Комиссия занимается разработкой предложений по передаче в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов сферы телекоммуникаций, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и других отраслей. Учитывая, что периодически также муссируется вопрос о национализации промышленных активов, нужно оценить все риски и прогнозы на подобные действия со стороны государства, передает inbusiness.kz.
Объектами демонополизации становятся компании, которые занимаются деятельностью, не соответствующей целям и задачам, прописанным в учредительных документах, либо неэффективно показавшие свою работу. Передача из одних частных рук в другие – всегда вопрос щепетильный. Насколько справедливо и законно будет вестись этот процесс? Не пострадает ли рабочий коллектив? Не скажется ли это на отрасли в целом? Эти же вопросы встают и при национализации предприятий, то есть, когда активы переходят из частной в государственную собственность.
Главный аргумент сторонников национализации заключается в убеждении в том, что принадлежащее государству принадлежит народу. Однако многие эксперты и аналитики скептически относятся к этой идее, ставя под сомнение успех национализации.
Главное опасение экспертов в том, что национализация зачастую приводит к экономическим крахам, это может быть своеобразной формой рейдерского захвата, вызывающего обоснованные страхи среди участников рыночной экономики. Примеров подобных явлений много за рубежом и в соседних странах, уже предпринимавших попытки национализации промышленных активов. Некоторые страны прибегают к национализации в период экономических кризисов, войн, санкций и других форс-мажорных ситуаций. В послевоенные годы прошлого века в Восточной Европе, Китае и Корее проходила масштабная национализация активов, сегодня в соседней России многие предприятия переходят в госсобственность, в основном речь идет о компаниях, принадлежавших иностранцам, ставших по законодательству РФ ныне иноагентами.
Зачастую национализация затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Недавний пример с "АрселорМиттал Темиртау", владевшей угольными шахтами с 1995 года, ставшей ныне Qarmet, где инвестор обязался вложить в модернизацию более 3 млрд долларов, тому подтверждение. Готово ли государство взять на себя такие серьезные финансовые обязательства – вопрос спорный.
Дополнительные опасения экономистов связаны с тем, что государство может не быть самым лучшим управленцем. Прошлый опыт показывает, что государственное управление часто приводит к неэффективности, раздуванию бюрократического аппарата и в итоге к стагнации и банкротству. Это может подорвать инвестиционный климат и приводить к экономическому застою. Для развивающихся стран, к которым относится и Казахстан, это слишком серьезные последствия, реабилитировать которые будет непросто.
Кроме того, крупные частные предприятия в Казахстане играют значительную роль в социальной сфере, включая здравоохранение, образование и ЖКХ. Особенно в моногородах, и речь не только о социальной ответственности предприятий. Дело в том, что в небольших населенных пунктах создается свой микроклимат: от деятельности градообразующих промышленных объектов зависит и жизнеспособность маленького продуктового магазина, и работа объекта малого бизнеса как поставщика той или иной продукции или сырья для крупного предприятия. Что еще раз подчеркивает важность рыночной модели экономики, где государство выступает регулятором, а не управляющим.
Среди преимуществ национализации можно выделить вероятную возможность более директивного управления и ускоренного решения вопросов, но при этом оказывается чрезмерное влияние на рынок и потенциальные негативные последствия для инвестиционного климата и общества в целом.
В общем, мнения экспертов сводятся к тому, что в Казахстане существует значительный скепсис относительно национализации, основанный на опасениях касательно эффективности государственного управления, потенциального ущерба для инвестиционного климата и негативных исторических примеров. Это отражает более широкую тенденцию предпочтения рыночной экономики и частного предпринимательства в современном Казахстане.
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay