документируется первичной документацией. На основе нее выписывается ЭСФ, подтверждающий создание сделки. ЭСФ непосредственно помещается в систему комитета государственных доходов. КГД видит все сделки плательщиков НДС. Это сделано для того, чтобы некоторые плательщики возвращали НДС за товар, который они продают за границу, и по цепочке ЭСФ отслеживаются полностью все товары, работы и услуги, которые это крупное предприятие купило. Для того чтобы вернуть из бюджета НДС, оно должно подтвердить не только первую линию своих продавцов (у кого купило), но и продавшая сторона также должна подтвердить у своих контрагентов, что услуги были куплены с НДС», – объясняет собеседник.

То есть из вычетов предлагается исключить все приобретенные товары и услуги, на которые не был выставлен ЭСФ: приобретения у малого и среднего бизнеса – неплательщиков НДС; приобретения у нерезидентов; расходы на иные товары, работы и услуги, по которым либо законодательно не предусматривается выписка ЭСФ по НДС в электронном виде, либо ЭСФ по НДС выписан с ошибкой.

«Как это будет выглядеть на практике: ТОО покупает товар за 1000 тенге (без ЭСФ) и продает его за 1200 тенге (20% торговая наценка) при этом согласно действующему законодательству ТОО оплачивает налог КПН 20% от разницы 1200-1000 = 200 тенге. КПН 200*20% = 40 тенге. Предлагаемые изменения гласят, что, если товар приобретен без ЭСФ, надо обложить всю сумму 1200 тенге налогом КПН 1200*20% = 240 тенге. Получится, что налог будет больше, чем торговая наценка. Это однозначно может привести к банкротству», – сказал он.

Новые правила могут привести к тому, что бизнес будет работать в убыток. Бизнесмены, работающие по упрощенной системе, не смогут работать с крупными или средними предпринимателями, плательщиками НДС. Предполагаемая норма ухудшит положение малого бизнеса, у которого нет обязательств выписывать ЭСФ, так как компании, работающие на общеустановленном режиме, будут вынуждены игнорировать их в своей предпринимательской деятельности. Кроме того, отсутствие возможности отнесения на вычеты по договорам с нерезидентами (так как нерезиденты не смогут выписать ЭСФ) также отрицательно скажется на бизнесе.  По мнению Максима Барышева, компаниям, привозящим товар из-за границы, остается работать с розницей. А те, кто не выписывает ЭСФ, останутся за бортом.

«Еще одна категория затрат – это работа с частными лицами. Например, фрилансеры получают доход с нескольких изданий по договору гражданско-правового характера. Естественно, такие люди ЭСФ никак не будут выписывать. Это сложно, и частные лица даже не смогут в структуре ЭСФ зарегистрироваться. А по нашему законодательству сейчас издательство платит за этих людей пенсионку и индивидуальный подоходный налог (ИПН) по договору гражданско-правового характера (ГПХ). В итоге оно платит 20% налогов на них, но не может взять на вычет эти расходы. Этих сумм как будто и не было. Это толкает платить зарплаты в черную. Итого государство сразу недополучит пенсионные и ИПН от фрилансеров», – пояснил Максим Барышев.

НПП «Атамекен» направила письма в акимат города, министерство национальной экономики РК и министерство финансов РК о мнении бизнеса Алматы по данным вопросам.

Мария Галушко

Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

Практически все жалобы малого бизнеса сводятся к тому, что ответственность и ограничения касаются только их. Квазигосударственный сектор, чиновники и недропользователи зачастую играют по своим правилам.

13 Февраль 2020 13:23 2871

Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

В конце прошлого года завершилась дорожная карта бизнеса – 2020, и теперь с некоторыми изменениями государственная программа перешла на следующую пятилетку. А потому под патронажем фонда «Даму» и Палаты предпринимателей «Атамекен» проходят собрания, где бизнесменам рассказывают о новинках программы и пытаются наладить обратную связь с местными дельцами. Одна из таких встреч прошла в Павлодаре.

Бюрократия мешает получить грант

Например, изменения коснулись выдачи грантов предпринимателям. Если раньше максимальная сумма гранта составляла 3 млн тенге, то теперь эту сумму увеличили до 5 млн.

На бумаге все выглядит замечательно, однако на деле у предпринимателей много вопросов к этой процедуре. К примеру, бизнесмены жалуются, что местное управление предпринимательства и торговли опубликовало анонс о выдаче грантов только в начале февраля. В то время как всем потенциальным соискателям гранта требуется пройти обучение и получить специальный сертификат. Само обучение «основам бизнеса» длится около месяца, а потому физически невозможно подать заявку до 17 февраля. К слову, подобные жалобы публиковались даже на странице акима Павлодарской области в социальных сетях.

Комментарий с просьбой решить проблему в Instagram акима Павлодарской области Абылкаира Скакова

По словам представителей фонда «Даму», те, кто не успел подать заявку сейчас, могут это сделать во втором полугодии. Выдавать гранты будут два раза в году – в каждом из полугодий. Поэтому сейчас у них есть время заблаговременно пройти необходимые курсы и основательно подготовиться.

Главное условие для проектов, претендующих на получение гранта, – это их новизна. Члены комиссии в первую очередь будут обращаться внимание именно на инновационность бизнес-идеи. А потому у полезного мобильного приложения априори будет преимущество в сравнении с условным производством мыла. И здесь нужно учитывать, что из-за элементарного оповещения, точнее его отсутствия, предприниматели теряют полгода.

Еще одна жалоба предпринимателей касалась непосредственного приема документов. По словам одного из выступающих, у него отказались принимать документы в электронном виде. В то время как по всей стране вводят различные новые цифровые услуги, в данном случае документы просят в бумажном виде. Что автоматически ставит под сомнение прозрачность всей процедуры, потому как «нужная» бумажка всегда может затеряться.

Гарантии ничего не гарантируют

Много вопросов у предпринимателей по гарантированию, еще одному направления программы «Дорожная карта бизнеса – 2025». Оказывается, банки второго уровня далеко не всегда принимают гарантии фонда «Даму» в полном объеме. По словам одного из предпринимателей, с августа прошлого года он пытается взять кредит в одном из банков. Проблема в том, что финансовое учреждение приняло гарантии фонда только в размере 100 тыс. тенге вместо привычных 50% от общего объема займа. Параллельно с этим банк потребовал от бизнесмена залогов на 30 млн тенге, притом что он претендовал на кредит в размере 8-10 млн тенге.

«В конце концов, я от этого банка ушел. Но они потратили мои четыре месяца. Каждый день какая-то беготня, макулатуру только собираю. В другой банк пришел – та же история. Как определить, в каком банке принимают ваши гарантии?» – возмутился один из предпринимателей.

Как отметил Рустам Касимов, заместитель директора павлодарского филиала фонда «Даму», с одной стороны, все банки второго уровня гарантии фонда принимают, однако параллельно с этим у каждого финансового учреждения существует собственная залоговая политика. Фонд же работает в соответствии с невмешательством во внутренние процедуры банков. А потому сказать, что банк должен принять гарантии в размере 45% или 50% от суммы займа, они не могут.

Всего в 2020 году в Павлодарской области по государственной программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» выделено 3,7 миллиарда тенге, что на 50% больше бюджета прошлого года. Государственная программа действует по четырем направлениям. Из них на субсидирование предусмотрено 2,13 миллиарда тенге, на подведение инфраструктуры – 1,3 миллиарда тенге, гарантирование – 150 миллионов тенге и 83 миллиона будут направлены на государственные гранты.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: