/img/tv1.svg
RU KZ
Павильон Австрии на ЭКСПО-2017 будет большим механическим аттракционом

Павильон Австрии на ЭКСПО-2017 будет большим механическим аттракционом

«Поэтические, веселые, светящиеся, поучительные и звонкие устройства и механизмы» - вот что приготовила Австрия гостям своего ЭКСПО-павильона. 

10:28 15 Октябрь 2016 4891

Павильон Австрии на ЭКСПО-2017 будет большим механическим аттракционом

Автор:

Ксения Татаринова

Чтобы все это заработало, посетителям придется нажимать, качать, пинать, поднимать тяжести и налегать на педали. Чем больше совместных действий – тем больше энергии. Авторы идеи уверены, что это будет весело, позволит австрийскому павильону выделиться на фоне соседей и напомнит человечеству о том, что глобальные энергетические и экологические вопросы нужно решать всем миром – «умом, душой и силой мышц».

Австрия одной из первых представила в Астане подробный план своего будущего павильона на выставке ЭКСПО-2017. Замысел австрийцев осознанно отличается от общего дизайна ЭКСПО, в котором преобладают экраны мультимедийных устройств.

Подробности раскрыл глава офиса национального павильона Австрии на ЭКСПО-2017 Рудольф Ружичка.

«Весь наш павильон будет являть собой машину, которая начнет жить только тогда, когда люди войдут в нее и начнут двигаться. Например, будет возможность усесться на велосипед, и та энергия, которую человек будет вырабатывать, крутя педали, позволит показывать какие-то слайды. Еще одна игра позволит людям увидеть, сколько энергии нужно затратить, чтобы подогреть себе чашку чая или полчаса посмотреть телевизор. В целом, это такой технический музей, в который встроено очень много игр такого рода. Мы попытаемся в игровой форме показать людям, что такое энергия, как она дается нам природой и что надо делать, чтобы она сохранялась».

Послание адресовано в том числе молодым людям и детям, в надежде, что в будущем они будут относиться к энергии более ответственно.

По словам г-на Ружички, тендер на оформление павильона объявлялся по всей Европе. Из 22 заявок выбрали вначале пять, а затем одну, самую «заразительную». Команда победителей озаглавила свой проект «Ум, душа и сила».

Ожидается, что соседями Австрии на выставке будут Чехия и Швеция. Площадь австрийской экспозиции составит примерно 900 квадратных метров.

«В основной части павильона мы обращаемся не к экспертной аудитории, а к обычным людям. Для экспертов и для бизнеса мы подготовили специальную программу» - добавил глава офиса.

В свою очередь, комиссар национального павильона Австрии Рихард Шенц сообщил, что австрийская сторона намерена использовать участие в ЭКСПО-2017 для углубления отношений с Казахстаном в сферах экономики, энергетических технологий и культуры.

«У нас с Республикой Казахстан сложились очень хорошие экономические отношения. Мы активно работаем в двустороннем формате. Товарооборот составил примерно 1,3 миллиарда евро, но есть потенциал для еще более интенсивного взаимодействия. Понятно, что во всем мире и у вас Австрия известна, прежде всего, как страна культуры и туризма, но на самом деле это очень высокоразвитая промышленная страна, с большими возможностями в сфере хай-тек. Говоря о сотрудничестве с Казахстаном, мы рассматриваем возможности создания совместных предприятий: в сферах информационных технологий, экологии, машиностроения» - подчеркнул комиссар национального павильона Австрии.

По словам г-на Шенца, австрийская делегация провела ряд бесед и встреч на разных уровнях, в том числе в заинтересованных министерствах и в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», и заручилась обещаниями всесторонней помощи и поддержки.

В частности, встреча в НПП «Атамекен» была посвящена возможности общаться в формате «В2В»  («business to business») между предпринимателями Казахстана и Австрии. Кроме того, обсуждался вопрос проведения дня энергетических технологий в рамках ЭКСПО-2017.

А на 14 июня в рамках ЭКСПО-2017 запланирован Национальный день Австрии. В этот день австрийцы продемонстрируют гостям международной выставки все лучшие стороны и достижения своей страны.

Ксения Татаринова

В деле «Азбуки жилья» будет разбираться Австрия

Генпрокуратура Казахстана передает материалы уголовного дела в отношении Ерканата Тайжанова в правоохранительные органы Австрии.

