Переход на Казахстан: откровения компаний, расширяющихся на СНГ в нынешних реалиях

Руфина Таубаева Руфина Таубаева
2101

Военные события спровоцировали сильнейший отток зарубежных компаний и кадров из России.

Переход на Казахстан: откровения компаний, расширяющихся на СНГ в нынешних реалиях

Теперь российский рынок ввиду санкционных ограничений представляет меньшую привлекательность не только для местных фирм, но и международных компаний. Эти и другие причины стали предпосылкой к расширению бизнеса на новые рынки, и одним из самых удобных и привлекательных регионов оказался Казахстан. Мы пообщались с основателями и сотрудниками компаний, которые в данный момент занимаются активной экспансией казахстанских просторов. В этой статье они поделились своими дальнейшими профессиональными планами, видениями плюсов и минусов перехода на международный формат, а также личными причинами расширения.

Игорь Красюк, основатель сервиса аналитики соцсетей LiveDune.

В первые дни мы, конечно, расстроились, что ситуация складывается не в нашу пользу. Сначала уход брендов, а затем блокировка Instagram* – было очевидно, что smm-маркетинг, для которого создан наш сервис, в ближайшие годы будет переживать не самые лучшие времена. Тогда мы предположили, что все пойдут во "ВКонтакте", а значит нам необходимо усиливать свой инструментарий для аналитики этой соцсети. В течение недели-двух смотрели, что там происходит и осознали, что как там не было жизни, так ее и не будет. По крайней мере в ближайшее время.

Мы предлагаем адекватную цену за большой набор инструментов для аналитики социальных сетей. В этом наше преимущество в том числе.

Мы любим Instagram* и хотим работать с ним дальше. Вот только конкретно наш рынок делится на две части: Россия с Telegram, "Одноклассниками", "ВКонтакте" и большой мир с Facebook*, Instagram*, Twitter. Выбор был очевиден: идём за рубеж. Но куда? Есть СНГ, с которым все примерно понятно, и есть другие страны, где из-за языкового барьера нам пока сложно будет проводить элементарный CustDev. Поначалу попытались по своим контактам поискать, с кем можно пообщаться. Пощупали Турцию, потому что по статистике там много пользователей. Но внутренние отчеты показали, что за март охотнее всего к нам приходили пользователи из Казахстана. Так и вышли на этот рынок, и сейчас, спустя почти два месяца, уже работаем с ними информационно: участвовали в большой конференции по маркетингу, ведём коммуникацию с блогерами, взаимодействуем со СМИ.

На данный момент среди плюсов казахстанской ниши мы выделяем работающий Instagram*. Сам рынок начинает развиваться, хоть и чуть отстает от российского, да и языкового барьера нет. Также, там довольно много агентств и людей, кому интересен Instagram*, они и будут сокращать отставание от России. А чтобы понять минусы, надо активно поработать с рынком. Пока явных не видим, напротив, наблюдаем интерес к нашему продукту, с нами охотно общаются эксперты и не клиенты, чтобы рассказать об особенностях местного рынка.

Конечно, выйдя на международную платформу, мы острее ощутили свою конкурентоспособность. Думаю, это связано с тем, что в самом Казахстане нет аналогов нашему сервису, а зарубежные – слишком дорогие. Мы предлагаем адекватную цену за большой набор инструментов для аналитики социальных сетей. В этом наше преимущество в том числе.

В планах на Казахстан – работать, зарабатывать, закрывать проблемы нашей целевой аудитории. Долгосрочных стратегий не строим, работаем в условиях гибкости. Возможно, чуть позже начнём работу с Узбекистаном, Азербайджаном, Польшей.

Юлия Сабитова, основатель и партнер коммуникационного агентства BeGlobe.

Изначально фокус агентства BeGlobe был направлен на предоставление услуг в области стратегических коммуникаций в США, Великобритании и странах ЕС. Во-первых, потому что после пандемии в разы вырос запрос на продвижение коммуникационное обслуживание от компаний из стран Центральной Азии и Восточной Европы. При этом специалистов с релевантным опытом работы в области стратегических коммуникаций, понимающих локальный менталитет и готовых вписывать его в интересы международного рынка, было мало. Но так получилось, что в сентябре прошлого года я на несколько месяцев приехала в Казахстан, и, узнав об этом, ряд моих клиентов обратились ко мне за помощью выстроить коммуникации в Центральной Азии.

