/img/tv1.svg
RU KZ
Парламент, откройся!

Парламент, откройся!

На открытии парламентской сессии президент поручил повысить прозрачность работы депутатского корпуса.

18:55 01 Сентябрь 2016 1563

Парламент, откройся!

Автор:

Лилия Ахметова

Фото: inform.kz

1 сентября - это не только день знаний, но и своеобразное начало нового "политического сезона". В этот день президент открывает очередную парламентскую сессию и на совместном заседании палат парламента дает старт новому "политическому году".

Если посмотреть на депутатов в кулуарах перед началом заседания, они чем-то напоминают школьников на торжественной линейке - все официально-нарядные, кажется, что даже строгие деловые костюмы в этот день по особенному строгие; все радостно приветствуют друг друга, обмениваются впечатлениями от летних каникул и рабочих поездок в регионы; первые в новом сезоне интервью журналистам. Для парламента 1 сентября - тоже день особенный.

Согласно Конституции страны, парламентскую сессию открывает президент. Традиционно Нурсултан Назарбаев выступает с речью, обращенной к парламенту и правительству, в которой определяет приоритетные задачи для ветвей власти. На открытии второй сессии парламента VI созыва выступление президента было недолгим, но емким, и касалось в первую очередь качества работы представительной и исполнительной ветвей власти и ее понятности для граждан страны.

"Парламенту предстоит продолжить традиции конструктивной совместной работы с правительством для того, чтобы создать законодательную базу. По всем вопросам разработки, принятия новых законов надо вести тесное, слаженное взаимодействие с правительством, и при этом законы должны быть тщательно проработаны. По-моему, плохой опыт прошедшего времени нам должен говорить о том, что надо уметь разъяснять законы сначала, а не сделать неизвестное никому новшество для всего народа, принятый закон. Особенно важно усиливать роль депутатов сената и мажилиса в доступном разъяснении людям, целей и задач нового законодательства. На самом деле, если любой закон взять и посмотреть, он нацелен на то, чтобы решить какой-то важный вопрос для людей для народа. Но это не доводится до конца. Вы не думайте, что все сидят перед телевизором, читают газеты, и у них много забот дома, каждый день они в работе. А вот по-человечески разъяснить простыми словами, для чего это принимается и что нужно делать, вот этого нам не хватает. Прежде всего, акцентировать надо внимание граждан на их позитивный экономический, социальный эффект, пользу для развития бизнеса, повышения благосостояния широких слоев населения. На самом деле все законы таковы", - заявил Назарбаев.

Позитивный эффект должна дать реализация антикризисного плана действий правительства, Плана нации "100 конкретных шагов", направленных на развитие экономики, политическую модернизацию и увеличение благосостояния казахстанцев. Президент сообщил, что на ожидаемом в первой декаде сентября расширенном заседании правительства он сам предложил новый пакет мер "для поддержки занятости и повышения доходов нашего населения, то есть новые средства для того, чтобы нам дать дышать экономике и развиваться, чтобы нашими банками началось кредитование, на местах расширить возможности". Однако раскрывать сейчас суть этих мер не стал.

Парламенту же президент поручил сосредоточиться на вопросах безопасности, поскольку именно "укрепление законодательных основ безопасности страны встало на первый план сегодня". "Казахстан, как и практически все страны мира, столкнулся с прямой террористической угрозой, в результате террористических атак в Актобе и Алматы погибли национальные гвардейцы, полицейские, ни в чем не повинные граждане. (...) Нам надо решительно принимать законодательные и правоохранительные меры противодействия этим делам", - подчеркнул президент.

Он пояснил, что по его поручению правительство в ближайшее время внесет в парламент семь законопроектов по вопросам противодействия экстремизму, терроризму, контрразведывательной деятельности, дактилоскопической и геномной регистрации, пробации, укрепления информационной безопасности страны. "Мы будем разрабатывать эти законы и будем предлагать депутатам для принятия ради безопасности нашей страны. Несмотря на всякие там дела, как будто мы что-то нарушаем. Самое главное - сохранить безопасность, стабильность в обществе, и люби бы спокойно работали. Прошу депутатов очень серьезно отнестись к этим предложениям и до конца этого года решить эти вопросы", - обратился Назарбаев к депутатам.