15 Ноябрь 2017 15:19 3603

Генеральная прокуратура Казахстана начала передачу материалов уголовного дела в отношении экс-руководителя строительной компании «Азбука жилья» Ерканата Тайжанова, скрывающегося в настоящий момент от уголовного преследования на территории Австрии. Генеральный прокурор Жакип Асанов заявил журналистам, что этот процесс уже начался.

«Что касается Тайжанова, во-первых, у нас с Австрийской Республикой нет договора о выдаче преступников. Раз договора нет, то Австрия имеет право отказать в выдаче. Они отказали. Теперь дальше в международной практике действует принцип «выдай либо суди». Выдать они не выдали. Теперь мы все материалы сейчас передаем, переводим на их язык и передаем в правоохранительные органы, в прокуратуру Австрийской Республики. Поэтому там сейчас начато уголовное его преследование. Но чем это закончится, это решится там», – сказал он.

При этом генпрокурор заметил, что процесс такой передачи не будет быстрым.

«Потому что объем обвинения очень большой, речь идет о сотнях, тысячах томов документов. Потому что все это нужно передавать. Но передавать не в том состоянии, в каком у нас, надо переводить на язык того уголовного процесса, на котором ведется в правоохранительных органах Австрии», – пояснил он.

Отвечая на вопрос о задержании Ерканата Тайжанова уже австрийскими правоохранительными органами, генпрокурор сказал, что не располагает такой информацией. «Насколько мне известно, мера пресечения пока ему не избрана», – сказал г-н Асанов.

Напомним, глава группы компаний «Азбука жилья» и депутат мажилиса парламента IV созыва Ерканат Тайжанов, который обвиняется в присвоении и растрате средств дольщиков, в 2016 году был задержан в Австрии. В СМИ сообщалось, что Ерканат Тайжанов находится там под домашним арестом, а генеральная прокуратура Казахстана ведет переговоры с коллегами из Австрии об экстрадиции беглого бизнесмена на родину. Между тем в Астане недостроены и вовсе не построены девять объектов «Азбуки жилья»: «Жетi жол», «Гарант», «Комсомольский», «Династия», «Садовые кварталы», «Комфорт», «Айсанам De Luxe», EXPO Town и EXPO City. Часть лиц по данному делу уже осуждена.

Ирина Севостьянова

Алишер Пирметов: «Эффект от ЭКСПО уже есть, и он будет расти»

Использовать или нет возможности «ЭКСПО» – вопрос желания и способностей госструктур.

29 Сентябрь 2017 17:27 48239

Об итогах международной специализированной выставки, экономическом эффекте, который получил Казахстан и его партнеры, и о глобальном влиянии EXPO-2017 на все отрасли экономики корреспондент Atameken business channel ведет беседу с первым заместителем председателя правления Национальной компании «Астана ЭКСПО 2017» Алишером Пирметовым. 

– Алишер Хабибуллаевич, много говорят об успешности «Астана Экспо-2017». А в чем, собственно, успех? В количестве посетителей?

– Безусловно, это один из главных показателей. Поскольку любая выставка, и наша в том числе, направлена на посетителей, то их число и количество посещений – две главные для нас цифры. Итоги «Астана Экспо» превзошли все ожидания и прогнозы. Согласно регистрационному досье, мы ожидали более двух миллионов гостей, в итоге выставку посетило около четырех миллионов, среди которых полмиллиона туристов из 187 стран мира. Что касается посещений объектов «Экспо-2017», то здесь цифра и вовсе фантастическая. Против прогнозируемых пяти миллионов посещений – более 33 миллионов. Самым популярным павильоном стал, конечно, «Нур Алем». Он стал новой визитной карточкой Астаны и всего Казахстана. Безусловно, в короткий срок он стал туристическим местом номер один в Казахстане. Это первое. 

Во-вторых, совершенной для нас неожиданностью было письмо от столичных бизнесменов, которые просили продлить выставку. Конечно, мы бы сделали это с удовольствием, но ввиду строгости регламентов Международного бюро выставок и ограниченности бюджетов участников нам этого не удалось. Но такая реакция бизнеса – это огромный успех, я считаю. В период подготовки к выставке с сентября 2015 года, то есть с приходом на пост председателя Ахметжана Есимова, по стране были созданы десятки тысяч рабочих мест. Мы, конечно, ждали и надеялись, что сможем придать долгожданный импульс внутреннему и въездному туризму. Но такой реакции и такого роста туристического бизнеса в столице мы даже не осмеливались ожидать…

– Это в столице. А в регионах? 