Вообще, Казахстан – страна с очень хорошим экспортным потенциалом, особенно, в креативной сфере. Работа в республике расширила мой кругозор и сделала BeGlobe богаче как в профессиональном смысле, так и в культурном.

Последние пять лет я внимательно наблюдала за рынком Казахстана, читала местные СМИ, поэтому решила, что это интересный вызов – попробовать применить знания, полученные в России, Великобритании, США и странах ЕС на данном рынке. Более того, в Алматы у меня уже к тому моменту был успешно реализованный проект в партнерстве с двумя коллегами-казахстанками, у которых более 20 лет опыта в медиа-бизнесе и PR. Под запрос клиента мы стали юридическим лицом в Казахстане и начали работу. Сегодня среди наших клиентов такие компании как JET, Zyfra Asia, "Евразийский культурный альянс", и такие партнёры, как "Ассоциация экологичного транспорта РК" и Internews.

Одна из сильных сторон BeGlobe в том, что мои партнеры Юлия Новикова и Наталья Слудская из Казахстана. Мы понимаем культуру рынка, способны улавливать и учитывать нюансы, находимся в одном сообществе с другими журналистами. Поэтому пока что мы планируем развиваться именно в Казахстане, и меня это радует: мой муж казахстанец и патриот, он очень любит свою страну, через него и наших общих друзей я тоже её полюбила.

Плюс Казахстана – это, безусловно, люди и их таланты. Я в абсолютном восторге от работы с местными специалистами, уровня компетенций в компаниях, с которыми мы сотрудничаем. Кроме того, PR – это творческая профессия, и могу с уверенностью сказать, что в Казахстане очень много талантливых предпринимателей, журналистов, фотографов, видеооператоров, райтеров, художников. Еще один существенный плюс, что в Казахстане важна репутация – как людям, так и компаниям, это значительно облегчает работу, так как твои партнеры всегда нацелены на результат.

Минус Казахстана в том, что это сложный рынок в том смысле, что в Республике 19 млн человек, население говорит на двух языках, поэтому всегда надо точно интервьюировать клиента, на какую целевую аудиторию и в каких городах надо выстраивать коммуникации. Тут гораздо сложнее запустить сообщение, которое дойдет до всех на республиканском уровне, но мы это умеем, любим и делаем.

Преимущество работы непосредственно из Казахстана в связях с людьми. В прошлом году мы провели два мероприятия для клиентов, и каждый день у меня были встречи и знакомства с людьми, с которыми я идеально находила общий язык и общие интересы. Это питало меня и положительно сказывалось на развитии BeGlobe. Открытость и искренний интерес ко всему меня подкупали, в Европе люди гораздо более холодны, нацелены в основном только на работу, ничего личного. Я думаю, что очень сложно развивать бизнес в Казахстане, не присутствуя там. Как, собственно, и на любом другом рынке.

При расширении на международную платформу чувство конкурентоспособности, безусловно, обострилось. Я очень рада, что меня часто тегают друзья из разных стран в запросах на помощь в Казахстане, что клиенты и журналисты рекомендуют нас компаниям внутри Казахстана. Вообще, Казахстан – страна с очень хорошим экспортным потенциалом, особенно, в креативной сфере. Работа в республике расширила мой кругозор и сделала BeGlobe богаче как в профессиональном смысле, так и в культурном. У нас получается привносить новые практики в Казахстан, но, в то же время, мы сами каждый день учимся новому от наших коллег и партнеров в Казахстане.

