/img/tv1.svg
RU KZ
Паводки на миллиард

Паводки на миллиард

Миллиард тенге понадобится в СКО на восстановление дорог, размытых паводком.

18:05 28 Июль 2016 1553

Паводки на миллиард

Автор:

Диана Слинькова

На одном из участков дороги областного значения до сих пор стоят талые воды, и проехать здесь невозможно.

Речь идет об автомобильной дороге между двумя райцентрами Сергеевка–Тимирязево.

«Здесь в районе села Дмитриевки весной был большой перелив талых вод, так как там дорога проходит по низменной части, подтопление дороги составило порядка 1 км, после спада остался подтопленным до сегодняшнего дня участок около 450 метров. Проезжать могут только большие машины, другие едут  по автодороге районного значения через село Дружба – эта дорога частично гравийно-щебеночная, часть грунтовая. В периоды дождей, которыми очень богато нынешнее лето, проезжая часть была практически разрушена», - рассказал руководитель управления транспорта и автомобильных дорог Бейбут Исманов.

По его словам, этот участок, ставший для жителей района не иначе как дорогой жизни (именно по ней можно добраться в областной центр, который находится за 250 километров) вошел в список дорог, которые будут восстановлены на счет резерва правительства, и работы стоимостью 46 млн тенге уже ведутся.

«Что касается подтопленного участка областной дороги, сегодня там сделали отжимные бермы, произвели отсыпку, отгородили проезжую часть дамбами от талых вод, будет проведена откачка воды и текущий ремонт автодороги. Восстановить движение здесь планируем максимум за 10 дней. Учитывая значимость дороги, на средства из областного бюджета разрабатывается проектно-сметная документация, и на следующий год в бюджете запланированы средства на проведение капитального ремонта этого участка с подъемом полотна и установкой водопропускного сооружения», - говорит г-н Исманов.

Судя по всему, эти работы крайне необходимо провести: по словам местных  старожилов, в 40-х годах прошлого века на этом участке было озеро, которое постепенно высохло в засушливые периоды, и позже здесь была проложена автомобильная дорога. Но видимо, природа берет свое…

Ситуация на этой автодороге – далеко не единственное последствие небывало мощного паводка в регионе этой весной. Сыграли свою роль очень снежные  и холодные зимы последних трех лет, дождливые летние периоды. На равнинных и заболоченных участках талой воде просто некуда было уходить – почва сильно промерзла. В таких условиях дорога неизбежно теряет несущую способность.

По словам Бейбута Исманова, в период паводка минувшей весной на 149 участках 66 автомобильных дорог произошел перелив, при этом на пяти дорогах для пропуска паводковых вод пришлось разрушить дорожное полотно, на 9 автодорогах было ограничено движение.

«В нескольких районах области и Петропавловске был объявлен режим ЧС, в связи с чем из республиканского бюджета на ликвидацию последствий паводка было выделено 1,3 млрд тенге. На эти средства будут выполнены работы автомобильных дорогах областного и районного значения. В Тайыншинском районе много участков пострадало, в частности, возле села Донецкого пришлось прорывать дорогу областного значения. Теперь здесь будет построено мощное водопропускное сооружение в дополнение к существующим. Много участков будет отремонтировано в Айыртауском районе и районе Шал акына. В Петропавловске проведут реконструкцию водопропускного сооружения на Кожзаводе и проведен средний ремонт улиц поселка Заречного», - заверил руководитель управления.

Ущерб от паводка только на автомобильных дорогах областного и районного значения (без учета строительства и ремонта водопропускных сооружений) в области составил около 1 млрд тенге. 70% этой суммы пришли из резерва правительства по ходатайству акима области, еще около 250 млн – из резерва акима области. Сегодня Бейбут Исманов вспоминает о самых больших проблемах того периода:

«Большая вода пришла от озера Тарангул в Есильском районе на автомобильную дорогу Покровка–Корнеевка, перелив полтора километра продолжался недели три, проезд был временно ограничен. Приходилось делать усиление обочин автомобильных дорог камнем силами подрядных организаций, это была очень сложная работа, которая велась практически под водой, но она была необходима: если бы произошел размыв дороги, то вся масса воды из озера (а Тарангул - одно из самых больших озер в области) пошло бы на республиканскую дорогу Астана – Петропавловск».