– В регионах рост, думаю, тоже есть. Но он, наверное, будет виден в конце года, когда будет подведена годовая статистика. Ну и потом, поймите, что задача «Экспо», как сказал Ахметжан Смагулович, – создавать возможности. Использовать их или нет – вопрос желания и способностей других государственных структур и местных исполнительных органов. Акимат столицы, я считаю, их использовал на полную катушку. 

Я хотел бы вернуться к вашему первому вопросу – об успешности. Вот на примере туристического бизнеса Астаны мы тоже видим наш успех. Он в том, что те же самые туркомпании поняли, что на въездном или даже внутреннем туризме зарабатывать интереснее, чем, как они привыкли, в качестве посредников отправлять наших туристов в Турцию или в Египет. Это очень серьезный успех. Если раньше для них это было недосягаемой мечтой, и на своих коллег, работающих на «прием», из той же Турции, например, они смотрели как на небожителей, то сейчас поняли, что и эта задача им по плечу. И теперь они за этот рынок будут сражаться, а значит, это на пользу экономике страны. 
 
Третье: не думаю, что кто-то сможет оспорить, что более 50 тысяч созданных и сохраненных рабочих мест в период подготовки и более 20 тысяч в период проведения – это тоже успех. Назовите мне хотя бы один государственный проект, который смог похвастать такими же показателями! 

– На память не смогу, конечно…
 
– Четвертое: медийный и рекламный охват по миру суммарно превысил 2,6 миллиарда человек. Думаю, Вы, как журналист, знаете, что это такое и в чем ценность для страны. 

И пятое, но, наверное, самое главное. Собрав и показав на сравнительно небольшой территории 193 передовые технологии со всего мира, мы заставили казахстанцев задаться очень простым вопросом: если мир будет жить этим в ближайшие годы, то чем будем жить мы? Я по долгу службы общаюсь с разными людьми, и с бизнесменами в том числе, и за три месяца выставки неоднократно приходилось слышать от них: «Может, мы не в то деньги вкладываем? Нефть нестабильна, строительный рынок еще более нестабилен, может, пора технологиями заняться?» Я думаю, если десяток хотя бы средних технологичных компаний под впечатлением от «Экспо» будут созданы в Казахстане, то это будет самый большой успех. 

– Из области «зеленых» технологий?

– Почему бы и нет? Рынок перспективный, и в нем еще много свободных ниш. Джон Кеннеди сказал: «Нам нужна молодежь, которая способна мечтать о том, чего у нас никогда не было». По сути, поддерживая и создавая условия для развития перспективной молодежи, мы укрепляем фундамент сильного, инновационного Казахстана. «Экспо» – это, конечно, репутация и имидж нашей страны и столицы. Но, помимо этого, выставка – мощный импульс для инновационно-технологического развития Казахстана. 
   
– Президент страны заявил, что «Экспо» себя окупило. Скорее всего, глава государства пользовался цифрами вашей компании. Можно поподробнее? 

– Что касается нашей нацкомпании, то мы действительно кое- что заработали, это порядка 70 миллиардов тенге… 

– На чем? На билетах? 

– Не только. У нас были спонсоры, мы получали деньги от коммерческой деятельности, от продажи прав на лицензионную продукцию и на использование товарного знака и так далее. Но хочу напомнить, что два года назад наш председатель Ахметжан Смагулович Есимов сказал в своем интервью: «Экспо» – это не коммерческое мероприятие, и прибыль от него нельзя высчитывать путем простого торгового баланса». Думаю, это абсолютно верный подход. В общей сложности, как вы знаете, подготовка выставки обошлась в 452 миллиарда тенге. Большая часть – это, разумеется, строительство. Выставка закончилась, вот этот комплекс, никто сносить его не собирается. Как вы знаете, президентом уже утверждена концепция поствыставочного использования, поэтому здания эти пустыми не останутся. То есть, говоря экономическим языком, это новые государственные активы. Можно ли это считать затратами на «Экспо»? Формально, по статьям расходов на них да. А с точки зрения экономической логики вряд ли. Это инфраструктурные вложения, причем имеющие конкретную перспективу. Как подчеркнул после выставки в Ганновере Герхард Шредер, занимавший тогда пост канцлера, «ценность «Экспо» не может быть измерена в деньгах». Поэтому, помимо, что называется, «живых» денег, у нас остались весьма и весьма ликвидные активы. 

