Китайское направление считается одним из самых перспективных для экспорта казахстанской сельхозпродукции. На протяжении как минимум последних десяти лет о возможном выходе на рынок Китая говорилось многое, фактическое же продвижение продукции и реальный экспорт начались лишь сейчас, пусть пока и в не самых больших объемах.
Однако сельхозпроизводители сами изучают экспортные рынки. Сейчас о китайском направлении всерьез думают отечественные овощеводы. По словам председателя Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрата Бисетаева, на ближайшие годы поставлена задача завоевать три внешних рынка.
"Мы ставим себе задачу выхода на внешний рынок. Это не только потому, что у нас есть возможности по расширению, это еще и потому что есть спрос на внешних рынках. Мы для себя на ближайшие годы определили три рынка, которые, считаем, мы должны отработать. Это российский рынок, рынок Китая и рынок Узбекистана. Они для нас достаточно перспективны", – рассказал он abctv.kz.
Если на рынки России в приграничные регионы казахстанский картофель экспортировался давно, то на рынок Узбекистана поставки уже начались (в прошлом году на экспорт было отправлено 70 тысяч тонн картофеля). Рынок Китая лишь предстоит освоить, но его перспективы намного шире – туда овощеводы готовы направлять традиционный "борщевой набор" (картофель, морковь, свеклу, капусту). В целом ставится задача за пять лет выйти на экспорт порядка 350-400 тысяч тонн картофеля по всем трем рынкам. По остальным видам овощей цифры пока не называются.
При этом глава союза уверен, что обеспечить этот объем сельхозпроизводители сумеют достаточно быстро, главное, чтобы был гарантированный рынок сбыта.
"Мы сегодня производим картофеля и овощей ровно столько, сколько мы по нашим предположениям можем продать. А возможности наши больше, каждый из нас может нарастить объем, кто-то на 10%, кто-то на 50%. Если будет гарантированный сбыт. Мы работаем в условиях такого ярко выраженного рынка, когда спрос определяет предложение", – объясняет господин Бисетаев.
Однако пока о конкретных контрактах говорить не приходится. Китайские компании проявляют интерес к казахстанским овощам, более того, они относят наш картофель к списку экологически чистых. Но, прежде чем начать поставки, нужно решить массу системных вопросов.
"Первый вопрос – это логистика. Потому что картофель по своей стоимости очень чувствителен к большим перевозкам. Поэтому интересует логистика, их внутренняя система разрешений на ввоз. Сегодня ситуация такая складывается, что мы в Китае должны найти конкретного покупателя, который заинтересован в нашем картофеле. Когда найдется такой покупатель, он должен инициировать в своих государственных службах этот интерес. Тогда он инициирует, чтобы их внутренние службы контроля выезжали к нам, смотрели наши посадки, земли, технологии и давали добро. Эта процедура нам еще предстоит, мы сейчас на первом этапе продвижения", – объясняет глава союза.
Фермеры прямо признаются: для продвижения и продажи продукции им необходим посредник, который будет заниматься транспортировкой и продажами. В качестве основного кандидата на роль такого посредника рассматривается Продовольственная контрактная корпорация, которая должна стать единым экспортным центром по продвижению продукции казахстанского сельского хозяйства на внешние рынки.
Ирина Севостьянова