Кроме того, в области ведется и плановый ремонт дорог. На эти цели из республиканского и областного бюджетов выделено 6,1 млрд тенге, что позволит отремонтировать 385 км автомобильных дорог. Один из главных проектов -  реконструкция автодороги Келлеровка – Тайынша – Чкалово, которая ведется с 2010 года.  Всего будет реконструирован 31 км, в этом году – участок в 11, 7 км.

«Эта дорога очень значимая для нашего региона, т. к. соединяет три района – Уалихановский, Акжарский, Тайыншинский -  с областным центром, проект поддержан Министерством по инвестициям и развитию. В прошлом году провели корректировку ПСД по этому проекту, в итоге в связи с применением метода холодного ресайклирования  (повторное использование дорожной одежды) себестоимость ремонта одного километра снизилась практически в два раза – со 150 до 83 млн тенге с учетом инженерных сооружений на этой дороге. Кроме того, на этой дороге проводится капитальный ремонт моста стоимостью 110 млн тенге», - рассказал Бейбут Исманов.

Кроме того, на пяти объектах будет проведен средний ремонт дорог традиционным способом общим охватом 43 км,   еще на 46 км будет проведен средний ремонт методом холодного ресайклирования, а также текущий ремонт с использованием природного щебня.

«Это очень дешевый инертный материал, его карьеры имеются на территории области, что позволяет нам при одном и том же объеме финансирования по сравнению, например, с 2014 годом увеличить охват ремонтируемых участков дорог с 260 до 385 км», - пояснил Исманов.

По его словам, выполнение работ по объектам сегодня составляет 70%, и если позволит погода – основные работы к сентябрю будут закончены.

Диана Слинькова, Петропавловск
Фото автора

https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/pNksDr1t.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/QRV78eC9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/sIETwHoK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/s5HPmW21.jpg

Повторится ли большой паводок 2017 года?

15 Февраль 2020 11:36 1660

По данным «Казгидромета», в Костанайской области объемы снега и влагозапасов в нем значительно превышают установленные нормы и многолетние значения.

Предварительная оценка снежного покрова в Костанайской области сотрудниками «Казгидромета» и департамента по чрезвычайным ситуациям показала, что высота снежного покрова в среднем превышает норму на треть и составляет 27 сантиметров. Процент влагонакопления также превышает норму: 77 мм по факту на 10 февраля при норме 54 мм. Средняя толщина льда на реках колеблется от 37 до 67 см.

При этом в Тобол-Торгайской бассейновой инспекции отмечают, что водохранилища области полупустые. Прошлогодний паводок не позволил их наполнить. По данным на 1 февраля, наиболее крупные водохранилища области – Верхне-Тобольское, Каратомарское, Желкуарское и Верхне-Шортандинское заполнены на 58,5%. Свободная емкость составляет 580,9 млн м3.

В ДЧС Костанайской области отметили, что в восьми районах области высота снежного покрова значительно превышает многолетние значения. Это юг области – Амангельдинский, Жангельдинский районы и город Аркалык, а также Мендыкаринский, Карабалыкский, им. Беимбета Майлина, Сарыкольский,  Карасуский, Узункольский районы. В большинстве перечисленных районов, а также Аулиекольском влагозапасы превышают норму: от 150% до 277%. Уже сегодня спасатели говорят о запланированных взрывных работах на реках в Алтынсаринском, Аулиекольском, Жангельдинском, Камыстинском, Карасуском, Наурзумском и им. Б. Майлина. Взорвать планируют около 58 тыс. м3 льда.

«Краткий анализ снегозапасов прошлых лет идентичен с 2017 годом. Сценарий развития паводковой ситуации может осложниться в первую очередь в южных регионах области.

В этой связи заблаговременно с руководством комитета по чрезвычайным ситуациям отрабатывается возможность переброски дополнительных сил и средств с ДЧС Шымкента, Туркестанской и западных областей страны для оказания помощи по ликвидации ЧС в южные регионы нашей области», – уточнили в департаменте по ЧС региона.

В зону подтопления, по предварительным данным, попадает 98 населенных пунктов области с населением свыше 9,5 тыс. человек и более 27 тыс. голов скота, а также 136 участков автомобильных дорог общей протяженностью 44,8 км.

