Мокасины Sharkey появились в 2015 году. На фабрике ТОО Zhamal-ai LTD их не только шьют, используя натуральную кожу, но и льют подошву из термоэластопласта. Но объемы продаж мокасин, продающихся под брендом "Сделано в Казахстане", самих производителей не радуют.
"Бренд создавался специально для простых людей. Мы единственное предприятие в Западном Казахстане, обладающее такой технологией производства мокасин. С технологией их пошива, наладкой производства помогали специалисты из Италии. Мокасины шьются разных цветов, пара стоит 12 тысяч тенге. Продажи есть, но спрос невелик. Люди не верят, что за эти деньги продается качественный товар. На местном рынке у китайской обуви из искусственной кожи, которая стоит столько же, объемы продаж больше", – говорит начальник коммерческого отдела ТОО Zhamal-ai LTD Фатима Турашева.
Фабрика, открываясь 25 лет назад, задумывалась как производство мокасин и туфель. Но из-за проблем, характеризовавших сложные 1990-е, ее переориентировали на производство спецобуви для нефтяников. Но первоначальную задумку удалось реализовать, создав бренд с минимальной наценкой и максимальным качеством.
"На материал верха одной пары, в зависимости от размера, тратится четыре-пять тысяч тенге. Женские мокасины шьем с 33-го по 41-й размер, мужские – с 38-го по 46-й размер. Примерно 2,5 тысячи тенге уходит на литье одной подошвы с нанесенным лейблом марки Sharkey. Включите сюда фурнитуру, амортизационные расходы, заработную плату сотрудников. Наценка около одной-двух тысяч тенге", – рассказывает Фатима Канаевна.
Слипоны – другое дело, одна из новинок предприятия. Но и в них компания не может заложить существенную прибыль. Подошва закупается в Италии, стоит шесть тысяч тенге, рассказали сотрудники фабрики. Остальные расходы сходны с затратами на мокасины, а рыночная цена новинки – 16 тысяч тенге.
Покупатель, который всегда прав, не особо интересуется достижениями фабрики, технологией производства и качеством подошвы. Его интересует цена и инфраструктура.
Реализуется готовая продукция через сеть магазинов обуви INTERTOP, магазины самой фабрики. Пока их два: один – в городе нефтяников, в ТРК "Жанаозен", один – в городе Актау, в торговом доме "Казына". Жители наслышаны о мокасинах, бренд рекламируется в регионе, однако отсутствие сети торговых точек перевешивает усилия менеджмента. "Планируем открыть дополнительные точки торговли в Актау. Работаем над проектом по реализации мокасин на онлайн-прилавках", – отметил экономист по планированию и ценообразованию ТОО Zhamal-ai LTD Марат Кадыров.
Также здесь запустили производство пошива рубашек поло, футболок, спортивной одежды. Каким будет спрос на эту продукцию, пока не ясно.
Аналогичные компании для получения прибыли действуют так: высокая цена и небольшие объемы либо наоборот. Но ТОО, предложив невысокую цену, пока не имеет больших объемов. В 2015 году продажи составили 1200 пар, в 2016-м – чуть более трех тысяч пар, в прошлом году – менее этой суммы. Для рентабельности нужно продавать в 2,5 раза больше, 7200 пар в год.
Затраты для открытия новой линии пошива обуви и литья подошвы фабрика понесла серьезные – более 75 тысяч евро из собственного бюджета, потраченных на покупку оборудования и обучение сотрудников. Повысить цену на готовую продукцию менеджмент компании пока не решается, боясь окончательно проиграть импорту из Китая.
Елена Калинина, Актау