/img/tv1.svg
RU KZ
Ожившие трамваи, или что такое «Кошкармюйизм»

Ожившие трамваи, или что такое «Кошкармюйизм»

В Алматы стартовал ежегодный фестиваль современного искусства Arbat Fest, организованный общественным объединением «Евразийский культурный Альянс». 

19:19 07 Сентябрь 2016 2004

Ожившие трамваи, или что такое «Кошкармюйизм»

Автор:

Светлана Умыргалеева

Обновленный формат стал настоящим сюрпризом для горожан и гостей южной столицы. Сменив привычные локации, фестиваль предпринял ряд «интервенций» в пространство города, «захватив» Ботанический сад, Трамвайное депо, Esentai Gallery и галерею Tengri Umai.

В Public art программе фестиваля заявлена серия казахстанских и зарубежных перфомансов и хэппенингов, которые будут доступны для обозрения до конца сентября. Это ряд проектов, объединенных общей концепцией, идеей City in motion, целью которой является живое и непосредственное взаимодействие художника с окружающей действительностью, которое заставляет прийти в движение урбанистический пейзаж. 

Выставка молодых художников

Один из главных проектов Arbat Fest 7 – школа художественного жеста – стартовал за три месяца до фестиваля. Более 60 слушателей из разных стран прошли обучение, прослушав 15 лекций и побывав на трех мастер-классах. Результаты проекта, представленные в рамках выставки молодых художников, локацией которой выбрано трамвайное депо – сегодня уже часть истории Алматы.

«Мы задумали не просто сделать выставку, которая обозначит новые персоналии в искусстве, но создать образовательный проект, который будет развиваться вместе с молодыми художниками. В лекционном модуле лекции читали современные маститые, известные во всем мире художники из Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Берлина, Киргизии. Проект «Набег» был посвящен первичному освоению пространства трамвайного депо, в котором царила полная разруха и разорение, а мы попытались выстроить диалог с этим пространством за один день. Две недели мы посвятили работе по приведению объектов в выставочный формат. Само помещение напоминает сегодня полуразрушенный храм, являясь объектом искусства, поэтому очень сложно было произвести туда интервенцию, но мы это сделали», - отметила куратор школы художественного жеста Юлия Сорокина.

Место выставки было выбрано неслучайно. Арт-объекты и перфомансы на фоне заброшенного помещения трамвайного депо выглядят символично. Благодаря особой атмосфере, творения молодых художников воспринимаются органичной частью пространства. В творческий процесс были вовлечены все найденные вещи, начиная со старых рельсов и лампочек, заканчивая детской обувью и кухонной утварью, которой пользовались работники депо. Гости выставки озадаченно молчали, пытаясь вникнуть в смысл «посланий» Анвара Мусрепова, Яны Малиновской, Даны Молжигит, Вальдемара Татарчука, Сергея Касича, Славы Птрк. Разыгравшейся фантазией творцов трамваи как главный объект внимания превратились в художественные инсталляции. Ностальгические ноты вечера развеяла музыка, и под конец все с удовольствием танцевали под ритмы Майкла Джексона и Принса. В этот вечер в заброшенное депо, пусть ненадолго, вернулась жизнь. Впрочем, всегда есть надежда на продолжение арт-истории.    

«Симбиоз»

Такого искусства, считают организаторы, еще не было в Казахстане. В силу особенности формата оно «экологичное» и «природолюбивое». Убедиться в этом смогли все побывавшие на городском пикнике в честь открытия выставки «Симбиоз», совместив приятное с полезным – отдых на природе и общение с искусством. Организаторы «городского пикника» предусмотрели Chill out зону с ди-джеями, интерактивными развлечениями и подвижными играми, а также детскую зону, в которой проходили детские мастер-классы, развлечения и образовательные активности. И все же главная роль в действе отводилась перфомансам и арт-объектам.

В «Паутине» Сауле Дюсенбиной – перевязанных красной нитью группе деревьев - легко угадывался образ виртуальной сети, которая связывает пространство. Французский художник Кристоф Душе создал удивительное творение – «хижину-животное» из дерева и белой ткани, очертаниями напоминающее белку и вызывающее в памяти детские домики, построенные из подручных средств. Это послание - некий вопрос, насколько человек един с природой, насколько перспективны эти отношения? Сауле Сулейменова представила работу в новом для себя направлении «целлофановая живопись». Пейзаж, размещенный на фоне тропинки, создан из целлофановых пакетов в жанре художественного ресайклинга – это экологичное направление в искусстве. И подобных «посланий» в экспозиции в общей сложности 30, поэтому нужно быть готовым к тому, что на знакомство потребуется немало времени. Проект был успешно реализован в результате сотрудничества художников и ученых Ботанического сада.

«Это уникальный проект, - рассказывает куратор выставки Яна Малиновская, он демонстрирует открытое отношение природной территории к современному искусству. «Симбиоз» - это ботаническая и биологическая тема, которую мы выбрали как некий спор с официальной теорией видов. Симбиоз – это не слияние, но сотрудничество и уважительное взаимодействие противоположностей, нуждающихся друг в друге. Рождаясь из взаимодействия двух различий, симбиоз содержит в себе громадный потенциал возможностей. Территория Ботанического сада – пространства, находящегося в длительных симбиотических отношениях с городом, вдохновила нас на изучение этого процесса. Мы определяем нашу интервенцию, как научную лабораторию, потому что для художника каждый объект и инсталляция – это исследовательская работа. Художники сами выбирали место, в котором их высказывание будет наиболее оптимальным и звучным. Замечательно, что Arbat Fest, занимаясь Public art, исследует новое для себя пространство, потому что land art и экологический art - подразделения Public art, которые только развиваются. И тема экологичного искусства актуальна в Европе так же, как и здесь.  Все арт-объекты щадящие, созданы из натуральных материалов».

Выставочный марафон

В рамках Arbat Fest 7 выставочный марафон продолжили персональные выставки Ольги Кройтор в ГМИ им. Кастеева, Владимира Потапова в галерее «Тенгри Умай» и Куаныша Базаргалиева в Esentai Gallery. Московский художник Владимир Потапов, работающий в жанре современной живописи, представил в галерее «Тенгри Умай» серию работ «Внутри».

Интересна предыстория проекта. Однажды художник заметил глубину отслаивающейся краски на старой детской площадке и применил эту технику к картине, вырезав из этих слоев изображение. Эксперименты продолжились, художник надстраивал слои с чистой деревянной основы, воспринимая процесс как игру в прятки. Главная интрига была в непредсказуемости: «Если классический подход в создании изображения контролируется художником и в какой-то мере является его ни больше, ни меньше автопортретом, в моем случае есть непредсказуемость – невозможность просчитать ход наперед, необходимость соотносить каждый новый слой с ранее открытым. Для меня это как игра в шахматы со случайностью, как попытка укротить хаос, очертив его границы и придав ему фигуративные очертания».

Персональная выставка Куаныша Базаргалиева интригует посетителей, предлагая цикл «Кошкармюйизм и прочее», представляющий собой «изображения разнообразных культурных, религиозных и политических символов, наложенных на самый характерный элемент казахского орнамента. Будучи человеком с незаурядным чувством юмора, Куаныш Базаргалиев сделал цикл-обманку, своего рода историю мировой живописи на казахский лад.

Ежегодный международный фестиваль современного искусства Arbat Fest продолжит работу, в течение месяца можно будет познакомиться с выставочными экспозициями, творчеством молодых многообещающих художников.
Светлана Умыргалеева