Отдельный пакет законопроектов будет направлен на законодательное обеспечение проводимых институциональных реформ в рамках Плана нации. По мнению президента, здесь важное значение будут иметь такие законопроекты, как об оценочной, коллекторской, частной детективной деятельности, фонде компенсаций потерпевшим. Кроме того, необходимо "с учетом международной практики и опытом Назарбаев университета законодательно расширить академическую, управленческую состоятельность высших учебных заведений". Также депутатам предстоит принять дополнения в законодательство в части самостоятельного бюджета органов местного самоуправления. Предусмотрен ряд изменений и дополнений и в законодательство по вопросам электроэнергетики, которые призваны обеспечить снижение затрат на передачу энергии, соответственно уменьшение ее стоимости для потребителей. 

Отдельный пакет законодательных поправок коснется земельной реформы. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что работа земельной комиссии показала "многие недостатки и недоработки, которые не были учтены". 

"На самом деле мы не учли, что в одни руки не надо давать сотни тысяч га сразу. Нигде такого в мире нет. А мы в разгаре первых дней нашей работы в этом направлении вообще позволили всю и вся. За все, за землю, человек получивший должен отвечать. Земля дается тому, у кого есть сельскохозяйственный опыт. Он умеет работать фермером, имеет образование, опыт. У нас кто попало прихватил и сейчас через прокуратуру, судом возвращаем землю государству, потому что за эти годы эта земля заросла бурьяном и приносит убыток даже соседям", - объяснил он.

При этом Назарбаев заметил, что принимая нашумевшие поправки в земельное законодательство, правительство руководствовалось благими намерениями - привлечь средства в агропромышленную отрасль, поскольку именно "подъем сельского хозяйства несет за собой подъем многих отраслей экономики". 

"Мы как следует не перерабатываем и не наращиваем добавочную стоимость сельскохозяйственной продукции. Поэтому нужны средства, нужны инвестиции. Все равно при этом нам надо над этим работать. Наше государство хотело привлечь большие капиталовложения, чтобы поднять уровень качества сельского хозяйства. Но если бы эта работа началась с разъяснения, а потом только поднимались законы, тогда ситуация, наверное, сложилась бы по-другому. Эти аспекты законодательно должны учесть при работе над проектами законов регулирующих аграрный сектор", - подчеркнул президент.

Предстоит парламенту и работа над республиканским бюджетом на предстоящий трехлетний период. Здесь президент сделал акцент на социальной составляющей: необходимо законодательно обеспечить сохранение объемов расходов на гарантированный государством социальный пакет. "Речь идет прежде всего о пенсиях, пособиях, стипендиях и других социальных выплат для людей. Важно выстроить бюджетную политику таким образом, чтобы не при каких обстоятельствах не было допущено снижение уровня жизни казахстанцев", - подчеркнул он. 

Одновременно парламенту вместе с правительством необходимо жестче контролировать вопросы освоения бюджетных средств. Тем более, заметил президент, проблема неосвоения бюджета продолжает иметь место на отраслевом и региональном уровне. "Приходят просить деньги, когда бюджет составляется, доказывают, недоработано и в конце не осваивается, и правительство слабо это смотрит, потому что если не осваивается, если не готово, если нет проектов, зачем давать деньги? Надо давать тем, кто готов к этому и кто будет осваивать эти деньги. Выделенные средства должны работать на развитие экономики обеспечение занятости, повышение благосостояния народа", - заявил он.

Вся эта работа должна быть максимально прозрачной для общества. Президент подчеркнул: "Важно, чтобы вся логика принятия законов была ясна, понятна казахстанцам". Такому пониманию будет, по его мнению, способствовать введение онлайн-трансляций с пленарных и совместных заседаний палат парламента. Наряду с этим "необходимо расширить рамки законотворческого процесса, привлекать к нему на стадии подготовки законопроектов общественных экспертов, представителей непарламентских партий, НПО, СМИ". 

