Первые 34 безработных прошли трехмесячные курсы в учебном центре "Школа мебели", созданном в этом году при студии мебели Creativo в Павлодаре. Из первого потока учеников 60% уже трудоустроены. Остальным помогают найти работу.
Выйти из зоны комфорта
Руководитель студии Самал Жанбекова призналась, что обучение профессии для них материальных дивидендов не приносит. "Те 15 тыс. тенге, что нам выдают за одного ученика в месяц, небольшая сумма. Мы однозначно никакую финансовую цель не преследуем. Этот проект – наше развитие. Не хотим стоять на месте, а для этого необходимо выходить из зоны комфорта", – говорит предприниматель.
Несмотря на то, что предприятие на рынке с 2015 года, здесь есть чему научить желающих приобщиться к новой профессии. Будущих мебельщиков на обучение направляет городской центр занятости. В качестве педагогов – действующие мастера, имеющие стаж работы более десяти лет.
Инициатива открыть на базе своей компании центр по обучению профессиям сборщика мебели, каркасника, обстрельщика и швеи по мягкой мебели принадлежит предпринимателю. Обучают тем навыкам, которые востребованы на рынке. При этом все ученики имеют навыки не только по своей узкой специальности, но и хорошо представляют весь процесс изготовления мебели. "Чтобы получить статус учебного центра, было необходимо попасть в реестр НПП "Атамекен". Для этого мы собрали пакет документов, подтвердили спрос на данные специальности", – говорит Самал Жанбекова.
Студенты, кроме профессиональных навыков, получали и стипендию. Большинство из тех, кто прошел курсы, ранее трудились разнорабочими на действующих мебельных компаниях. Пройдя обучение и получив сертификат, они вернулись в свои фирмы.
Что касается конкуренции, ведь всегда найдется ученик, который захочет открыть свое дело, предприниматель этого не боится. Есть своя ниша, свои клиенты. "Важна не борьба, а возвращение доброго имени павлодарской мебели в целом, которая может быть не хуже турецкой или итальянской", – уверена спикер.
К слову, компания, которую предприниматель вместе с мужем начинала в гараже, работает по двум направлениям: перетяжка старой и создание новой мягкой мебели по эскизам заказчика. Хотя в последнем случае, как правило, обходятся картинкой из журнала. Как-то пришел заказчик, пожелавший пятиметровый диван. Сделали. Если говорить о ценовой политике, то на рассчитана на покупателя со средним достатком. К примеру, перетянуть комплект мебели обойдется до 200 тыс. тенге. А если купить новый, то от 300 тыс. тенге. Так что заказчик есть всегда. Что касается реставрации, в месяц на предприятии могут принять от пяти до 10 заявок, на изготовление новой мебели – от 10 до 20. Все зависит от сложности.
В планах компании получить кредит на сумму 16 млн тенге под 6% на семь лет для покупки собственного здания через "Даму". Более дальняя перспектива – открыть центр сертификации. Сегодня такой есть только в Алматы. "Для чего? Если завтра кто-то из наших выпускников захочет открыть свое производство и с этой мебелью выходить в Россию, ему потребуется сертификат. То же самое касается и обучения. Сегодня свидетельство о прохождении курсов необходимо заверит в Алматы", – говорит предприниматель. По словам Самал Жанбековой, на эту работу уйдет порядка года. Но она готова к этому вызову.
Ставка на школяров
У директора компании ТОО "Мебельная фабрика "Феникс" Сапара Кудабаева свой взгляд на подготовку кадров. Он считает, что профориентацию необходимо начинать со школы, по типу учебных центров, где раз в неделю старшеклассники получают профессию. Скорее, им пытаются ее навязать.
"Я сам мебелью начал заниматься сразу после школы. Поэтому готов взять часть школьников и обучить их профессии. Без всякой стипендии. Но за короткое время они могут научиться тому, как зарабатывать деньги. Я живой пример перед ними", – говорит предприниматель.
Но тут очень важно желание. Если молодой человек не хочет обучаться, тратить на него свои ресурсы директор компании не считает нужным. Сапар Кудабаев пришел в мебельный бизнес сразу после школы – решил немного поработать на производстве, а уже потом поступать в высшее учебное заведение. Но процесс производства на фабрике затянул так, что молодой человек решил повременить с образованием.
"Почему делаю ставку на школьников? У них есть желание заработать, есть амбиции. Если говорить о тех, кто приходит через центр занятости, то, если честно, это несостоявшиеся люди. На обучение их толкает только нужда. Стоит ли на них тратить время и деньги, не уверен. Вот если человек придет с желанием, независимо от возраста, тогда другое дело", – говорит Сапар Кудабаев.
А вот молодым ребятам предпринимателям советует не бояться начинать собственное дело. "Молодость – это время, когда человек не боится совершать ошибки, это время поиска себя", – говорит спикер.
Идеей обучения именно школьников предприниматель загорелся будучи в Европе по программе "Деловые связи", где он побывал на больших заводах Германии. Все они набирают к себе на обучение школьников с 9 класса. "Например, компания Mercedes-Benz в год обучает 900 ребят. Таким образом, они растят для себя кадры. Пусть даже те ученики, которые пройдут у меня обучение, не останутся на моей фабрике. Важно другое – они получат профессию. Один самозанятый человек – это реальное дело", – уверен спикер.
Правда, запустить свой проект он сможет не раньше, чем ему дадут разрешение на подключение нового здания к тепловым сетям. Есть такая проблема в Павлодаре. Так что пока оборудование для производства межкомнатных дверей простаивает. И их продолжают завозить из России. Сегодня мебель компании можно увидеть в Назарбаев интеллектуальных школах. Это лишнее доказательство того, что компании есть чему обучить молодежь.
Шолпан Абрахманова