Информацию о том, что с 2022 года существенно повышаются пороги минимальной достаточности для изъятия части пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий, лечение или для перевода частным управляющим, пользователи соцсетей начали активно обсуждать вечером в четверг, 2 декабря, сообщает inbusiness.kz. Утром 3 декабря Единый накопительный пенсионный фонд дал разъяснения: новые пороги рассчитаны согласно методике, утвержденной в 2013 году с обновлениями, внесенными в январе 2021 года.
В формуле расчета используются социальные показатели, в частности минимальная заработная плата (МЗП). И, поскольку ее размер с 2022 года увеличится с 42,5 тыс. тенге до 60 тыс. тенге, поднимутся и пороги минимальной достаточности. Так, например, для человека 20 лет порог повышается с 1,71 млн тенге до 3,14 млн тенге, для людей в возрасте 59-62 лет – с 5,56 млн тенге до 9,12 млн тенге.
На вопросы inbusiness.kz ответил директор департамента прикладных исследований AERC Рустам Бекишев.
– Можно ли говорить, что увеличение порогов получилось "чисто механически" из-за повышения МЗП или в этом есть и другие смыслы?
– По заявлению самого ЕНПФ, при расчете порогов минимальной достаточности учитывается МЗП. Поэтому вполне возможно, что увеличение значений произошло "механически", вследствие использования МЗП в формуле расчета.
Однако одновременно стоит отметить, что МЗП с 2022 года увеличится примерно на 41% (с 42 500 до 60 000 тенге), в то время как увеличение порогов достаточности варьируется от 64% до 84%. В связи с чем я могу сделать вывод о том, что, помимо увеличения МЗП, роль сыграли и другие факторы.
В частности, это может быть и само увеличение заработных плат: напомню, что, согласно бюро национальной статистики АСПР РК, за январь-сентябрь 2021 года зарплаты выросли как в номинальном выражении – на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, так и в реальном выражении – на 8,8% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.
Конечно, лично у меня складывается ощущение, что, возможно, увеличение порогов достаточности было также произведено с целью охладить спрос на жилье, ведь цены на первичное жилье в октябре текущего года выросли на 14,6%, а на вторичное – на 23,7% по сравнению с октябрем 2020 года. Хотя однозначно утверждать, что была такая мотивация в увеличении порога, я не могу, поскольку не знаком с самой процедурой расчета порога достаточности. Это просто мое мнение, что такую мотивацию можно было бы ожидать с учетом роста цен на жилье.
На этой почве я бы порекомендовал ЕНПФ опубликовать формулу расчета порога достаточности: это сразу сняло бы многие вопросы у населения и одновременно привело бы к увеличению доверия со стороны населения к самому фонду.
Транспарентность ЕНПФ в этом вопросе, как мне кажется, – важный элемент дальнейшего выстраивания политики доверия к пенсионной системе. К тому же публикация и возможность обсуждения способов расчета порога минимальной достаточности может улучшить политику изъятия накоплений.
– Насколько адекватно повышение порогов минимальной достаточности именно на такой размер, который озвучен для каждого возраста?
– По поводу адекватности повышения порога: если говорить о том, почему, допустим, для 20-летних порог повышен именно на 84% – на это сможет ответить только сам ЕНПФ. Однако я могу сказать, почему, на мой взгляд, для более молодых порог достаточности увеличен на больший процент, чем для людей постарше. Для этого можно взглянуть на статистику по среднемесячной зарплате в разрезе возраста.
Если сравнивать среднюю зарплату за январь-апрель 2021 года со среднемесячной зарплатой 2020 года в разрезе возрастов, то наибольший прирост зарплаты как раз был у более молодых специалистов, и по мере увеличения возраста темпы прироста зарплаты замедляются. Поэтому тот факт, что для молодых порог достаточности увеличен на больший процент, соотносится с темпами прироста зарплат.
Хотя, безусловно, увеличение порога с точки зрения абсолютных значений зарплат по возрастным категориям неадекватно: зарплаты у молодых специалистов гораздо ниже, чем у старшей возрастной категории, но порог для них увеличили сильнее.
– В этом году, согласно данным ЕНПФ на 25 ноября, казахстанцы использовали более 2 трлн тенге на улучшение жилищных условий, при этом средняя сумма единовременной выплаты снизилась с 5,3 млн тенге в период с 25 января по февраль до 3,9 млн тенге. На лечение изъяли 64,5 млрд тенге, в УИП перевели примерно 5,9 млрд тенге. Насколько опция изъятия пенсионных "излишков" все еще востребована? Либо бум уже прошел?
– По данным Нацбанка, пенсионные накопления что в сентябре, что в октябре росли на 1,1%, хотя в январе-июне пенсионные накопления уменьшались из-за изъятий. По этим данным я могу сказать, что динамика изъятий развернулась во второй половине этого года: "бум" изъятий прошел.
Однако это не означает, что опция изъятия не востребована, в любом случае возможность снять накопления играет роль как минимум инструмента для повышения доверия населения к ЕНПФ.
– Предправления ЕНПФ Жанат Курманов сказал, что, по оценкам фонда, в 2022 году при новых порогах минимальной достаточности использовать пенсионные накопления на альтернативные цели смогут примерно 582 тыс. казахстанцев. Доступная для них общая сумма пенсионных "излишков" составит 900 млрд тенге. Какой процент вкладчиков ЕНПФ из каждой возрастной группы сможет воспользоваться опцией изъятия?
– Точный процент не смогу сказать, так как данные о пенсионных накоплениях конфиденциальны. Однако очевидно, что этот процент будет различаться для разных возрастных групп.
Повышение порога достаточности, как мне кажется, сделало недоступным изъятие для молодых людей: если смотреть по среднемесячным зарплатам, то, к примеру, зарплата работников в возрасте 16-24 лет составляла в среднем 150 тыс. тенге в январе-апреле 2021 года. Если предположить, что человек будет работать даже с 16 лет за 150 тыс. тенге в месяц, то к 24 годам он накопит всего 1,44 млн тенге.
Понятно, что зарплата – это не единственный доход, с которого могут поступать отчисления в ЕНПФ. Но учитывая, что в структуре доходов домохозяйств зарплата занимает 60-65%, только небольшой процент молодых специалистов сможет накопить свыше нового порога.
Что касается старших возрастов, то там процент людей, имеющих возможность воспользоваться суммами, будет выше с учетом более высокой оплаты труда в среднем.
Тем не менее общий принцип для всех возрастов следующий. Процедурой смогут воспользоваться теперь наиболее зажиточные, имеющие высокий доход. Хотя изначально возможность изъятия, как мне казалось, рассматривалась для помощи в улучшении жилищного положения групп населения, имеющих менее высокие доходы.
Подобная политика ЕНПФ может вместо повышения доверия привести к росту социального недовольства. Именно поэтому важно, чтобы ЕНПФ сделал подобные расчеты прозрачными, объясняя мотивацию в таком решении.
Елена Тумашова