"Все руководители госорганов, участвующие в законотворческом процессе, а также партийные фракции на регулярной основе должны информировать общество о планируемых законодательных инициативах. Во-первых, это интересно для общества, это хороший информационный повод поговорить с народом, и вовлечение всех наших граждан в дело. Если это будет так, они будут все участвовать, зная, что они делают и для чего это делается. Такой подход к процессу принятия законов повысит правовую культуру казахстанцев, и наши люди не будут посторонними наблюдателям исполнения принимаемых решений", - заключил президент под бурные аплодисменты депутатов.

Лилия Ахметова, Астана

О фейках и мировой практике ограничений

Министр информации представил в парламенте поправки в закон о СМИ. 

28 Июнь 2017 09:58 5193

Фото: bnews.kz

Министерство информации и коммуникаций представило в мажилисе пакет поправок в законодательство по вопросам информации и коммуникаций. Некоторые предлагаемые новшества вызвали у журналистов немало вопросов, однако министр Даурен Абаев назвал их международной практикой. 

В целом законопроект включает более 200 поправок в четыре кодекса и 12 законов. Министр, презентуя документ, подчеркнул, что работа над ним проходила в максимальной открытости, проводились общественные обсуждения, принимались предложения от общественных объединений, журналистов и простых граждан, и в целом 70% этих предложений учтены в законопроекте. 

«Для министерства было важно предусмотреть нормы, направленные на обеспечение прав наших граждан», – отметил господин Абаев. 

В частности, разработчики сочли, что в действующем законодательстве недостаточно четко был прописан порядок досудебного разрешения споров в рамках опровержения опубликованной в СМИ информации. Практика, по словам министра, показывает, что зачастую после публикации в СМИ порочащих честь и достоинство сведений бремя доказательства обратного ложится на гражданина.

«Считаем, что в данный процесс должны быть вовлечены обе стороны», – сказал он.

Предлагается законодательно урегулировать порядок публикаций в СМИ изображения и персональных данных ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий.

«В настоящее время этот вопрос никак не урегулирован, в то время как появившиеся в Интернете сведения могут в дальнейшем отрицательно сказаться на жизни ребенка», – сказал господин Абаев, добавив при этом, что «уже сейчас мы добились понимания многих СМИ, использующих технические средства, позволяющие скрыть личность таких детей». 

В качестве послаблений для самих СМИ предлагается исключить меры административного взыскания в виде приостановки деятельности СМИ и конфискации тиража по таким незначительным нарушениям, как невыполнение требований о размещении выходных данных и предоставлении обязательного экземпляра. Также предложено отказаться от бумажной версии обязательного экземпляра печатного издания, которую СМИ обязаны направлять в министерство. В ведомстве решили, что вполне достаточно будет электронной версии. 

В законопроекте, по словам министра, расширен перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности (если они ссылаются на официальное или обязательное сообщение, а также информацию от уполномоченных лиц или структурных подразделений по взаимодействию со СМИ). При этом расширяется само понятие «официальное сообщение» – с включением в число авторов подобных сообщений юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств.

«Это направлено на обеспечение информационной доступности указанных организаций. Кроме того, предлагается обязать государственные органы обеспечить наличие в своей структуре уполномоченного лица либо уполномоченного подразделения по взаимодействию со СМИ», – подчеркнул господин Абаев. 

По мнению министра, это будет способствовать открытости госорганов и улучшит работу журналистов. В первую очередь за счет того, что на запрос СМИ, связанный с официальным сообщением, изданию обязаны будут ответить в течение двух дней. Если же журналистский запрос не связан с темой официальных сообщений, то тут срок ответа увеличивается до 15 дней, чтобы госорган смог ответить более качественно. 

Вводится обязанность журналистов получить согласие от лица или его законного представителя на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, коммерческой, банковской и других тайн. Некоторых депутатов эта норма удивила: как тогда бороться с коррупцией, особенно если учесть, что чаще о взятках сообщают именно журналисты в своих расследованиях. Министр заверил, что на борьбе с коррупцией эта норма никак не отразится. 

«Это мешать борьбе с коррупцией не будет. Мы исходили из нормальной мировой практики. Персональные данные, личные данные должны быть опубликованы только с согласия. Если мы этот вопрос снимем, то будет, наверное, не очень корректно, когда все будут обращаться и узнавать номера банковских счетов. Мы долго думали, изучили мировой опыт и пришли к тому, что на персональные данные нужно согласие гражданина», – заявил господин Абаев. 

