Изменения чиновниками министерства внесены в правила статистического учета, которые по факту лишают предпринимателей, зарегистрированных в мегаполисе, как вести такую отчетность, так в ее отсутствие и претендовать на государственную помощь. По новым правилам бизнесмены должны разместить в информационной системе субсидирования скриншоты из тетради учета крестьянских и фермерских хозяйств, которые предназначены для ведения акимами поселков и сел, которых, понятное дело, в Шымкенте, как в мегаполисе, быть не может.
"Согласно правилам субсидирования мы должны, получается, предоставить выписку из книги учета сельскохозяйственных животных либо взять статотчетность 24СК. Но, так как большинство пчелохозяйств зарегистрированы в форме ИП, возникает проблема, потому что ИП данная форма отчености не выдается. Вторая проблема – учетный номер. Пасеки все кочевые, они все находятся за пределами города, хотя все хозяйства зарегистрированны в черте города. Нужно понять, как нам поступать", – говорит пчеловод Руслан Нормухамедов.
При этом приказ был сделан еще 13 июля, но пчеловоды уверяют, узнали об изменениях всего месяц назад. За это время объединиться, провести обновленный статучет и подать документы на получение финансирования, которое ограничено временем – крайний срок 20 декабря, просто не представляется возможным.
Оказалось, что точно в такой же ситуации из-за введения новых правил оказались и пчеловоды другого казахстанского мегаполиса – Алматы. Председатель Алматинского общества пчеловодов Лариса Шикунова утверждает, из-за такого отношения миллиарды тенге уходят в экономику Узбекистана, откуда пчел везут в огромном количестве.
"У всех пчеловодов Казахстана проблемы одни и те же. Пожалуйста, помогите. У нас та же проблема: пчеловод живет в городе, пасека – за городом, он не может рассчитывать на субсидии. У нас по городу Алматы субсидирование пчеловодства не предусмотрено вообще. Мы тоже организовали СПК и через СПК проводим субсидии пчеловодам, а развитие пчеловодства без субсидий невозможно. Казахстан должен сам себя обеспечивать качественными пчелосемьями. Мы можем закрыть узбекский импорт, мы можем соскочить с этой иглы, если будем думать, как помочь нашим пчеловодам. Миллиарды тенге уходят в Узбекистан, мы поднимаем экономику соседнего государства", – возмущается председатель Алматинского союза пчеловодов Лариса Шикунова.
А сумма, к слову, на 2021 год, предусмотренная в местном бюджете на ведение селекционной и племенной работы с пчелосемьями, неплохая и составляет 100 млн тенге. И это в два раза больше, чем годом ранее, в 2020-м было 42 млн тенге. На выведение одной пчелиной семьи предусмотрена стандартная сумма в пять тысяч тенге, иначе, признаются селекционеры, выводить собственных пчел совершенно невыгодно.
"Я дал предложение убрать статистический отчет и учетный номер тоже убрать, и пусть как раньше будет. В этом году, конечно, не успеют получить субсидии, год уже закончился, уже статотчетность не принимают. А если надо сдать, то надо или ТОО, или СПК создать, им всем объединяться, потому что как ИП они получить не смогут. Даже если получится у них до конца года сдать статотчет, то они успеют только подать заявку. Но мы постараемся сохранить деньги и на следующий год заплатить им сразу за два года", – пообещал начальник отдела животноводства управления сельского хозяйства Шымкента Жанибек Тогай.
18 шымкентских пчеловодов экстренно объединились в сельскохозяйственный кооператив, но даже на сдачу статотчета и подачу заявки у них осталось менее трех недель. Члены шымкентского Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции призывают министерских товарищей принять быстрое решение для исправления ими же созданной проблемы.
"Какой-то чиновник министерства сельского хозяйства написал эти правила, которые подрывают полностью отрасль пчеловодства, это очень серьезный вопрос. Тут представители антикора, прокуратуры и агентства по финмониторингу, прошу проанализировать эту ситуацию – это чистейшее вредительство", – отметил председатель Совета по защите предпринимателей Мэлс Сейтжанов.
Мира Бахытова, Шымкент