Если проводить аналогии с паводком 2017 года, то стоит вспомнить, что больше всего от воды пострадал Карасуский район, где были подтоплены дома в 15 населенных пунктах, включая 150 зданий в самом райцентре. Паводок 2017 года в районе тогда признали самым крупным за всю историю. Тогда большая вода пришла и в Аулиекольский, Сарыкольский, Наурзумский и другие районы области. Были зафиксированы не только подтопления зданий, но и размывы дорог. Доступ к некоторым линиям электропередач вода блокировала до самой осени, что принесло немало хлопот энергетикам. Особенностью весны 2017 года стало и то, что вода пришла полями, а не по руслам рек, как того ждали.

Эксперты отрасли отмечают, что в текущем году многое будет зависеть от осадков во второй половине февраля и в марте, а также скорости таяния снега, среднесуточных температур и многого другого. Поэтому все прогнозы озвучивают с приставкой «предварительные». Более точные данные у специалистов появятся в середине марта. В распоряжении спасателей будут уточненные прогнозы синоптиков, данные авиаразведки и космического мониторинга. Необходимые договоры, по данным ДЧС области, уже заключены.

Учитывая горький опыт, сегодня в регионе уже начали готовиться к паводку. В первую очередь сотрудники ДЧС обходят жителей тех районов городов и сел области, которые подвержены паводкам. Людям раздают брошюры и памятки с рекомендациями по подготовке к ЧС. В частности, людям советуют собрать чемодан с самыми необходимыми вещами: документами, медикаментами, ценностями, одеждой.

Спасатели совместно с врачами также ведут работу по корректировке числа беременных в паводкоопасных районах для плановой заблаговременной госпитализации.

С наступлением календарной весны в области приступят к очистке водопропускных труб и защитных дамб. Всего в регионе, по официальным данным, расположены 3478 водопропускных труб под автомобильными и железными дорогами. Работы будут вести АО «НК «Казахстан темир жолы», «Казводхоз», подразделения местных исполнительных органов.

После паводка 2017 года в области было уделено определенное внимание именно состоянию дорог и безопасности населенных пунктов. Дорожная карта по предупреждению и устранению паводковых угроз на 2017-2020 годы предусматривает 800 млн тенге на реализацию ряда проектов. В их числе:

  • строительство юго-западного обводного канала микрорайона Аэропорт в Костанае;
  • берегоукрепительные работы на реке Сарыозен в селе Сага Джангельдинского района;
  • восстановление плотины на реке Теректы села Коктал;
  • обустройство водопропускного канала в село Диевка  Аулиекольского района;
  • ремонт дамбы с обводным каналом в селе Приозерное района Б. Майлина;
  • устройство обводного канала в селе Костряковка Федоровского района.

В департаменте по ЧС Костанайской области отметили, что акиматы на местах также построили семь километров отводных каналов и отремонтировали еще 2 км подобных сооружений. В части сел укреплены берега рек и проведены работы по дноуглубению.

Уже сегодня в регионе создана группировка сил и средств, состоящая из 3,5 тыс. человек, 770 единиц техники, 100 плавсредств. В распоряжении спасателей будут пара сотен мотопомп, насосы, десятки тысяч тонн инертных материалов. В чрезвычайном резерве на неотложные затраты предусмотрено 506,6 млн тенге, заключены договоры намерения на поставку продуктов питания.

Татьяна Шестакова

Фото ДЧС Костанайской области

В Актобе проверили проекты ПРООН

06 Май 2018 18:48 1662

Была протестирована новая система раннего предупреждения о ЧП на Актюбинском водохранилище стоимостью 340 тыс. евро.

Дипломатическая миссия ЕС и ПРООН осмотрела новую систему раннего предупреждения, установленную Европейским Союзом и Программой Развития ООН на Актюбинском водохранилище.

Постоянный координатор ООН и постоянный представитель ПРООН в Казахстане Норимаса Шимомура и глава Департамента сотрудничества Представительства Европейского Союза в Казахстане Йоханнес Стенбек Мадсен ознакомились с новой системой раннего предупреждения.

Она была установлена Европейским Союзом и Программой Развития ООН (ПРООН) на Актюбинском водохранилище в рамках пилотного проекта «Безопасность и комплексное использование гидротехнических сооружений (ГТС) в Актюбинской области». Это первый этап, стоимость которого – 340 тыс. евро.

Второй этап проекта – разработка бизнес-модели по повышению эффективности управления ГТС с развитием многопрофильного рентабельного бизнеса на базе Каргалинского водохранилища Актюбинской области. На него ЕС выделил сложности 250 тыс. евро. На эти деньги составлено технико-экономическое обоснование для использования потенциальных мощностей водохранилища с учетом установки минигидроэлектростанции. Уже получено положительное заключение государственной экспертизы.