Кроме того, существенную прибыль получили, как мы уже говорили, масса компаний – от авиаперевозчиков до отелей и ресторанов. Как думаете, считать ли деньги, выплаченные в качестве налогов или вложенные в расширение бизнеса от эксподоходов, как часть окупаемости «Экспо»?  Суммируя, могу сказать, что если думать по-государственному, опираясь на законы экономики и здравый смысл, то мы получили колоссальный экономический эффект.  

– Несколько раз после назначения Есимова говорилось о том, что расходы сокращаются. Но если проследить историю этих заявлений, то цифра несколько раз менялась в сторону увеличения. С чем это связано: вы не имели точных расчетов или меняли свои планы? 

– Скорее, использовали возможности. Первое, хотя и не столь масштабное сокращение расходов произошло в августе 2015 года, когда топ-менеджмент нацкомпании был сокращен вдвое. В итоге экономия получилась порядка 100 миллионов тенге в год. Затем был тщательно изучен проект выставочного комплекса, который был несколько упрощен и избавлен от лишних элементов, но без потери функционала. На этом этапе было сэкономлено чуть более 300 миллиардов тенге. Последний этап сокращения – это операционные и сервисные расходы. Многие из наших спонсоров пришли не с живыми деньгами, а с услугами, и, оказав их, помогли нам сэкономить бюджетные деньги. 

– Например? 

– Ну, например, пришел «Транстелеком» – помог нам со связью, Интернетом и коммуникационным оборудованием, мы не стали на эти необходимые вещи тратить государственные деньги. Заключили договор с DHL – аналогичная ситуация. 

Суммируя все этапы, экономия получилась более 364 миллиардов тенге. Это 44,6% от начальной стоимости проекта.   

– В публикациях, в пресс-релизах вы часто пишете, что выставку посетили главы государств, правительств и другие высокие гости. Это попытка повысить статус «Экспо-2017» или за этим стоят дипломатические цели и задачи?

– Да, на самом деле за время «Экспо» было организовано 220 официальных мероприятий с участием 28 глав государств, 13 спикеров парламентов и генсекретарей, 10 премьер-министров, 26 заместителей премьер-министров, 70 министров и 48 замминистров. В целом «Экспо-2017» посетили делегации 45 зарубежных стран-участниц. Многих высоких гостей принимал сам президент Казахстана и показывал объекты выставки. 

Увеличение количества лояльных к нашей стране политиков – это также важная часть имиджевого продвижения государства. 

Отмечу, что в рамках проведения выставки подписано 39 соглашений стран-участниц с представителями деловых и научно-образовательных кругов Казахстана в области энергетики, строительства, инвестиций и так далее.

– Давайте не с точки зрения топ-менеджера компании, а по-человечески: что дало Казахстану проведение выставки?

– Ну, собственно, мы об этом с вами говорим уже час. Давайте суммируем: антикризисный эффект в период подготовки – раз, новый импульс, а честно говоря, зарождение въездного туризма, развитие экономики в отдельных ее секторах, появление делового центра Астаны, колоссальный имиджевый эффект по всему миру и, я надеюсь, изменение видения казахстанцев относительно будущего экономики нашей страны. Это глобально. 

Если более локально, то сейчас акимат Астаны уже отобрал 16 лучших мировых технологий из представленных на выставке для внедрения в столице. Аналогичную работу проделали многие регионы. Кроме того, министерство образования и науки, как вы уже знаете, по итогам выставки «Экспо-2017» создало рабочую группу по внедрению новых «зеленых» технологий. Для этого экспертной группой был проведен мониторинг новых технологий в международных павильонах. 
Могли бы мы сделать такое без «Экспо»? Теоретически – да. Практически – вряд ли. Эффект от «Экспо» уже есть, и он будет расти. 

– До начала выставки было много критики и сомнений по поводу необходимости ее проведения. Что Вы хотели бы им сказать? 

– Ничего. Мы уже сказали все самой выставкой. 

Саян Абаев