Надеюсь, что в горизонте пяти лет мы станем одним из ведущих коммуникационных агентств для технологических и культурных компаний Казахстана. Живя в Швейцарии и работая на других рынках тоже, я все время пытаюсь привнести что-то в ту часть моей работы, которая касается Казахстана: приглашаю журналистов и венчурных инвесторов из Великобритании и США приезжать в Казахстан на различные мероприятия. Будем верить, что благодаря работе BeGlobe в республике, компании поймут, что без грамотного PR выходить на рынок гораздо сложнее, потому что PR – это эффективно, полезно и жизненно необходимо.

Арай Бекембаев, менеджер по развитию бизнеса inDriver в Казахстане.

inDriver – это глобальный сервис пассажирских перевозок со штаб квартирой в США, который сегодня оперирует более чем в 40 странах. Некоторое время назад стало понятно, что для эффективной работы организации необходима децентрализация офисов управления. Было принято решение о создании 5-6 хабов в разных географических точках, из которых будет идти управление разными регионами. В Алматы мы создаем хаб по управлению рынками в СНГ, потому что Казахстан для inDriver крупнейший рынок. Это наше долгосрочное решение, основанное на стратегическом видении развития нашего бизнеса.

Отметим, что в Казахстане мы присутствуем давно – наш офис здесь был открыт более 6 лет назад. И по своему опыту заявляем, что из Казахстана удобно вести операционную деятельность с соседними странами, в том числе благодаря союзу ЕАЭС. К тому же, здесь быстроразвивающаяся стабильная экономика, есть программы поддержки IT-компаний.

Уникальность бизнес-модели inDriver состоит в том, что в отличии от многих международных платформ, мы не навязываем пользователям стоимость услуги, а даем им возможность договориться о цене между собой. Такой подход мы используем во всей линейке наших сервисов. Это выделяет нашу платформу среди остальных и позволяет нам успешно конкурировать с международными брендами по всему миру – в Азии, Африке, Латинской Америке. Но, конечно же, дело не только и не столько в бизнес-модели, а в эффективной команде, которую удалось собрать основателю inDriver Арсену Томскому. Мы хотим сделать лучшую в мире платформу, где можно заказать ту или иную услугу.

Если раньше мы фокусировались на стремительной международной экспансии и захватили полмира, то теперь больше думаем над качественной функциональной проработкой своих сервисов. Казахстан, как крупнейший для нас рынок СНГ, стоит здесь в приоритете.

Артур Саркисян, коммерческий директор сервиса коллтрекинга и сквозной аналитики Calltouch.

Работать с клиентами, которые находятся в Казахстане, мы решили еще до начала событий в России и на Украине. К тому времени мы уже имели запросы о сотрудничестве от различных индустрий из Казахстана в сферах авто и недвижимости. Клиенты были наслышаны о нас, как о компании, которая умеет реализовывать различные кейсы по аналитике и помогает оцифровывать трафик. После событий февраля мы заявили о выходе на казахстанский рынок еще громче.

В данный момент мы не видим для себя конкурентов и понимаем, что являемся лидерами в определенных отраслях, в том числе по сквозной аналитике. В противном случае – будем развиваться и добиваться того, чтобы клиенты понимали в чем наше преимущество.

Переезд в саму республику нами пока не планируется, но возможно в скором времени там появится региональный представитель. Вместе с тем, мы проводим долгосрочные командировки в Казахстан, чтобы пообщаться с клиентами, ведь физически присутствовать в той или иной стране или городе очень важно: работает сарафанное радио, есть возможность нетворкинга, оперативно встретиться по рабочим вопросам. Однако и дистанционное общение с Казахстаном нам комфортно, ведь это русскоговорящая страна.

Основной плюс Казахстана для нас в том, что рынок только формируется. Многие приходят к тому, что нужно вкладываться в рекламу и понимать, как проинвестирован каждый тенге, насколько вложения рентабельны. Для этого, в том числе, необходим и наш инструмент, ведь он является неотъемлемой частью тех индустрий, где происходят звонки и заявки.

Сложность Казахстана же в отсутствии полноценной потребности в коллтрекинге, это приводит к тому, что нам необходимо своего рода обучать всю отрасль и маркетологов для того, чтобы они становились сильнее.

