Началось все с государственной программы "Цифровой Казахстан", где одним из пунктов значатся "умные" города. В Павлодаре массово внедрять цифровые технологии решили с создания мобильного приложения. В конце апреля 2018 года состоялась презентация данного приложения Smart Pavlodar. Тогдашний аким Павлодара Нуржан Ашимбетов заявлял, что приложение станет таким сервисом, к которому жители города будут обращаться для получения услуг и необходимой информации в любой сфере.
Компания – разработчик мобильного приложения, ТОО BFGroup Inc, создала программу и, подписав лицензионный договор сроком на пять лет, передала права на Smart Pavlodar городскому акимату. Те в свою очередь заключили с компанией-разработчиком договор на сервисное обслуживание мобильного приложения. Договор на услуги заключили без проведения конкурса – из одного источника.
Согласно информации, предоставленной акиматом города Павлодара, на сервисное обслуживание системы Smart Pavlodar в 2018 году было выделено 28,2 млн тенге.На деле же городской акимат заплатил BFGroup 22,3 млн тенге. При этом нужно учесть, что презентация приложения состоялась 20 апреля, а договор на оказание услуг был расторгнут 8 ноября 2018 года. Фактически программа проработала 6,5 месяца. Получается в среднем по 3,4 млн тенге за месяц работы мобильного приложения.
"Система Smart Pavlodar включала в себя функционал по приему обращений граждан через мобильное приложение, рассылку push-уведомлений, онлайн-постановку детей на очередь в детские дошкольные учреждения, онлайн-прием документов для зачисления в первый класс, публикации и просмотр новостей и афиш, систему "Умный дом" (информация о жилом доме и обслуживающих организациях и их рейтинги, просмотр готовности дома к отопительному сезону), информацию о спортивных и культурных объектах города, курсы валют, расписание сеансов в кинотеатрах, списки разыскиваемых лиц", – говорится в письменном ответе павлодарского акимата.
Необходимо упомянуть, что мобильное приложение "Умный дом" самостоятельно и полноценно функционировало до запуска Smart Pavlodar. Таким образом, внутри одного приложения был доступ к другому, а также информация, большинство которой дублировало новости городских отделов с их сайтов. Разработчики заверяли, что в скором после презентации времени функционал программы значительно расширится. К примеру, павлодарцам обещали, что приложение сможет передавать показания электрического и водосчетчика коммунальным службам. Однако этого так и не произошло, и в ноябре 2018 года договор с BFGroup был расторгнут.
"Наряду с открытием фронт-офиса Open Pavlodar было запущено одноименное мобильное приложение, интегрированное с вышеупомянутым проектом, в связи с чем было принято решение расторгнуть договор на техническое сопровождение мобильного приложения Smart Pavlodar", – сообщили в акимате города Павлодара.
Open Pavlodar – детище уже другого павлодарского градоначальника, Ануара Кумпекеева. Сами по себе два сервиса друг друга не дублируют, а значит, могли бы функционировать вместе. Open Pavlodar по своей сути больше похож на ЦОН.
Тем временем подобные мобильные приложения, сделанные по шаблону Smart Pavlodar, действуют и в двух других городах Павлодарской области – Аксу и Экибастузе. В обоих случаях сервисным обслуживанием приложений занимается BFGroup, получившая это право по той же схеме, что использовалась в Павлодаре. В акимате города Аксу сообщили, что в 2018 году городской акимат за сервисное обслуживание приложения перечислял BFGroup 800 тыс. тенге в месяц. В Экибастузе на 2019 год на обслуживание мобильного приложения Smart Экибастуз выделено 18 млн тенге, по полтора миллиона тенге в месяц. К слову, на данный момент пост акима Экибастуза занимает Нуржан Ашимбетов, который и презентовал систему Smart Pavlodar в областном центре весной прошлого года.
Руслан Логинов