"Пандемия очень сильно опустила планку сервиса" – рестораторы

7361

Бизнес в сфере общественного питания задумался: "Где брать кадры?"

"Пандемия очень сильно опустила планку сервиса" – рестораторы

Из-за ограничительных мер, действовавших в пандемию, в первую очередь серьезно пострадала сфера общественного питания. Сегодня хоть и принято решение о поэтапном снятии ограничений и бизнес может вздохнуть свободно, появились другие более острые проблемы, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Работать некому

Пандемия существенно ударила по профессиональным кадрам, которые трудились в сфере общепита. Устав ждать, когда будет дано добро на нормальную работу, специалисты ушли в другие сферы. И сегодня перед рестораторами стоит насущный вопрос: "Где брать кадры?".

"Еще до пандемии ситуация с сервисом в Костанайской области по многим причинам была тяжелой. Впервые остро мы почувствовали дефицит кадров еще в 1996-1997 годах. Когда все начали массово открывать объекты общепита, считая этот бизнес одним из самых легких. И тогда мы столкнулись с огромной кадровой проблемой. Сфера качественной подготовки развалилась, и пришлось искать специалистов. Тогда мы обратились в Центр занятости и предложили пилотный проект по обучению на своей базе официантов, барменов, администраторов и поваров. На тот момент у меня был специалист с 25-летним стажем, которая работала в системе учебных комбинатов в Украине. Мы привлекли ее в пилотный проект. За три месяца обучили 80 человек, оставили часть специалистов себе, остальных распределили по объектам. Это был удачный опыт, но пилотный проект не закрепился. А сейчас проблема опять назрела. Пандемия очень сильно опустила планку сервиса. Сегодня в большинстве ресторанов поварами и официантами работают люди без специального образования", – отметила ресторатор Галина Шнайдер.

Как удержать кадры?

Владельцы объектов общепита утверждают, что уже не секрет, что почти 90% студентов, получив образование за счет бюджета, в профессию не идут. Большой пользы нет и от курсов переподготовки, которые проводятся на базе учебных заведений. Многие идут туда не для того, чтобы получить знания и новую специальность, а взять дотации от государства. И лишь единицы, окончив курсы по определенной специальности, трудоустраиваются по полученной профессии. Солидарны с рестораторами и представители профильных учебных заведений: молодежь идет в колледжи, чтобы получить диплом.

"Сейчас от минобразования нам дали больше академической свободы, и мы уже можем согласовывать и адаптировать учебные планы с нашими социальными партнерами под потребности региона. Но в то же время у нас есть план приема абитуриентов, который ежегодно утверждается областным акиматом. И если в этом году выпускается пять групп по организации питания – это более 100 человек, то на следующий учебный год будет всего две группы – это 50 человек. Только в Костанае специалистов общепита готовят в 3 колледжах, но потребность в кадрах превышает предложение", – рассказала директор Костанайского колледжа сферы обслуживания Дина Жанарстанова.

Для того чтобы решить вопрос, костанайцы предлагали министерству образования закрепить для выпускников колледжей, обучавшихся на бюджетной основе, обязательную отработку по специальности. Как это сделано для выпускников вузов. Но пока предложение не одобрено. 

Варианты решения

"Сегодня действительно остро стоит вопрос с кадрами и компетентности имеющихся специалистов. В ходе анализа ситуации у нас сформировалось такое видение, что подходы к обучению в сфере общепита и туризма имеют некоторую окостенелость, отсутствуют новые методики обучения. Сегодня можно спросить у любого ресторатора, как у него обстоит ситуация с кадрами, он ответит, что, вместо того чтобы развивать и улучшать свой бизнес, он думает, кто у него завтра выйдет на смену", – пояснил руководитель сети ресторанов Расул Джумабеков.

Предприниматель уже открыл школу сервиса и гостеприимства и  предлагает обучение слушателей профессии "официант". В учебном плане 20 часов теории, 28 – практики. Конечно, выдать такая школа может только сертификат о прохождении обучения, но зато обучившиеся уже будут владеть необходимыми навыками для работы.

Кроме того, по утверждению рестораторов, на рынке труда сегодня сложилась такая ситуация, что будущие сотрудники, даже не имея опыта работы, требуют хорошую зарплату.

"Нам приходится идти на их условия, потому что их три желающих, а нас, рестораторов, нуждающихся в кадрах, 33. И мы берем на работу даже тех, кого коллеги внесли в так называемый черный список, надеясь, что у нас все получится. Но не всегда наши надежды оправдываются. И бизнес погибает, потому что владелец не может таким кадровым составом предложить посетителям нужный сервис", – добавила Галина Шнайдер.

 Таисия Колевид, Костанай

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться