Парламент возьмется за госзакупки

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
16114

Законодательство о госзакупках будет скорректировано для защиты интересов бизнеса.

Парламент возьмется за госзакупки

Государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора могут стать драйвером для развития обрабатывающей промышленности в стране. Однако на деле принятые несколько лет назад критерии по госзакупкам с учетом "казахстанского содержания" фактически превратились в головную боль для отечественных производителей.

По словам заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Нуржана Альтаева, действующие меры поддержки предприятий уже не оказывают желаемого эффекта, причем отчасти из-за внешних факторов.

"Мы считаем, что обрабатывающей промышленности Казахстана нужно придать новый импульс, увеличив в первую очередь спрос на товары отечественного производства. Мы опрашивали предприятия последние 2-3 года. Основной вопрос, который ставится новыми предприятиями, это сбыт продукции. Такой спрос мог бы быть обеспечен в первую очередь за счет возможности максимального участия отечественных товаропроизводителей в государственных и квазигосударственных закупках, а также в закупках недропользователей", - сказал он, выступая на собрании фракции "Нур Отан" по вопросам предпринимательства в мажилисе парламента.

Господин Альтаев сравнил размеры средств, выделяемых на поддержку бизнеса, с суммами закупок – разница колоссальная: десятки миллиардов – в первом случае и триллионы – во втором. Только в 2016 году объем закупок составил 8,3 трлн тенге.

"Это огромная сумма! Если грамотно на системном уровне использовать этот ресурс, то это станет мощнейшим стимулом для развития местного производства. Госрегулирование, инструменты, нормативная база – все это должно работать в первую очередь на поддержку отечественных товаропроизводителей", - убежден он.

Безусловно, весь импорт отечественные производители заместить не сумеют. Согласно анализу НПП, есть 8 отраслей, которые уже сейчас конкурентоспособны, могут продукцию импортировать и поставлять на внутренний рынок. Объем закупок в этих отраслях составляет порядка 1,5 трлн тенге, причем речь здесь идет исключительно о товарах, тогда как закупаются еще работы и услуги.

"Три четверти от этого объема (более 1 трлн тенге) приходится на закупки товаров машиностроения, металлообработки, продукции нефтепереработки. Самая минимальная сумма составляет 12,6 млрд тенге – на закупку мебели, но даже эта сумма является для наших отечественных товаропроизводителей очень весомой", - подчеркнул господин Альтаев.

Однако участвовать в закупках производителям сегодня очень сложно. Во-первых, отсутствует какой-либо план проведения закупа. Даже несмотря на требование законодательства размещать эти планы в начале года. По данным за март 2017 года, из 18 тысяч госучреждений свои планы разместили в доступе только 8 тысяч структур. Соответственно, бизнес не может планировать свое развитие, ориентируясь на закупки.

Во-вторых, отсутствуют единые подходы в закупках. Существует несколько "площадок" для закупок – у госорганов, у фонда "Самрук-Казына" и его дочерних предприятий, у недропользователей, то есть ни о каком едином подходе говорить не приходится. Попытка упорядочить процесс с введением предквалификационного отбора, красиво выглядевшая в теории, на практике привела только к новым сложностям для бизнеса.

"Сейчас каждая национальная компания имеет свой предквалификационный отбор. То есть теперь к предпринимателю, чтобы он мог участвовать в разных закупках, будут от каждой нацкомпании, госоргана приходить комиссии, его проверять, и каждый раз ему нужно будет доказывать, что он способен, что он отечественный товаропроизводитель, - объяснил суть практики господин Альтаев. - Мы считаем это неправильным. Нужен единый подход, должен быть один реестр, единая система проверки этих предприятий".

Еще одна проблема также с применением хорошей, казалось, нормы на практике возникла с кодификацией товаров, работ и услуг. Был создан справочник кодификации ЕНС ТРУ, предполагалось, что он необходим как раз для удобства бизнесменов, которые по специальным кодам могут быстро найти и просмотреть интересующие их закупки определенных товаров, работ и услуг.

"Этот справочник постоянно обновляется, на сегодня 170 тысяч кодов, и каждый день принимаются новые, более тысячи в неделю, - констатировал господин Альтаев. - Получается так, что заказчик, договорившись уже с тем предпринимателем, под кого все заточено, придумывает новый код. И вот эти коды каждый день принимаются. Мы предлагаем провести полную ревизию этих кодов и утвердить порядок присвоения новых коллегиальным способом и передать эту систему кодификации на государственный уровень – министерству финансов".

Директор региональной палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Игорь Шацкий также отметил, что с проблемой "затачивания" заказчиком конкурсной документации (технических спецификаций) под определенных поставщиков бизнес сталкивается постоянно. Такая же "ориентированность" на конкретного поставщика нередко заложена в проектно-сметной документации по многим проектам.

Господин Шацкий пояснил, что зачастую в проектах указывается оборудование иностранных производителей, даже при наличии аналогичной по качеству и меньшей по стоимости продукции отечественных производителей.

Услышанное возмутило спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Он сразу же поддержал предложение НПП об установлении ответственности за проведение закупок в квазигосударственном секторе и уравнивании ее с требованиями по нарушению проведения госзакупок.

"Получается, что уже на этапе технико-экономического обоснования, на этапе проектно-сметной документации, что называется, затачивается все под конкретные товары, под конкретные материалы, которые завозятся? - уточнил он и, получив утвердительный ответ, возмутился: - А мы идем и хватаем только последнее звено этой цепи – смотрим, какое там есть наше, казахстанское, содержание. Давайте внесем все необходимые предложения вместе с правительством и изменим законодательство. Так, чтобы уже на этапе ТЭО, ПСД было полное участие и "Атамекена", если необходимо – структур правительства, госорганов, чтобы уже на этом этапе мы могли формировать, и тогда и вам, и производителям будет легче. Мы готовы".

Готовы и предприниматели. Нуржан Альтаев подчеркнул: "На сегодняшний день бизнес говорит не просто развернуть государственные закупки на себя, он говорит: мы готовы взять ответственность на себя, мы готовы увеличивать свою модернизацию, мы готовы выходить на экспортные рынки, мы это готовы зафиксировать в соответствующих соглашениях".

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться