Группа экспертов, в которую входят Болат Жамишев, Ораз Жандосов, Григорий Марченко, Кадыржан Дамитов и Елена Бахмутова, разработала ряд рекомендаций по улучшению пенсионной системы Казахстана. В интервью inbusiness.kz Елена Бахмутова, глава Ассоциации финансистов Казахстана, рассказала о деталях предложенных изменений.
– Елена Леонидовна, в чем заключается ваше предложение по усилению государственного компонента пенсионной системы?
– У нас существует трехуровневая пенсионная система, созданная в 1998 году, которая состоит из трех компонентов. Государственный компонент включает в себя выплаты пропорционально стажу работы до 1 января 1998 года (за счет свернутой солидарной системы) и государственную базовую пенсионную выплату из республиканского бюджета. Второй компонент – пенсионные накопления, сформированные за счет уплаты обязательных пенсионных взносов в размере 10% от доходов. Третий компонент – накопления за счет добровольных взносов граждан.
Мы предлагаем усилить государственный компонент путем увеличения размера базовой пенсионной выплаты, поскольку выплаты из солидарной системы для вновь выходящих пенсионеров уменьшаются пропорционально снижению их стажа работы до 1 января 1998 года. В 2040 году достигнут пенсионного возраста граждане, которые уже не будут иметь такого стажа совсем.
– Как это будет происходить на практике?
– Сейчас базовая пенсионная выплата выплачивается гражданам с момента достижения пенсионного возраста. Она финансируется из республиканского бюджета, при этом размер устанавливается в процентах от прожиточного минимума и зависит от стажа трудовой деятельности.
Размер прожиточного минимума ежегодно пересматривается и утверждается законом о республиканском бюджете. Однако на протяжении нескольких лет индексация показателей прожиточного минимума, базовой пенсионной выплаты отставала от темпов роста инфляции.
Кроме того, методология расчета прожиточного минимума вызывает нарекания со стороны экспертов и нуждается в совершенствовании. В сложившейся ситуации происходит отставание показателей прожиточного минимума и, соответственно, размеров базовой пенсионной выплаты от темпов роста трудовых доходов и роста минимальной заработной платы. Возникшие дисбалансы в показателях приводят к снижению отношения базовой пенсионной выплаты к бывшему доходу гражданина при его выходе на пенсию, что по-другому называется ставкой замещения трудового дохода и является важнейшим показателем адекватности пенсионных систем в мире.
Чтобы исключить такие дисбалансы, группа экспертов предлагает использовать для расчета базовой пенсионной выплаты показатель минимальной заработной платы, что позволит поддерживать постоянную связь с уровнем заработных плат в экономике. Однако для обеспечения такой связи необходимо устанавливать размер минимальной заработной платы пропорционально сложившейся в экономике медианной заработной плате (это величина, при которой 50% работающих получают зарплату выше, а 50% работающих — ниже). В международной практике минимальную заработную плату устанавливают на уровне половины от медианной заработной платы. Сейчас в Казахстане минимальная заработная плата составляет 85 тысяч тенге. Если бы ввели параметризацию на основе медианной заработной платы, то минимальная заработная плата составила бы порядка 113 тысяч тенге.
Для достижения таких величин требуется некоторое время с учетом возможностей бюджета.
Эксперты предлагают назначать базовую пенсионную выплату в зависимости от трудового стажа, в размере от 55% до 80% от минимальной заработной платы, установленной по обновленной методике. Это и будет вкладом государства в формирование совокупных пенсионных выплат нашим пожилым гражданам.
– Есть ли оценки дополнительной нагрузки на бюджет, если это предложение будет принято?
– Сейчас расходы бюджета на солидарную и государственную базовую пенсионную выплату составляют примерно 2,8-2,9% от валового внутреннего продукта. Общие расходы государственного бюджета составляют порядка 21-22% от ВВП.
По оценке группы экспертов, расходы бюджета на выплату государственных пенсий необходимо поддерживать на уровне сложившихся, то есть в пределах 3% от ВВП. Снижение доли государственных расходов на пенсии может привести к резкому снижению доходов граждан при достижении ими пенсионного возраста и возможности получать трудовые доходы.
Для сравнения, в странах с накопительной пенсионной системой, таких как Австралия, Чили и Мексика, размер расходов государственного компонента составляет 3-4% от ВВП. В странах ОЭСР этот показатель достигает свыше 7%.