Пилотный проект в области является частью еще более масштабного совместного проекта ЕС и ПРООН «Поддержка Казахстана для перехода к модели зеленой экономики». Проект полностью финансируется Европейским Союзом на сумму 7,1 миллиона евро.

Внедрение новой системы предупреждения на актюбинском водохранилище должно позволить на 25% сократить риск затопления прибрежной территории и спрогнозировать чрезвычайную ситуацию за 24 часа до ее возникновения.

«Проект «Поддержка Казахстана для перехода к модели зеленой экономики» помогает Казахстану трансформировать свою экономику и поставить ее на «зеленые» рельсы. Он реализуется совместно с ПРООН. В рамках этого проекта мы обеспечиваем необходимым оборудованием, которое обеспечивает энергоэффективность. В Актобе мы установили систему раннего предупреждения на ГТС. Этот проект для нас очень важен хотя бы по тому, что Казахстан и страны ЕС – хорошие торговые партнеры. Сотрудничество с ЕС помогает диверсифицировать экономику Казахстана. Также и для нас это создает возможности в сфере бизнеса. Например, в системе раннего предупреждения есть оборудование производства Германии. Для Казахстана, в свою очередь, повышается безопасность в системе водообеспечения и его эффективность.

В теле плотины, на которой мы находимся, установлены датчики, которые замеряют температуру, давление и другие параметры. Информация от них передается в специальную «умную» систему. Там она обрабатывается. Система принимает интеллектуальное решение о рисках, о том, когда необходимо сделать сброс, чтобы понизить давление», - рассказал Йоханнес Стенбек Мадсен.

Цель подобных проектов – протестировать их, чтобы в дальнейшем эти новые технологии были реплицированы по всему Казахстану. Но для этого государству придется изыскивать средства. К тому же необходимо привлекать бизнес.

Если говорить о втором этапе проекта, – ГТС с развитием многопрофильного рентабельного бизнеса на базе Каргалинского водохранилища - то там планируется построить минигидроэлектростанцию. В комплекс предполагается включить теплицы, рыбное хозяйство и объекты туристического бизнеса. Но только составление проектно-сметной документации оценивается в 3,4 млрд тенге.

Европейские специалисты уверяют, что здесь возможно ведение бизнеса с рентабельностью 5,5 – 17,3%. Срок окупаемости – от 4,5 до 13 лет. Это позволит создать 35 «зеленых» рабочих мест.

В свою очередь Йоханнес Стенбек Мадсен отметил, что уже сейчас прорабатываются вопросы о сотрудничестве с бизнес-структурами и местными исполнительными органами.

«В первую очередь вы должны заострить свое внимание на том, что гидроэлектростанция должна управляться бизнесом-структурами. Доходы и выгода, получаемые от этой электростанции, должны работать только во благо, - сказал представитель ЕС в Казахстане.

Норимаса Шимомура отметил, что данный проект имеет огромное значение не только на региональном и республиканском уровне, но и на международном. И без фондирования ЕС он бы не состоялся.

«Подобные проекты решают не только проблемы безопасности, но и социального аспекта – в сфере возобновляемых источников энергии, создании новых рабочих мест. Мы надеемся, что эта программа на национальном уровне вносит свой вклад в диверсификацию и развитию зеленой экономики страны. Хочу отметить, что на глобальном уровне лидеры стран мира согласовали «Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий». И данный проект – шаг в эту сторону», - подчеркнул постоянный представитель ПРООН в Казахстане.

Реконструкция может не только предотвратить серьёзные последствия паводков, но и ежегодно дает занимающимся орошением аграриям дополнительные кубометры поливной воды,- сообщила пресс служба акимата. В 2016 году аким области Бердыбек Сапарбаев отмечал, что заинтересован в том, чтобы именно Актобе стал пилотной территорией реализации проекта ПРООН.

Кроме того, в апреле 2017 в Актюбинской области более 1 500 человек были эвакуированы в результате паводка. Тогда в реку Илек, на котором находится Актюбинское водохранилище, в ходе интенсивного таяния снега нерегулируемые стоки поступали в объеме 595 кубических метров в секунду. Всего в Актобинской области три крупных водохранилища: Каргалинское, Актюбинское и Саздинское. Сток из которых поступает на территорию областного центра. 

Семен Данилов