Как рассказал abctv.kz генеральный директор ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" (ТОО "КВК") Суюндык Куандыков: "Согласно штатному расписанию, у нас должно работать 880 человек, сейчас трудится 430, то есть мы обеспечены сотрудниками на две смены. Планируется с марта работать круглосуточно – в четыре смены. Необходимо производить в сутки порядка 10 полувагонов. Планируется якобы и увеличение заработной платы на 30 процентов".
К слову, сегодня средняя зарплата составляет более 111 тысяч тенге.
Под занавес уходящего 2017 года на предприятии было выпущено 188 единиц техники, до конца нынешнего года здесь планируют произвести 2300 полувагонов и 270 сорокафунтовых платформ.
За два года – 2015-й и 2016-й – с конвейера завода не сошло ни одного вагона, да и весь прошлый год были сомнения, что завод заработает. Но надежды местных властей по поводу восстановления рабочего ритма предприятия оправдались. Удалось сохранить и основную часть коллектива, к тому же без долгов по заработной плате. Впрочем, все это время люди получали деньги за неполный рабочих день, в среднем по 40-50 тысяч тенге.
И вот доверительный управляющий в лице АО "ЗИКСТО" (завод в городе Петропавловске, на официальном сайте приватизации "Самрук Казына" сказано, что 42,13% акций – у АО "НК "Казахстан инжиниринг", 54,51% – ТОО "Премиумвагонкомплект", 3,36% – физические лица. – Авт.) разместил заказ на экибастузском предприятии. По информации директора ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания", стоимость их полувагона составляет 15 миллионов тенге, что процентов на десять дороже российского, так как весь специализированный профиль, из которого, собственно, и строится полувагон, завозится с российских заводов.
Только колесную пару поставляет местный производитель – ТОО R.W.S.Wheelset.
Сегодня спрос на полувагоны существует не только у казахстанской железной дороги, который, по словам Суюндыка Куандыкова, составляет 10 тысяч единиц, но и в Российской Федерации, которая обновляет свой железнодорожный парк.
"У России сейчас выросла собственная потребность в вагонах, так что купить там сейчас не просто", – говорит он. Кроме полувагонов, до конца года предприятие должно произвести 270 универсальных платформ, которые прошли сертификацию. А вот опытный инновационный вагон, изготовленный год назад, с определенной нагрузкой на ось, еще проходит испытания.
Говоря о перспективах и гарантиях стабильности, генеральный директор предприятия сообщил, что до конца марта текущего года должен был заключен пятилетний договор с АО "Қазтеміртранс".
Правда, подобные договоры уже были, но результата не дали. Так, в феврале 2015 года был подписан меморандум между акимом Павлодарской области и АО "НК "КТЖ" на 25 миллиардов тенге, согласно которому нацкомпания должна была подать заявку в ТОО "КВК" на поставку 1244 вагонов в год. А вагоностроительная компания, в свою очередь, на 2,5 миллиарда тенге должна была подписать договор с павлодарским ТОО Format Mach Company, реализующим проект по освоению среднего и крупного вагонного литья. Но заявок тогда так и не последовало.
Сегодня у экибастузского предприятия появились частные покупатели на продукцию, которые уже приобрели 500 полувагонов. К слову, интерес к продукции предприятия проявляла и местная компания "Богатырь транс". Во всяком случае, со слов генерального директора, было запрошено коммерческое предложение, но дальше дело не пошло.
Если говорить о долгах предприятия, то, по словам Суюндыка Куандыкова, они составляют около пяти миллиардов тенге, образовавшиеся за поставленный товар. "Совместно с доверительным управляющим ЗИКСТО и "Қазтеміртранс" эту сумму планируется погасить в первом полугодии после реализации продукции. Кредит перед АТФ Банком также существует, подписано дополнительное соглашение о продлении погашения суммы займа до 2025 года, речь о 3,5 миллиарда тенге. Это деньги, на которые строился завод".
На завод по производству полувагонов изначально возлагались большие надежды. Все ожидали, что его запуск позволит наладить выпуск недорогих конкурентоспособных полувагонов, а впоследствии фитинговых платформ для перевозки большегрузных контейнеров, цистерн и крытых вагонов в крупных промышленных объемах.
ТОО "КВК" было запущено в июле 2011 года посредством телемоста с участием главы государства. Стоимость проекта оставила 7 миллиардов 650 миллионов тенге. Проектная мощность – 2000 полувагонов и 500 крытых вагонов. В 2015 году ввиду отсутствия заказов "КВК" не произвела ни одного вагона. В феврале 2016 года людей начали отправлять в вынужденные отпуска.
Марина Попова