Уже в кулуарах журналисты сами пытались прояснить у министра, как он себе представляет действие этой нормы. Министр объяснил так:

«Появился фейковый сайт, который опубликовал фото депутата или министра через фотошоп, повесили на главной странице. Недоброжелатель мог придумать эту информацию. Но вы же должны будете у депутата или министра спросить – твой дом или нет». 

«Меня удивляет, что у вас вызвало вопрос то, что вы должны проводить нормальное расследование. Вы хотели получить информацию и просто разместить на своём сайте, не проверяя? Это же противоречит и этике журналиста, и профессиональному долгу. Вы же тем и отличаетесь от обычного гражданина, который может написать на «Фейсбуке»: «Вот депутат купил остров». У вас высокий статус, которому вы должны соответствовать», – заявил он журналистам.

Предлагается также обязать журналистов проверять полученную информацию и получать официальное подтверждение сообщениям очевидцев. Присутствовавшие на презентации репортеры вспомнили прошлогодние теракты, когда сообщения от официальных лиц поступали лишь через несколько часов после случившегося. Министр тоже вспомнил об этих же ситуациях, но с другой стороны. 

«С этой точки зрения мы внимательно посмотрели. Посмотрели первые реакции в Ницце, властей в Лондоне. Какая была реакция и через сколько они ответили? Каждый из них с помощью «Твиттера» отвечал. В Ницце, по-моему, ответили через 40 минут. Но общество правильно отреагировало, оно не сеяло панику. У нас же, к сожалению, прошлогодний теракт когда был, мы получили немного другую ситуацию. Когда один так называемый стрелок в Алматы вызвал сумасшедший переполох, когда люди начали писать, что на вокзале захватили. Один человек внёс такую сумятицу, потому что люди начали фейковые новости выставлять. Мы думаем об этом и понимаем, что правило «золотого часа» уже не работает. Если раньше в течение часа госорган отвечал, сейчас мы эти механизмы в той или иной степени отработали. Жизнь покажет, насколько мы правильно это сделали», – заявил он. 

Ирина Севостьянова 

Парламент возьмется за госзакупки

Законодательство о госзакупках будет скорректировано для защиты интересов бизнеса.

28 Апрель 2017 17:42 9983

Государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора могут стать драйвером для развития обрабатывающей промышленности в стране. Однако на деле принятые несколько лет назад критерии по госзакупкам с учетом «казахстанского содержания» фактически превратились в головную боль для отечественных производителей.

По словам заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Нуржана Альтаева, действующие меры поддержки предприятий уже не оказывают желаемого эффекта, причем отчасти из-за внешних факторов.

«Мы считаем, что обрабатывающей промышленности Казахстана нужно придать новый импульс, увеличив в первую очередь спрос на товары отечественного производства. Мы опрашивали предприятия последние 2-3 года. Основной вопрос, который ставится новыми предприятиями, это сбыт продукции. Такой спрос мог бы быть обеспечен в первую очередь за счет возможности максимального участия отечественных товаропроизводителей в государственных и квазигосударственных закупках, а также в закупках недропользователей», - сказал он, выступая на собрании фракции «Нур Отан» по вопросам предпринимательства в мажилисе парламента.

Господин Альтаев сравнил размеры средств, выделяемых на поддержку бизнеса, с суммами закупок – разница колоссальная: десятки миллиардов – в первом случае и триллионы – во втором. Только в 2016 году объем закупок составил 8,3 трлн тенге.

«Это огромная сумма! Если грамотно на системном уровне использовать этот ресурс, то это станет мощнейшим стимулом для развития местного производства. Госрегулирование, инструменты, нормативная база – все это должно работать в первую очередь на поддержку отечественных товаропроизводителей», - убежден он.

Безусловно, весь импорт отечественные производители заместить не сумеют. Согласно анализу НПП, есть 8 отраслей, которые уже сейчас конкурентоспособны, могут продукцию импортировать и поставлять на внутренний рынок. Объем закупок в этих отраслях составляет порядка 1,5 трлн тенге, причем речь здесь идет исключительно о товарах, тогда как закупаются еще работы и услуги.