В данный момент мы не видим для себя конкурентов и понимаем, что являемся лидерами в определенных отраслях, в том числе по сквозной аналитике. В противном случае – будем развиваться и добиваться того, чтобы клиенты ощущали, в чем наше преимущество.

В ближайших планах на Казахстан – обучение маркетологов и собственников бизнеса для того, чтобы они понимали, зачем нужно считать инвестированные средства. Для нас это большая образовательная работа.

Мусалав Алибеков, CEO казахстанской кикшеринговой компании JET.

Мы стартовали с Казахстана в первую очередь потому, что основатели JET Мейрам Абелкасов и Серик Успанов – серийные казахстанские предприниматели. Кроме того, мы изначально были ориентированы на этот регион и планировали тут долгосрочное присутствие. Также понимали, что намерены работать на многих рынках, в том числе азиатских, поэтому начали с Казахстана как с самой лояльной к стартапам страны из нами рассмотренных. Всего за год существования JET мы уже расширились на Грузию, Армению, Сербию, Беларусь, Кыргызстан, Украину и готовимся открыться еще в нескольких странах в новом сезоне. Многие компании, как и мы, сегодня предпочитают стартовать с казахстанского рынка: это самая крупная экономика региона, здесь удачный климат для ведения бизнеса, отлаженное юридическое регулирование, хорошо развитые банковские продукты, понятная система налогообложения.

У нас маленькая команда для такого масштабного бизнеса, это, конечно, рождает большие нагрузки из-за объема, но и многое облегчает. После 24 февраля мы решили, что будет лучше, если перевезём всех в Казахстан, и теперь весь топ-менеджмент живет и работает в Алматы.

В Казахстане высокий уровень образования. У нас нет проблем с поиском компетентных кадров, чтобы строить такой прогрессивный сервис как наш. К тому же здесь открытая культура и культурный код.

Если и год назад Казахстан казался нам перспективным рынком, то сегодня мы можем с уверенностью сказать, что его в какой-то степени недооценили – потенциал для развития в Казахстане невероятно высокий. Весь прошлый год мы занимались активной экспансией зарубеж. Теперь наша задача – закрепить свои позиции в 14 городах присутствия, в приоритете – Алматы и Нур-Султан.

Еще один огромный плюс Казахстана в том, что с человеческой точки зрения всем переехавшим сотрудникам здесь комфортно, это сразу чувствуется даже на обывательском уровне: хорошие люди, красивая природа, вкусная еда. Чем больше ты тут живешь, тем больше у тебя реверансов в сторону казахстанцев и страны в целом, потому что Казахстан во многих аспектах цивилизованный. Например, я получаю тут максимально широкий спектр банковских услуг, это сильно облегчает привлечение человеческого капитала из-за рубежа. И русский язык здесь хорошо знают, это очень помогает релоцировать сотрудников из других стран СНГ: делает общение на всех уровнях более "домашним". Хотя после переезда все наши сотрудники по возможности учат хотя бы базовые фразы на казахском. Без этого можно прожить, но хочется чуть обрадовать местных жителей. В Казахстане высокий уровень образования. У нас нет проблем с поиском компетентных кадров, чтобы строить такой прогрессивный сервис как наш. К тому же здесь открытая культура и культурный код.

Из минусов для нас, пожалуй, главный – отсутствие четко закрепленного в законе статуса у микромобильного транспорта. Нам нравится быть первопроходцами, выступать инициаторами перемен, это обязывает к точному просчету шагов, расширяет видение, заставляет учиться. Мы уже почти год работаем над поправками к закону о дорожном движении, стали инициаторами создания "Ассоциации экологичного транспорта Республики Казахстан".

Второй минус в том, что в Казахстане живет всего 19 миллионов человек. Это не очень большой рынок, поэтому мы изначально рассчитывали делать экспортоориентированную компанию. Относительно небольшое население является дополнительной мотивацией для нас. Тем не менее, города Казахстана достаточно большие, чтобы мы могли проверять разные бизнес-гипотезы. Это позволяет нам быть конкурентоспособными и успешными как в мегаполисах, так и в небольших городах, куда мы приносим уже отточенный алгоритм работы.