– Почему общественный совет при ЕНПФ предлагает запретить досрочное изъятие пенсионных накоплений?
– В настоящее время я комментирую предложения экспертов, которые не содержат никаких запретов. К сожалению, в прессе муссируется искаженная информация. На самом деле в предложениях экспертов, которые были направлены на рассмотрение главе государства, а затем государственным органам по его поручению, содержится предложение сохранить право на альтернативное изъятие пенсионных накоплений. Но только в том случае, если у граждан уже сформирован достаточный размер таких накоплений для покупки пожизненного пенсионного аннуитета либо выплат из ЕНПФ по графику.
– То есть вы предлагаете сохранить имеющиеся пороги достаточности или их повысить?
– Пороги достаточности должны рассчитываться периодически на основе актуарных прогнозов, которые в числе прочего включают оценки продолжительности жизни, роста экономики, уровней инвестиционного дохода пенсионных активов, структуры занятости.
Возможность изъятия на альтернативные цели, в основном на лечение, существует в некоторых странах. Это может выступать одним из способов мотивации населения платить пенсионные взносы. Однако основная цель пенсионных накоплений – замещение в старости утраченного в силу возраста трудового дохода.
– Какие стимулы вы предлагаете предоставить занятому населению для увеличения участия в накопительной пенсионной системе?
– Это действительно серьезная проблема. По оценке ЕНПФ, 37% граждан, достигающих пенсионного возраста в этом году, имеют стаж участия в накопительной системе менее 5 лет. А ведь с момента введения удержания обязательных пенсионных взносов работодателем из доходов работников прошло более 25 лет.
Статистика свидетельствует о серьезных изъянах в процессе удержания обязательных пенсионных взносов, значительном объеме теневых доходов и лазеек для уклонения от уплаты взносов.
Получается, что обязательность не соблюдается, несмотря на то, что в процесс контроля вовлечены фискальные органы и работодатели. Нужны не только административные, но и мотивационные меры вовлечения граждан.
Напомню о текущих стимулах. Взносы удерживаются работодателями с дохода работника и освобождены от подоходного налога. Инвестиционный доход, который получают вкладчики на свои пенсионные накопления, также освобожден от подоходного налога. Вкладчики могут отслеживать свои пенсионные накопления и управлять ими, переводя их в частные управляющие компании для получения более высокой доходности. При достаточности пенсионных накоплений их можно использовать на альтернативные цели: лечение и приобретение жилья.
С 1 января 2024 года вступили в силу требования по уплате обязательных пенсионных взносов работодателей в пользу своих работников в размере 5% от дохода. К сожалению, вопреки возражениям многих экспертов, систему ввели условно накопительную, по сути, распределительную, что лишило мотивации как самих работодателей, так и их работников.
Более того, около 2,2 млн граждан, по оценке минтруда, являются самозанятыми, у них нет работодателя, который бы заплатил в их пользу такие взносы.
Можно серьезно усилить мотивацию, если заменить условно накопительную систему на полностью накопительную, при которой работодатели будут перечислять свои взносы в пользу наемных работников непосредственно на их индивидуальные счета в ЕНПФ.
Это будет дополнительной мотивацией для людей участвовать в системе. Кроме того, это повысит адекватность пенсионных выплат в будущем, так как размер взносов будет составлять 10% от работника + 4% от работодателя — это уже 14%. При постоянной уплате пенсионных взносов и достаточном инвестиционном доходе вторая часть пенсионных накоплений (накопительная) будет достаточно значительной в совокупных выплатах при достижении пенсионного возраста.
– А не может ли случиться обратного процесса, когда работодатели, наоборот, перейдут на зарплату в конвертах, чтобы не увеличивать еще на 4% свою нагрузку на фонд оплаты труда, который и так составляет 37%?
– Вопрос об увеличении взносов работодателей сложный и требует внимательного подхода. Необходимо учитывать интересы как работников, так и работодателей. Однако если мы посмотрим на мировой опыт, то взносы в пенсионные системы действительно значительны. Исследования показывают, что для достижения адекватного пенсионного дохода в старости при постоянных взносах в течение 40 лет необходимо, чтобы общий размер взносов составлял от 13% до 18%. Это позволит обеспечить пенсионные выплаты в размере от 30% до 40% от замещаемого дохода.
Если мы хотим, чтобы пенсионная система не была формальной, а действительно обеспечивала достойный уровень жизни в старости, то взносы должны быть соответствующими.
Сейчас работники платят 10%, и повышать этот размер сложно при текущих уровнях трудовых доходов. Поскольку обязательные взносы работодателей уже введены на законодательном уровне, необходимо срочно устранить изъяны, выстроив правильную мотивацию всех сторон.
Государственный компонент из бюджета в виде базовой пенсионной выплаты содержит достаточно "уравнительных" механизмов и направлен в первую очередь на граждан с невысокими трудовыми доходами. Что касается накопительного компонента, то он должен строиться по принципу индивидуальных сбережений, с правом распоряжения и наследования.
Для самозанятых граждан также необходимы стимулы участия в накопительной системе.
Мы считаем, что нужно предложить простой и понятный механизм для мотивации самозанятых участвовать в пенсионной системе. Опыт пандемии показал, что люди откликаются на простые и доступные механизмы. Например, более 1,2 млн человек воспользовались возможностью получить минимальную заработную плату при уплате единого совокупного платежа.
Мы предлагаем разработать аналогичный механизм для самозанятых, но сделать его более адекватным. Если самозанятый человек уплатит 10% от минимальной заработной платы 12 раз в год, то он получит доплату от государства в размере 5% от минимальной заработной платы. Таким образом, условия для наемных и самозанятых работников будут равными. Что касается затрат, то, согласно расчетам, расходы бюджеты на государственный компонент пенсий, включая доплату для самозанятых, не выйдут за пределы 3% от ВВП.
– Как показала практика, люди один раз оплатили, но потом снова ушли в тень.
– Для эффективности предложенного механизма необходим постоянный мониторинг. Разовые акции не будут достаточными. Нельзя подрывать основные принципы системы. Однако необходимо регулярно обновлять актуарные прогнозы для сохранения адекватности пенсионных выплат. На основе таких отчетов необходимо рассказывать населению о сути необходимых изменений, их целях и результатах. Открытость и последовательность мер государства обеспечат доверие населения к пенсионной системе.
– Многие люди не участвуют в системе, так как не верят, что получат свои накопления в будущем. Существуют отрицательные истории о том, как деньги из пенсионного фонда тратятся на непопулярные цели.
– Важно подчеркнуть, что за 26 лет существования пенсионной системы в стране не было ни одного случая, когда люди не получили свои пенсионные накопления. Сохранность и доходность пенсионных активов обеспечены. Необходимо усилить внимание к эффективности инвестиционного управления пенсионными активами. Вкладчики должны знать, что их деньги управляются в их интересах и обеспечивают адекватную доходность: как минимум инфляция +2% в долгосрочной перспективе.
Важно обеспечить конкуренцию на рынке управления пенсионными активами, чтобы люди могли переводить свои накопления в частные управляющие компании, если они видят, что там обеспечивается более высокая доходность.
– Что касается передачи накоплений в УИП. Почему граждане неактивно пользуются данной опцией?
– Необходимо постоянно мотивировать людей участвовать в пенсионной системе и рассказывать им о ее преимуществах. В 2014 году было принято решение передать управление пенсионными активами Национальному банку.
Сейчас важно возвращать вкладчикам контроль над своими пенсионными накоплениями и предоставить им возможность переводить свои деньги в частные управляющие компании.
Наши предложения направлены на то, чтобы вкладчики могли создавать несколько портфелей и выбирать разные стратегии управления своими накоплениями: консервативную, умеренную или даже более агрессивную. Это позволит им получать более высокую доходность и увеличить свои пенсионные накопления. Важно, чтобы решения о пенсионной системе не принимались в тишине, а обсуждались с общественностью на разных уровнях.
Не забывайте, что цикл накопительной пенсионной системы – это 40 лет. Мы еще находимся в середине пути, и размер пенсионных накоплений у каждого человека зависит от его трудового стажа и периода взносов. Но важно постоянно платить взносы, так как на них идет инвестиционный доход. Через 40 лет доля инвестиционного дохода превысит 80 процентов в структуре пенсионных накоплений.
То, что мы сегодня обсуждали, касается будущих пенсионеров, тех, которым сегодня еще далеко до старости. Народная мудрость говорит, что сани надо готовить летом.
– Спасибо за интервью!
Изображение от pressfoto на Freepik
Читайте по теме:
Съест ли инфляция будущие пенсии казахстанцев?