В эфире программы "Время говорить" депутат мажилиса парламента РК от Народной партии Казахстана Ерлан Смайлов отметил, что пенсионный возраст надо снижать, и в целом, если смотреть на пенсионную реформу 1998 года, она была ошибочной по многим параметрам. По его словам, шахтеры, металлурги, обогатители, есть большая номенклатура специальностей, которые работают во вредных и опасных условиях труда, где физически невозможно работать до 63 лет.
"Что касается женщин, когда нам приводят мировую статистику, европейский опыт, но надо понимать, что в ЕС совсем другой уровень жизни. Уровень медицины, уровень доходов. В Казахстане 9,7 млн женщин, из них 55-59 лет на данный момент 539 тысяч человек, т. е. эта мера касается большого количества женщин. Если говорить о рабочих, которые работают во вредных и опасных условиях труда, то, согласно статистике, их немногим больше 1 млн человек", – рассказал депутат.
По его мнению, видно положительное движение в данном вопросе, риторика правительства поменялась. Также он отметил еще одну категорию – это работающие инвалиды, которых насчитывается 85 тысяч человек. Им тоже надо снижать возраст выхода на пенсию. Невозможно работать в 63 года, имея вторую или третью группу инвалидности.
"Сейчас разрабатывается Социальный кодекс Республики Казахстан, он придет к нам, в мажилис, в ноябре, и все вопросы, связанные со снижением пенсионного возраста по этим категориям будут отражены в данном кодексе. Мы ждем, что будет там отражено", – говорит Ерлан Смайлов.
Он напомнил, что закон СССР о пенсионном обеспечении 1956 года, всего 11 лет после войны прошло, но он уже устанавливал возраст выхода на пенсию либо 50 лет, либо 20 лет "горячего" или подземного стажа.
"По существующей модели, которая существует чисто в накопительном компоненте, она совершенно не выгодна нашим гражданам. Если мы говорим о тяжелых отраслях промышленности, а 100% – это те отрасли, которые генерировали и сейчас генерируют наш экспорт, здесь надо переходить на смешанную модель – часть должна быть накопительная, часть – солидарная. Средства на это есть на самом деле, мы ведь можем полицейских, военнослужащих отравлять на пенсию в 45-47 лет", – привел данные депутат.
Также он привел пример, работает смена: из 10 человек трое должны уйти на пенсию.
"Они все равно дорабатывают, их отправляют на легкий труд, они получают инвалидность. Государство потом тратит деньги и на инвалидность, и на лечение. Получается, работодателю абсолютно невыгодно, у него из 10 человек реально работает только 7 человек. Государству также невыгодно, потому что этим троим оно платит пособия по инвалидности и государство еще тратит деньги на молодых через разные программы трудоустройства, развитие. Мы везде тратим деньги, когда этих троих можно отправить на пенсию", – резюмировал Ерлан Смайлов.
В свою очередь председатель республиканского отраслевого профсоюза шахтеров "Казуглепроф" Марат Миргаязов отметил, что на сегодняшний день не знает, чтобы где-то, в какой-либо стране шахтеры уходили на пенсию в 63 года. В Германии, в Англии закрывают шахты, потому что настолько опасное производство и сегодня технологии не позволяют работать безопасно.
"Мы всегда рассматриваем снижение пенсионного возраста, во-первых, через безопасность. Представьте, человек в 63 года идет в шахту, там такие стесненные условия, его действия могут принести вред не только ему, но и могут также повлиять на бригаду и на тех, кто рядом. Его действия или бездействие приведут к таким последствиям, которые мы уже имели", – подчеркивает спикер.
По его мнению, оптимальный выход на пенсию для шахтеров – 50 лет. Он напоминает, что есть исследование медиков, если человек 40 лет отработает во вредных условиях труда, 100% он станет инвалидом. Если он отработал 10 лет, то к 50 годам он может уже быть инвалидом. По его данным, в Казахстане, по статистике, 27 тысяч человек, занятых на шахтах, в шахты спускаются 8 тысяч человек.
"Любой руководитель скажет, что от шахтера в 63 года толку мало, зачем мы будем лукавить, а он занимает самый высший разряд на наших предприятиях. Молодой человек не может устроиться на это место, поэтому мы теряем и молодого человека, у нас и так небольшая численность в бригадах. Если 4 человека пришло, а должно работать 5 человек, а четвертый человек не имеет такой производительности, поэтому мы не получаем столько угля, сколько планировали", – рассказал Марат Миргаязов.
Также он озвучил проблему: наши шахтеры уезжают в Россию, так как там выходят в 50 лет, причем уезжают те, которые уже научились быть шахтерами.
"Чтобы научиться быть шахтером, надо как минимум проработать в шахте 5 лет. Мы теряем людей, которых научили", – констатировал глава профсоюза шахтеров.
Майра Медеубаева