Можно сказать, что тут не приняли ещё каких-то законов, сильно ограничивающих деятельность. Развивать кикшеринг, вписываться в стратегию "умных городов", влиять на процессы урбанистики в целом – эти вещи делают нашу работу захватывающей. Также в качестве бонуса мы получаем романтику строителя нового времени.

Ну и самый серьезный минус для любого бизнеса здесь, не только для кикшеринга – большие расстояние между городами и суровый климат на севере страны. Если бы города были ближе друг к другу, мы, например, могли бы открыть один сервисный центр на несколько крупных городов. Но в условиях Казахстана это мало, где возможно.

В данный момент мы сфокусированы на создании закона о СИМ, так как средства индивидуальной мобильности пока не вписаны в систему дорожного движения, и в Казахстане мы почувствовали отклик к этой теме со стороны властей и со стороны граждан, поэтому логично было больше времени проводить в Казахстане. И этот расчет тоже оказался верным: есть положительный отклик на наш продукт, есть диалог с государством, мы тесно взаимодействуем с местными органами, которые тоже заинтересованы в построении "умных городов".

Благодаря тому, что рынок кикшеринга только формируется, мы не получаем каких-то чрезмерных ограничений для развития конкурентоспособного бизнеса ни в самом в Казахстане, ни за рубежом. Можно сказать, что тут не приняли ещё каких-то законов, сильно ограничивающих деятельность. Развивать кикшеринг, вписываться в стратегию "умных городов", влиять на процессы урбанистики в целом – эти вещи делают нашу работу захватывающей. Также в качестве бонуса мы получаем романтику строителя нового времени, тем более, что в Казахстане это совпадает с переменами, и правительство в принципе активно прислушивается к добротным инициативам, изучает международный опыт, поэтому с ним легко вести диалог.

Когда другие компании из других стран начали приходить в Казахстан, мы спросили себя: "Чувствуем ли мы от этого какое-то неудобство?" И ответили, что, конечно, без конкурентов вести бизнес было бы проще для нас, но для потребителя лучше, если в одном секторе присутствует несколько игроков. Когда приходят другие компании, приходится искать альтернативные решения, чтобы становиться лучше. К тому же, с приходом новых игроков на рынок диалог нашей отрасли с государством формируется лучше – ведь ты не один, а уже с единомышленниками вкладываешь общие усилия в развитие и улучшение ситуации.

В Алматы уже работают три шеринговые компании, в Казахстане их не меньше пяти. JET покрыл почти все потребности казахстанцев в крупных городах и планирует тратить силы не на борьбу с конкурентами, а на развитие своего сервиса и продуктов. Мы всё-таки считаем, что должны быть льготы и зеленый свет у местных компаний. А рынок надо сбалансировать так, чтобы количество казахстанских и неказахстанских компаний было урегулированно, иначе нас ждет перенасыщенный рынок, который будет неподконтрольным для акиматов городов. Мы не хотим, чтобы наша сфера стала токсичной, а нас ассоциировали с санкционными компаниями или той неразберихой, которая будет на улицах Алматы в случае их прихода. Так что, в наших планах не допустить такую ситуацию, и для работы над этим мы также создали Ассоциацию экологичного транспорта РК.

Мы остаемся самым крупным экспортоориентированным кикшеринговым стартапом в странах СНГ. Так что, преследуем профессиональный интерес таковыми и оставаться. В 2021 году мы уже попали в топ-10 продуктов, которые делают жизнь казахстанцев лучше. И мы хотим дальше работать над совершенствованием нашего приложения, а также развивать человеческий капитал в Казахстане. Надеемся, что станем игроком номер один в Центральной Азии и на Кавказе.

Рынок Казахстана сегодня – это не только платформа для масштабирования, но и новый переходный этап для компаний, ведущий к расширению профессионального опыта: адаптация под новую целевую аудиторию и законодательную систему, активный нетворкинг, внедрение подходящих инструментов в бизнес-модель. Все эти процессы задают совершенно иной ритм деятельности, результаты которых могут обратить страну в новую реальность и выделить на международной платформе.

*Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в России.