«Три четверти от этого объема (более 1 трлн тенге) приходится на закупки товаров машиностроения, металлообработки, продукции нефтепереработки. Самая минимальная сумма составляет 12,6 млрд тенге – на закупку мебели, но даже эта сумма является для наших отечественных товаропроизводителей очень весомой», - подчеркнул господин Альтаев.

Однако участвовать в закупках производителям сегодня очень сложно. Во-первых, отсутствует какой-либо план проведения закупа. Даже несмотря на требование законодательства размещать эти планы в начале года. По данным за март 2017 года, из 18 тысяч госучреждений свои планы разместили в доступе только 8 тысяч структур. Соответственно, бизнес не может планировать свое развитие, ориентируясь на закупки.

Во-вторых, отсутствуют единые подходы в закупках. Существует несколько «площадок» для закупок – у госорганов, у фонда «Самрук-Казына» и его дочерних предприятий, у недропользователей, то есть ни о каком едином подходе говорить не приходится. Попытка упорядочить процесс с введением предквалификационного отбора, красиво выглядевшая в теории, на практике привела только к новым сложностям для бизнеса.

«Сейчас каждая национальная компания имеет свой предквалификационный отбор. То есть теперь к предпринимателю, чтобы он мог участвовать в разных закупках, будут от каждой нацкомпании, госоргана приходить комиссии, его проверять, и каждый раз ему нужно будет доказывать, что он способен, что он отечественный товаропроизводитель, - объяснил суть практики господин Альтаев. - Мы считаем это неправильным. Нужен единый подход, должен быть один реестр, единая система проверки этих предприятий».

Еще одна проблема также с применением хорошей, казалось, нормы на практике возникла с кодификацией товаров, работ и услуг. Был создан справочник кодификации ЕНС ТРУ, предполагалось, что он необходим как раз для удобства бизнесменов, которые по специальным кодам могут быстро найти и просмотреть интересующие их закупки определенных товаров, работ и услуг.

«Этот справочник постоянно обновляется, на сегодня 170 тысяч кодов, и каждый день принимаются новые, более тысячи в неделю, - констатировал господин Альтаев. - Получается так, что заказчик, договорившись уже с тем предпринимателем, под кого все заточено, придумывает новый код. И вот эти коды каждый день принимаются. Мы предлагаем провести полную ревизию этих кодов и утвердить порядок присвоения новых коллегиальным способом и передать эту систему кодификации на государственный уровень – министерству финансов».

Директор региональной палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Игорь Шацкий также отметил, что с проблемой «затачивания» заказчиком конкурсной документации (технических спецификаций) под определенных поставщиков бизнес сталкивается постоянно. Такая же «ориентированность» на конкретного поставщика нередко заложена в проектно-сметной документации по многим проектам.

Господин Шацкий пояснил, что зачастую в проектах указывается оборудование иностранных производителей, даже при наличии аналогичной по качеству и меньшей по стоимости продукции отечественных производителей.

Услышанное возмутило спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Он сразу же поддержал предложение НПП об установлении ответственности за проведение закупок в квазигосударственном секторе и уравнивании ее с требованиями по нарушению проведения госзакупок.

«Получается, что уже на этапе технико-экономического обоснования, на этапе проектно-сметной документации, что называется, затачивается все под конкретные товары, под конкретные материалы, которые завозятся? - уточнил он и, получив утвердительный ответ, возмутился: - А мы идем и хватаем только последнее звено этой цепи – смотрим, какое там есть наше, казахстанское, содержание. Давайте внесем все необходимые предложения вместе с правительством и изменим законодательство. Так, чтобы уже на этапе ТЭО, ПСД было полное участие и «Атамекена», если необходимо – структур правительства, госорганов, чтобы уже на этом этапе мы могли формировать, и тогда и вам, и производителям будет легче. Мы готовы».

Готовы и предприниматели. Нуржан Альтаев подчеркнул: «На сегодняшний день бизнес говорит не просто развернуть государственные закупки на себя, он говорит: мы готовы взять ответственность на себя, мы готовы увеличивать свою модернизацию, мы готовы выходить на экспортные рынки, мы это готовы зафиксировать в соответствующих соглашениях».

Ирина Севостьянова