Вопросы о продвижении продукции отечественных товаропроизводителей прозвучали сразу на нескольких площадках. С просьбой помочь в реализации специальной тротуарной тактильной брусчатки для незрячих попросил министра транспорта костанайский предприниматель Андрей Зелевский. Разговор состоялся во время визита министра в Костанайскую область в середине сентября.
Буквально через 10 дней на площадке Палаты предпринимателей состоялся разговор с еще одним производителем материалов для автодорожной отрасли, тоже из переработанного пластика, ТОО "Фабрика нетканых материалов S.M.F.-Sistem". В компании также говорят о низком спросе на их продукт со стороны костанайского потребителя, сообщает inbusiness.kz.
Плитка
Тактильная плитка Зелевского – проект социальный. Сам предприниматель незрячий, и на реализацию идеи по переработке пластиковых отходов он получил грант. В рамках Костанайской области его продукцию пытались применять в рамках работы по обустройству доступной среды.
Замакима региона Гульбарам Мусагазина отметила, что продукция в два раза дороже аналогов, потому подрядчики отказываются использовать ее в своих проектах. Заставить работать с конкретным производителем заказчики в лице акиматов и их подразделений не могут. Это уже коррупция. Хотя в отдельных случаях плитку Зелевского кладут – если тот выигрывает конкурсы на поставку.
Министр транспорта Марат Карабаев дал поручение своим коллегам изучить проект и его возможности. Он высказал сомнения в том, что неконкурентный по цене товар, пусть и хорошего качества, сможет найти постоянных крупных покупателей. Однако пообещал рассмотреть возможность применения продукции костанайского предпринимателя на отдельных объектах придорожного сервиса, чтобы оценить качество.
Мужчина, сам незрячий, производит тактильную плитку с использованием вторсырья уже третий год. Но его продукция в два раза дороже аналогов, отсюда низкий спрос. Хотя в облфилиале АО "НК "КазАвтоЖол" отметили, что ценовые предложения предпринимателя направляли всем подрядчикам, с которыми работают.
Геотекстиль
У другого костанайского переработчика пластиковых отходов иная проблема. Его геотекстиль, который используют для укрепления основания дорог и взлетных полос, не включают в проектно-сметную документацию. Производить нужную продукцию компания начала еще до пандемии. Однако спустя годы в Костанайской области крупных потребителей так и не появилось.
"Обычно геотекстиль используют в рамках капитального ремонта. Но на объектах по реконструкции на территории нашего региона его применение не предусмотрели. Костанайские подрядчики нас знают и приобретают материал даже в рамках средних ремонтов, в том числе для укрепления основания дорог. Но это лишь 5-7% от объема, что потребляет Казахстан. Сегодня крупные потребители – компании, которые работают на реконструкции дороги Кызылорда – Жезказган, Астана, Акмолинская область и западные регионы", – отметил заместитель директора предприятия Жандос Жаксыбаев.
Низкие объемы потребления в Костанайской области можно объяснить еще и низким процентом капитальных ремонтов. Главным образом так восстанавливают дороги республиканского значения. Местную сеть обычно проходят средним ремонтом. Тенденция давняя, и пока денег на другие проекты в казне нет.
Этот год в компании называют одним из самых сложных. Объемы потребления падают из-за секвестирования финансирования по ряду проектов из-за высоких затрат на устранение последствий паводка. Добавляют проблем и конкуренты из числа иностранных производителей. Костанайцы говорят о том, что среди них есть недобросовестные поставщики, которые поставляют товар более низкого качества, чем заявлено. Есть вопросы и к проектировщикам, которые в отдельных случаях пишут проекты под конкретного производителя. Но по цене, как уверяют костанайцы, они конкурируют на территории всего СНГ, пусть и не со всеми коллегами по цеху.
Один из главных вопросов, с которым переработчики вторсырья пришли на встречу в областную Палату предпринимателей – включить их в список тех, кто имеет право на зачет НДС на сумму приобретенного к переработке сырья в рамках статьи 411 Налогового кодекса.
Как отмечают переработчики, закупать вторсырье у ИП, которые занимаются его сбором и реализацией, им сложно из-за высоких цен, что предлагают за пластик российские конкуренты. Льгота по НДС на конечный продукт помогла бы решить вопрос. Так считают переработчики.
Тем более что государство за эту упаковку, а речь о пластике, налог уже получило при ввозе товаров в страну. Как говорят специалисты, сбор НДС с переработчиков вторсырья – это, по сути, двойное налогообложение на определенную позицию товаров.
Члены совета по вопросам промышленности костанайской РПП согласились с доводами предпринимателя. Однако отметили, что предложение лучше формировать не отдельной компании, а озвучивать его коллективно. Как вариант, аналогичным способом можно было бы решить и вопрос представительства продукции отечественных производителей в проектах по ремонту или строительству дорог, взлетных полос.
В региональной палате пообещали обсудить вопросы с коллегами из центрального аппарата НПП, тем более что Казахстан всерьез намерен повысить долю переработки вторсырья. В том числе пластика, тысячи тонн которого отравляют природу.
У костанайцев доля местного содержания товаров, произведенных с использованием вторсырья, составляет до 72%. Вопрос себестоимости Казахстан вполне может решить за счет мер поддержки, в том числе предоставлением субсидий. Но правила их выдачи и распределения после прихода АО "Жасыл Даму" изменили, затруднив работу как сборщиков вторсырья, так и переработчиков.