Уроженка Казахстана мастерит платья из фантиков и шляпки из бутылок.
Имя Ларисы Katz вряд ли знакомо тем, кто разбирается в высокой моде, лейблах и именах дизайнеров. Она платья не шьет, а собирает из подручных материалов. В Павлодар Лариса приехала, чтобы научить будущих дизайнеров создавать наряды из пластиковых стаканчиков. К этому казахстанскому городу Лариса имеет самое прямое отношение: она когда-то ходила здесь в детский сад. Затем судьба занесла ее в Душанбе, потов в Израиль, а сегодня она – гражданка Голландии.
Katz эпатажной себя не считает, хотя ее появление в нестандартных нарядах, например, в Каннах неизменно вызывает культурный шок. Так, на премьеру ленты Михаэля Колхааса она пришла в наряде собственного дизайна, выполненном из оберток от печенья. А вот на выставках в Амстердаме, Дубае, Бахрейне, Лондоне и Нью-Йорке к ее работам отнеслись с пониманием. При этом Лариса уточняет, что она не дизайнер:
- Я художник, специализация – работа в старинной технике. Модой стала заниматься случайно. В силу того, что я высокая, одежду подобрать было сложно, села за машинку. Знакомый, учившийся в академии искусств, попросил побыть его моделью в моих креативных платьях. Фотографии выставил в соцсетях, их заметили. Я быстро поняла, что платья, которые создаются для фотосета, – это совсем не то, что носится в обычной жизни. Была стилистом одного модного журнала, проводила для них фотосъемки. Это был, скорее, поиск себя, размышляла, что мне ближе: делать платья или командовать парадом. В результате пришла к тому, что делаю сейчас – создаю костюмы для рекламных компаний.
Это те самые шоколадки, фантики и прочее?
- Да, заказчики приходят с совершенно неожиданными материалами, и я фантазирую. Это сложный процесс. Прежде, чем приступить к работе, провожу интервью: идеология компании, к чему стремятся, экскурсия по предприятию. Когда я работала с компанией «Мерседес», создала платье, по форме напоминающее колесо велосипеда, потому что первым продуктом компании был как трехколесный велосипед. Главное, чтобы костюм был женственным, чтобы девушка была в нем легкая, тонкая, а не дама в фуфайке.
Говорят, на королевских скачках Royal Ascot вы произвели неизгладимое впечатление на британскую публику своей шляпой…
- Уже на протяжении четырех-пяти лет произвожу. В этом году шляпа была из пластиковых ложек, их форма напоминает мне перышко, и пластиковых бутылок. Их ушло порядка 200 штук. Бутылки собирали на улице – в основном на фестивалях, потому что в Европе пластиковые бутылки сдают на утилизацию. Использовали донышки, покрасили, связали крючком. А в качестве каркаса – большой зонт от солнца.
Изготовление подобных нарядов – это все-таки способ самовыражения или бизнес?
- В Европе каждый художник, независимо от желания, является частным предпринимателем. Это значит, он должен себя продавать. Когда мне в первый раз такое сказали, я была шокирована. Все же я человек с советским менталитетом. В результате попала на курсы ведения переговоров, где получила азы нового для себя вида деятельности.
Скажите, а почему павлодарским студентам вы решили преподать мастер-класс по изготовлению нарядов именно из пластиковых стаканчиков?
- Год назад провела отпуск в Индонезии и была поражена качеством воздуха. В отличие от Европы, где мусор цивилизовано утилизируется, здесь его попросту сжигают на улице. Решила, что как художник должна что-то сделать. Так я пришла к переработке пластика, найдя ему применение в моих нарядах. К слову, нынешняя техника позволяет в домашних условиях перерабатывать пластик в гранулы и использовать затем в 3D-принтере.
И таким образом создается пластиковое 3D-платье?
- Да, был совместный проект с дизайнером Патриком Ремгенсом. Было интересно, но, на мой взгляд, возможности 3D-печати пока ограничены. Думаете, захотел платье и распечатал его одним куском? Доступные людям принтеры печатают маленькие кусочки, которые необходимо соединять. Есть дорогостоящие лазерные 3D-принтеры, распечатанное на них платье обойдется в 3-5 тысяч евро, что считается нерентабельным. Материал еще достаточно хрупок, у техники есть свои проблемы. Хотели сделать платье из гнущегося пластика, но принтер, работая с таким материалом, чаще зависает, дольше печатает. В результате пришли к концепции типа доспехов. Сделали твердые куски, которые связали крючком, что дало возможность двигаться в этом наряде.
Полагаете, у 3D-одежды есть будущее?
- Думаю, это модная концепция. Пока, на мой взгляд, все это несколько примитивно. Но инновационный прорыв будет, который позволит делать одежду дешево и качественно. Вспомните, в 80-х ксерокс был чем-то из разряда фантастики.
Тогда может быть лет через десять, и дизайнеры будут не нужны? Нарисую, заложу программу и, пожалуйста, наряд готов.
- Все может быть.
Марина Попова